СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ PR В РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

MODERN POLITICAL PR IN THE RUSSIAN INTERNET

В современном мире интернет является одним из основных платформ для коммуникации и политический PR активно внедряет свои технологии, используя, различные социальные сети для реализации своих функций.

Политический PR – это комплекс PR-действий, которые направлены на управление коммуникационными процессами, целью которых является формирование общественного мнения, отвечающего интересам политического субъекта.

Объектом политического PR прежде всего являются потенциальные избиратели, на которых воздействуют с целью формирования позитивного отношения к себе. Существуют определенные PR-методы, которые включают аргументации и убеждения, распространения новостей, а также таргетинг, который занимается поиском целевой аудитории.

Для достижения желаемого результата используются совокупность методов и средств – PR-технологии, играющие важную роль в установлении, сохранении и развитии благоприятных отношений между объектом и субъектом. Данные технологии всегда связывают с коммуникационными процессами, которые обязательно должны быть управляемыми, а не стихийными-это основное положение PR-технологий. И в данном управляемом процессе реализуется общественно-значимая политическая задача (выборы, референдум, избирательная кампания).

В современном мире роль PR-технологий, так же, как и роль PR в целом очень весома в политике, поскольку развиваются медийная сфера, интернет, социальные сети, соответственно расширяются и коммуникационные поля.

На данный момент, практически у каждого российского общественного деятеля, политика или даже партии есть своя страница в социальных сетях, где они показывают свою активность, делятся результатами своих действий, можно так же найти подробную информацию о их личной жизни, что нельзя было представить те же 15 лет назад.

Эксперты центра социальных инноваций «Чёрный куб» проанализировали аккаунты руководителей регионов в социальных сетях, где 65 из 85 руководителей имеют хотя бы одну страничку в соцсетях. Самой популярной площадкой для общения между народом и властью стал Instagram. Второе место поделили Facebook, «ВКонтакте» и Тwitter, на третьем – соцсеть «Одноклассники». Наиболее «живой» аккаунт в Instagram имеет глава Чечни Рамзан Кадыров. 41 губернатор имеет личные страницы в российской социальной сети Вконтакте. В пятерку самых успешных ее пользователей среди глав регионов вошли Радий Хабиров (Башкортостан), Александр Беглов (Санкт-Петербург), Роман Старовойт (Курская область), Рустам Минниханов (Татарстан) и Алексей Текслер (Челябинская область). Наиболее «живые» аккаунты в Facebook имеют губернатор Орловской области, Андрей Клычков, глава Бурятии Алексей Цыденов, председатель Совета Министров Крыма Сергей Аксенов и руководитель Башкирии Радий Хабиров. Наиболее «живые» аккаунты в Twitter имеют глава Чечни Рамзан Кадыров и мэр Москвы Сергей Собянин. В "Одноклассниках" наилучшие показатели имеют губернаторы Орловской и Тюменской областей – Андрей Клычков и Александр Моор [1].

Интернет-пространство стало еще одной платформой для реализации PR-технологий. Политический PR модернизировался и стал ориентироваться больше на влияния общественного мнения, на их манипуляции, чем на продвижения кандидата к власти. Также, благодаря медийным коммуникациям и медийным сферам, которые так или иначе связаны с политикой (а где-то даже контролируются государством) происходит управление различными слоями общества.

Виды PR-технологий отлично работают в интернете. Так именно в социальных сетях в современном российском обществе происходит складывание общественного мнения, посредством челленджей, мемов и др. Такое «сарафанное радио» было и до появления интернета, но сейчас приобрело глобальный масштаб. На данный момент самая большая роль принадлежит вирусному PR, так как люди хватают куски информации и начинают разносить её дальше, что и помогает формировать мнение о политической ситуации либо об общественном деятеле.  

Челленджи (сhallenge) – с английского переводится, как вызов. Это жанр видео-роликов, в которых исполнитель призывает повторить за ним определенные действия. В России есть достаточное количество челленджей от политиков. Например, бывший губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заснял на видео, как он забрасывает 18 баскетбольных мячей в корзину, в ответ на это Рамзан Кадыров глава Чечни пригласил Полтавченко поднять штангу весом в 100 килограмм [2]. В конечном итоге очень внушительное число политиков начали принимать участие в данном челлендже. Кто-то приседал, кто-то отжимался, кто-то подтягивался и т.д.  Данные видео очень быстро заполнили социальные сети, что позволило избирателям увидеть, что их кандидат не только занимается политикой, а также увлекается спортом. Это повышает репутацию в глазах общества за счёт чего на последующих выборах приоритетность данного политика будет выше.

Ещё одно явление, которое, пришло в мир рекламы и PR относительно недавно – это мем- как единица информации, которая может спонтанно и стихийно приобрести популярность в интернет-пространстве. Мемы могут проявлять с себя в форме картинок, видеороликов, песен и т.п. Мемы в PR на сегодняшний день являются одним из самых действенных и работоспособных методов рекламы человека. В основном мемы используются для того, чтобы очернить репутацию определённого политика. Но PR-технологи используют мемы и для «очищения» репутации, так в социальных сетях есть достаточное количество мемов про В. В. Путина, где его выставляют в лучшем свете, преподнося нам информацию о том, что он делает для народа всё возможное [3]. Данный метод очень сильно помогает поднимать приоритет и репутацию кандидатов, политиков, партий и т. д. Особенно в глазах молодого населения страны, так как они являются основными потребителями данного материала.

Также в интернет-пространстве при поиске информации о каком-либо политическом деятеле можно наткнуться на сайт или форум искомого. На таких сайтах в основном можно найти всю интересующую вас информацию. Данные сайты создаются для того, чтобы видеть интерес и приоритет деятеля. Через такие сайты в основном выводится аналитика запросов людей.

PR в интернете оказала огромное влияние на референдум 1 июля 2020 года в нашей стране по внесениям поправок в Конституцию РФ. Из-за сложившейся в мире и в том числе в России эпидемиологической обстановки данное голосование проходило в онлайн формате. И были десятки видео на просторах интернета агитационного характера, такие как, «Самый главный документ» и «На кухне ничего не меняется» [4].

Таким образом, с появлением в жизни людей новшеств, начиная с газет и заканчивая интернетом, сфера PR практически сразу проникает в них и укрепляется там. Политические PR-технологии активно используются в социальных сетях и довольно успешно, поскольку интернет стал еще одной платформой для реализации политического информационного воздействия. PR-это динамичная система, которая прогрессирует вместе с человечеством.

 

Использованные источники:

  1. Рейтинг: самые «живые» аккаунты губернаторов в соцсетях [Электронный ресурс]// Центр социальных инноваций «Черный куб». URL: http://blackcub.ru/2020/01/09/rejting-samye-zhivye-akkaunty-gubernatorov-v-socsetyax/ (дата обращения 02.01.2021).
  2. Форпост Северо-Запад [Электронный ресурс]/ URL: https://forpost-sz.ru/a/2018-03-06/georgij-poltavchenko-prinyal-sportivnyj-chellendzh-ot-ramzana-kadyrova?page=4 (дата обращения 03.01.2021).
  3. Memomedia [Электронный ресурс]/ URL: https://memepedia.ru/10-luchshix-memov-s-putinym/ (дата обращения 06.01.2021).
  4. Между строк [Электронный ресурс]/ URL: https://mstrok.ru/news/rossiyskie-reklamshchiki-vypustili-novye-agitacionnye-roliki-pro-popravki-v-konstituciyu (дата обращения 07.01.2021)

References:

  1. Rejting: samye «zhivye» akkaunty gubernatorov v socsetjah [Electronic resource]// Centr social'nyh innovacij «Chernyj kub». URL: http://blackcub.ru/2020/01/09/rejting-samye-zhivye-akkaunty-gubernatorov-v-socsetyax/ (access 02.01.2021).
  2. Forpost Severo-Zapad [Electronic resource]/ URL: https://forpost-sz.ru/a/2018-03-06/georgij-poltavchenko-prinyal-sportivnyj-chellendzh-ot-ramzana-kadyrova?page=4 (access 03.01.2021).
  3. Memomedia [Electronic resource]/ URL: https://memepedia.ru/10-luchshix-memov-s-putinym/ (access 06.01.2021).
  4. Mezhdu strok [Electronic resource]/ URL: https://mstrok.ru/news/rossiyskie-reklamshchiki-vypustili-novye-agitacionnye-roliki-pro-popravki-v-konstituciyu (access 07.01.2021).