ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В современных условиях построения коррекционной работы  с детьми с расстройствами аутистического спектра, одной из наиболее актуальных проблем является развитие связной речи. Согласно классификации Никольской О. С., выделяется четыре группы расстройств аутистического спектра [3]. Существенные проблемы в развитии и формировании связной речи отмечаются у первых трех групп, однако и у представителей четвертой группы могут присутствовать нарушения в связной речи, эти нарушения могут проявляться в:

-трудностях формирования связного монологического высказывания;

-трудностях построения описательного, повествовательного рассказа;

-трудностях коммуникации со сверстниками, педагогами и тд [2].

Все выше сказанное необходимо развивать детям с расстройствами аутистического спектра, так как данные нарушения связной речи будут существенным образом влиять на успешность обучения в школе, а также социализацию.

Рассмотри особенности коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. План работы с детьми с расстройствами аутистического спектра по развитию речи включает в себя следующие этапы:

-накопление словарного запаса;

-обучение составлению фразы из двух слов (существительное+глагол настоящего времени;

-обучению составлению фразы из трех слов;

-обучение самостоятельному использованию фразы [1].

Перед реализацией данного плана необходимо обязательное проведение диагностического обследования ребенка, только после этого составляется маршрут индивидуальных занятий и формируются группы для проведения подгрупповых занятий. Данные группы формируются по принципу отбора детей по схожести нарушений связной речи.

На занятиях по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра целесообразно использовать следующие методы:

- объяснение;

- вопросы;

- речевой образ;

- демонстрация наглядного материала;

- упражнения;

- оценка речевой деятельности.

Проводя то или иное занятие, логопед должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

В современной коррекционной практике присутствует широкое множество инновационных методик:

-  сенсорная интеграция;

-АВА-терапия;

- The Verbal Behavior Approach;

- модель SCERTS и др.

В условиях дошкольных образовательных учреждениях использование какой либо из инновационных методик «в чистом» виде невозможно, так как это противоречит программным требованиям. Однако специалист может использовать элементы данных методик на своих занятиях с целью:

- организации занятия;

- мотивации к занятию;

- метода поощрения и др [4].

Например, с помощью использования метода жетонных поощрений  из АВА-терапии, педагог может сформировать у ребенка положительную мотивацию к занятию и активизировать его желание получить награду через выполнение серии заданий.

Динамические сенсорные игры можно использовать для закрепления пройденного материала, для смены деятельности с детьми с проблемами во внимании. Также метод сенсорной интеграции может являться успешным для преодоления эхолалии.

Групповые и подгрупповые занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС должны содержать следующие ключевые компоненты(рис.1):

http://meridian-journal.ru/uploads/2021/01/4828-1.PNG

Рис.1 Компоненты групповых и подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с РАС

 

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг. М.М. в своих исследованиях подчеркивали важность совместной деятельности детей с РАС, при организации коррекционных групповых и подгрупповых занятий. При организации данного вида занятий основной задачей будет являться активизация детей к коммуникации между собой. Организации данной коммуникации могут способствовать коммуникативные игры, совместная творческая деятельность и др [2].

Итак, нами были описаны основные современные инновационные форм работы с детьми старшего дошкольного возраста с РАС. Все перечисленные методики могут быть направлены на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с РАС. Однако в условиях дошкольных учреждений ни одна из перечисленных методик не может быть использована в чистом виде.

Организация работы по развитию связной речи старших дошкольников должна носить комплексный характер с применением компонентов инновационных методик.

 

Список использованной литературы:

  1. Лебединская, К.С. диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления/ К.С. Лебединская, О.С.Никольская.-М.: Просвещение. – 450 с.
  2. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская М.М. Либлинг.-3-е изд..- М.: Теревинф, 2005.-С.150-205.
  3. Никольская, О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения/ О.С. Никольская // Дефектология.-2007.-№1.-С.12-26.
  4. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Кн. Для педагогов-дефектологов/И. Питерс.-М.:ВЛАДОС,2018. – 560 с.