ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Термин «дискриминация» образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Ценовая дискриминация представляет собой разделение монополией рынка путем назначения цен на один и тот же товар в зависимости от способности определенных групп заплатить за него. То есть, ценовая дискриминация понимается как практика установления различных цен на один и тот же продукт, при условии, что разница в ценах никак не сопряжена с затратами.

Понятие «дискриминация» означает не нарушение чьих – либо прав, а «разделение». В общем, речь может идти либо о практике конкретной организации, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам умеет назначать разные цены спроса для разных продавцов, а последние по тем или иным причинам соглашаются с его условиями. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца. 

Смысл такого поведения состоит в том, чтобы использовать любую возможность для определения максимальной цены за каждую проданную единицу. Это означает, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Акцент, сделанный  в определении, на отсутствие связи между ценовой разницей и затратами не случаен. Цены совершенных сделок обычно отличаются друг от друга из-за несоответствия страхования, сроков доставки, кредита, упаковки, дополнительных услуг, а также из-за того, что производитель предоставляет особые качественные характеристики товара в соответствии с индивидуальными потребностями потребителей. Когда покупатель оплачивает особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, разница в цене не является дискриминационной. И наоборот, оплачивая то, что не требует дополнительных затрат, покупатель подвергается ценовой дискриминации.

Модель простой монополии основана на предположении, что все единицы продукции, проданные за определенный период времени, продаются по одной и той же цене. Такая ценовая политика абсолютно неизбежна в любой ситуации, когда возможна перепродажа товара. Например, очень маловероятно, что книжный магазин, расположенный на территории кампуса, внезапно начнет продавать учебники экономики старшим курсам по одной цене, а всем остальным - со скидкой 45%. Даже если магазин попытается сделать это, проницательный второкурсник скоро начнет покупать эти книги, чтобы продать студент по разумной цене. Продажи книг в этом магазине скоро упадут до нуля по исходной цене.            

Однако не все компании вынуждены продавать всю продукцию по одной цене. Есть компании, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же товар. Если цены, установленные для разных покупателей, не отражают разницу в расходах компании, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию данных покупателей, то компания допускает ценовую дискриминацию.    

Получается, что совокупный доход монополии на разделенном рынке намного превышает доход монополии на безраздельном рынке. Следовательно, ценовая дискриминация является средством максимизации прибыльности фирмы-монополиста.

 

Условия ценовой дискриминации

Возможность участвовать в ценовой дискриминации не является легко доступной для всех продавцов, поскольку ценовая дискриминация возможна при соблюдении следующих условий:

  • если у продавца достаточно высокая степень монопольной власти, которая дает ему контроль над производством и ценами. Если компания не имеет определенной степени влияния на рынке - рыночной власти, то ее решения никоим образом не могут повлиять на действия покупателей, рыночную цену и получаемую прибыль. Таким образом, способность влиять на спрос путем изменения объемов производства и цен на продукцию является первым необходимым условием существования эффективной ценовой дискриминации.      
  • если возможна сегментация рынка — разделить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене . Например, он может производить прямое разделение клиентов на классы, используя информацию о предпочтениях различных групп (рынок разделен на сегменты с разной эластичностью спроса). Если нет информации о предпочтениях каждого потребителя, то разделение может быть сделано косвенно путем выбора потребителей между различными группами товаров.                      
  • если человек, который покупает товар по более низкой цене, не может перепродать это дороже . Поэтому наиболее широко он используется в сфере услуг. (телефонная связь, медицина, транспорт, поставка электроэнергии, воды и газа и так далее) Таким образом, компания должна иметь возможность исключить арбитраж - перепродажу товаров среди потребителей. покупая его по низкой цене, потребители покупают его по высокой цене.

 

Виды ценовой дискриминации

Артур Сесил Пигу  в 1920 г.  разделил известные схемы ценовой дискриминации на три типа. Ценовая дискриминация бывает первой, второй и третьей степени.          

Ценовая дискриминация первой степени (first-degree price discrimination) означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам и эти цены могут быть различными для разных потребителей. Этот случай называют совершенной  ценовой дискриминацией. 

Такая дискриминация подразумевает, что монополист знает вкус каждого потребителя и может предложить каждый индивидуальный набор товаров или услуг. Весь излишек потребителя присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации представляет собой идеализированную модель и, как правило, не может существовать на практике. Его реализация затруднена из-за возможности арбитража и несовершенной информации.                                  

В заключение отметим, что в современных условиях широко распространена данная ценовая дискриминация.    

Ценовая дискриминация второй степени (second-degree price discrimination ) означает, что монополист продает разные единицы продукции по разным ценам, но каждый человек, который покупает одинаковое количество единиц, платит одинаковую цену. Таким образом, цены различаются для разных количеств продукта, но не для людей. Самый распространенный пример - оптовые скидки . Этот тип ценовой дискриминации похож на идеальную ценовую дискриминацию, но грубее. Монополисту, практикующему ценовую дискриминацию второй степени, удается присвоить не весь потребительский излишек, а только его часть.                      

Таким образом, стратегия ценовой дискриминации (снижение цен) может принести больше прибыли, чем стратегия установления монопольно высоких цен.    

Ценовая  дискриминация третьей степени (third-degree price discrimination) возникает, когда монополист продает выпуск разным людям по разным ценам, но каждая единица выпуска, проданная отдельному лицу, продается по той же цене. Это наиболее распространенная форма ценовой дискриминации; примеры включают скидки для студентов, пенсионеров  и так далее. Монополист может изначально разделить потребителей на группы, и цена за единицу продукта будет отличаться для потребителей, принадлежащих к разным категориям, но не изменится для каждого потребителя, когда он покупает разное количество продукта или услуги. Эта ценовая дискриминация также приводит к частичному захвату излишка потребителя производителем.                      

 

Литература

  1. Симченко, Н. А. Теория отраслевых рынков : учебное пособие / Н. А. Симченко, М. В. Горячих. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 148 c.
  2. Теория отраслевых рынков : учебное пособие / Т. А. Кузовкова, Е. Е. Володина, Е. Г. Кухаренко, О. И. Шаравова. — Москва : Московский технический университет связи и информатики, 2018. — 158 c.
  3. Гоголина, Л. В. Теория отраслевых рынков : курс лекций / Л. В. Гоголина. — Москва : Российская таможенная академия, 2018. — 116 c.
  4. Карабанова, О. В. Теория отраслевых рынков : учебно-методическое пособие / О. В. Карабанова. — Москва : Научный консультант, 2015. — 89 c.
  5. Коновалов, Н. Н. Теория отраслевых рынков : учебно-методическое пособие / Н. Н. Коновалов, В. В. Чупахин. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2015. — 234 c.