Способы словообразования в текстах публицистического стиля

В современном русском языке существует несколько способов словообразования. Способы словообразования – это виды выражения словообразовательных отношений с помощью определенных производных, а также сами классы производных слов, устанавливаемые с учетом характера производного [4, с. 211]

В.В. Виноградов  разграничивал четыре способа словообразования в русском языке:

  1. Морфологический (морфемный или аффиксальный) способ со следующими разновидностями:

– суффиксальный (прокат – прокатчик), например: В Кирове стартовал прокат британского фильма «Зверь» [КП 4.07.2018];  Кроме того, среди участников опроса прокатчик случайным образом выберет 20 человек, которым подарит по два билета на предпремьерный спецпоказ комедии в Москве. [КП 20.01.2020];

– префиксальный (бежать – побежать), например: Ну и главное — куда бежать, если симптомы указывают на то, что вы заболели? [КП 11.03.2020]; А прежде всего он намерен «заразить зрителей желанием оторвать пятые точки от диванов и побежать бороться со своими фобиями» [КП 8.07.2019];

– суффиксально–префиксальный (стакан – подстаканник), например: За пару секунд обычный листок бумаги превращается в складной стакан для воды [КП 30.05.2019]; Первому пассажиру поезда «Саратов-Ростов» подарили подстаканники [КП 24.12.2018];

– бессуффиксный (глухой – глушь), например: Фотографы отправляются в непролазную глушь или горячие точки, чтобы сделать уникальные снимки [КП 9.07.2018].

  1. Лексико–семантический способ – «расщепление» многозначного слова на омонимы [1.Титан – сильная героическая личность. 2. Титан – большой кипятильник для воды], например: На Урале работяги воровали с завода титан, начиняя им шлакоболоки [КП 5.04.2019].
  2. Лексико–синтаксический способ словообразования – сращение в одно слово двух или нескольких лексических единиц (спаси Бог – спасибо), например: Тут, конечно, надо сказать спасибоеще и семье, в которой, как и в школе, прививают любовь к ценностям - помощи в трудную минуту [КП 11.02.2020].
  3. Морфолого–синтаксический способ – переход слова из одной части речи в другую (деепричастие «благодаря» – предлог «благодаря»), например: Николай Стариков: Благодаряпринятию поправок в Конституцию мы сможем уберечь мир от новой войны [КП 6.07.2020]; Побеждать – не благодаря, а вопреки [КП 28.02.2019].

В.В. Виноградов с учетом характера дериватов в современном русском языке разграничил следующие способы словообразования:

– аффиксальный, безаффиксный и   смешанный способы. [1, с. 212]

Аффиксальные способы словообразования:

  1. Префиксальный способ, который используется при образовании слов всех самостоятельных частей речи (чемпион – экс–чемпион; история – предыстория; интересный – преинтересный; естественный – противоестественный), например: Экс-чемпионни на секунду не улыбнулся и был серьезен, даже где-то задумчив [КП 6.05.2018]; Предыстория сего действия такова - двое жителей Новоселицкого района Ставрополья незадолго до нового года устроили на сельских полях гонку за зайцами со стрельбой [КП 4.02.2019]; Именно он, обучаясь на литературных курсах в Москве, узнал летом 1959 года о том, что где-то в Московской области проживает девушка, которая пишет преинтересные стихи [КП 14.10.2019]; Дикие и противоестественныеобряды все еще живут в некоторых регионах нашей страны [КП 27.02.2019].
  2. Суффиксальный, при помощи которого образуются существительные и прилагательные, например: (читать – читатель; храбрый – храбрец); прилагательных (медь – медный; синий – синенький), например: «На моих глазах добывали информацию про свадьбу Собчак»: читатель из Самарской области попал в редакцию федеральной Комсомолки [КП 23.09.2019];
    Ингушский борец подрос и теперь семилетний храбрец планируют вновь удивить мировую общественность своими способностями [КП 25.11.2019]; Любой из них вы можете купить в аптеке: марганцовка, никотиновая кислота, медный купорос, борная кислота и другие [КП 22.04.2019].
  3. Постфиксальный способ используется при образовании глаголов  или же неопределенных местоимений, например:  Правда, при одном условии: если ссориться правильно [КП 11.11.2019]; А как это ... муж и жена — ссорятся примерно с одинаковой интенсивностью [КП 23.10.2019]; Дональд Трамп что-то разузнал о «летающей тарелке», разбившейся в США в 1947 году [КП 22.06.2020].
  4. Префиксально – суффиксальный (смысл – бессмыслица; служить – сослуживец), например: Рядовой Владимир Тишкевич спас сослуживцаАндрея Бравкова[КП 6.04.2019];
    Это же бессмыслица, оскорбление интеллекта читающих! [КП 24.09.2018].
  5. Префиксально – постфиксальный (смотреть – всмотреться; спать – выспаться), например: Это был масштабный проект, размах которого впечатляет еще больше, если всмотретьсяв детали [КП 1.03.2019]; Некоторые болельщики всерьез полагают, что иранцы специально не давали португальскому форварду выспатьсянакануне важной игры [КП 25.06.2018].
  6. Суффиксально – постфиксальный (петух – петушиться; присесть – присаживаться), например: Возможно, студенты будут присаживатьсясюда перед экзаменом», – предположил губернатор [КП 5.09.2018].
  7. Образование глаголов при помощи префиксально – суффиксально – постфиксального способа (шутить – перешучиваться; блуждать – заблудиться), например: «Пятёрочка» научит, как не заблудиться в большом городе и начать учиться на «пятёрки» [КП 1.09.2020]; Затем люди постепенно раскрепощались, начинали общаться друг с другом, перешучиваться, «дружить командами» [КП 16.07.2019].

Безаффиксные [операционные] способы словообразования:

  1. Субстантивация – это безаффиксный способ словообразования, при котором прилагательные и причастия переходят в разряд существительных (перевязочный – перевязочная; учительский – учительская), например: Здесь также предусмотрены смотровой и прививочный кабинеты, манипуляционная, перевязочная [КП 25.02.2019]; «Литературная гостиная» — проект для молодых и не только [КП 28.06.2018].
  2. Сокращение производящей основы, например, (фото – фотография), (беж – бежевый), (хлоп – хлопнуться), например: Но интернет помнит все — фото тут же разошлось по пабликам в соцсетях [КП 7.09.2020]; Классическая строгость (черный, белый, беж) снова на вершине модной пирамиды [КП 5.10.2019].
  3. Сложение – это объединение в составе производной основы нескольких производящих основ в полном [неусеченном] виде (Новгород; сорвиголова), например: От нечего делать юные сорвиголовыпорой норовят попробовать свои силы в экстремальных развлечениях [КП 22.01.2019]; Это уже шестая поездка знаменитого австралийца в Россию и первый визит в Нижний Новгород [КП 18.09.2019].
  4. Аббревиация [или сложносокращенный способ словообразования], например: Председателя СТДАлександра Калягина на «Гвозде» не было Союза театральных деятелейРФ [КП 27.03.2019].
  5. Сложносоставной [или словосложение] – это разновидность сложения, представляющая собой образование производных слов путем объединения производящих слов целиком, вместе с флексиями (музей–квартира, диван–кровать, выставка–продажа); сложносоставным способом образуются существительные (платье – костюм); и числительные (двадцать пять, сто сорок шесть), например: В рязанской областной филармонии с 9 по 11 августа пройдет первая выставка-продажапроизведений живописи, графики, изделий изделий декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов рязанских авторов [КП 7.08.2018]; Сумка-клатч- непременная вещь в весеннем гардеробе этого сезона [КП 11.03.2019].
  6. Сращение – это способ образования на базе сочетания слов и словосочетаний, связанных подчинительной связью (фосфорсодержащий – содержащий фосфор; умалишенный – лишенный ума), например: Скачешь по квартире как умалишенный, хлопаешь в ладоши под потолком [КП 21.06.2018]; В мире производителей фосфорсодержащих минеральных удобрений, и Научный Центр сердечно-сосудистой хирургии им [КП 1.07.2019].

Смешанные способы словообразования:

  1. Префиксально – сложный, например ( умиротворить – мир, творить), например: Видимо, взвешивая, как умиротворитьназойливого гражданина, оператор бросила отрывистое «зачтётся» [КП 1.10.2018].
  2. Суффиксально – сложный – сложение производящих основ, сопровождающееся суффиксацией (мореплаватель – море + плавать + – тель), например: В белоснежном монастыре Жеронимуш молился перед отплытием в Индию португальский мореплавательВаско да Гама [КП 28.09.2018].
  3. Префиксально – суффиксально – сложный – сложение производящих основ, которое сопровождается одновременно префиксацией и суффиксацией (повсеместный – все места +по +н), например: «Бизон-Трек-Шоу» — уникальное событие, которое вызывает повсеместныйинтерес, но происходит только в Ростовской области [КП 10.06.2019].
  4. Сращение с суффиксацией – смешанный способ словообразования, при котором сращение элементов производящей базы сопровождается суффиксацией (ничегонеделание – ничего не делать), например: Фестивали такого типа — это организованное ничегонеделаниедля бездельников, шатающихся по городу [КП 5.06.2018].
  5. Сокращение с суффиксацией – сокращение производящей основы сопровождается суффиксацией (велик – велосипед; телик – телевизор), например: Гоночный велик, украшенный перьями, цветами, а так же надписями «Игорь Крутой» и «Россия» ввел маэстро в некое недоумение [КП 30.07.2019]; Кражу мопедараскрыли в Лебедянском районе Липецкой области во вторник, 10 сентября [КП 11.09.2019].
  6. Сращение с префиксацией и суффиксацией, например: Осмотреть бесхозныйрюкзак прибыли сотрудники полиции и МЧС [КП 28.11.2020].

Таким образом, можно сказать, что способы словообразования классифицируют на основе деривационных отношений и с помощью определения дериваторов.

Список использованной литературы:

  1. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии (на материале русского и родственных языков) / В. В. Виноградов // Избранные труды: Исследования по русской грамматике. – М.: Наука, 1975. – С. 166–229.
  2. Дорошевский В. Элементы лексикологии и семантики. – М., 1973. – 222с.
  1. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. – Изд. 6–е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
  2. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / П.А. Леканта, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; Под ред. П.А. Лекант, Е.И. Диброва, испр. – М.:Дрофа, 2001. – 560с.