БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ

Основополагающим документом, регулирующим систему стратегического планирования Российской Федерации, является Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ, принятый Государственной Думой 28 июня 2014 года [1]. Единый управленческий цикл стратегического планирования включает целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование.

Если рассматривать региональный аспект, то прогнозирование в свою очередь призвано обеспечить качественную и количественную оценку использования ресурсов при достижении целей и задач, стоящих перед регионом. Формирование экономической политики и реализация ключевых положений долгосрочной региональной стратегии не возможно без использования прогнозного инструментария.

Анализ, являющийся базой для дальнейшего прогнозирования, как и прогноз социально-экономического развития являются отправной точкой при решении задач по управлению устойчивым развитием региона. Прогноз состояния экономики и социальной сферы направлен на определение перспектив развития регионального комплекса и его структурных составляющих. От качества разработанного прогноза и его реализации непосредственно зависит эффективность принимаемых решений органов власти на региональном и государственном уровнях [2].

Сложностями при прогнозировании является необходимость оперативного пересчета комплекса прогнозных показателей с помощью экономико-статистических методов в условиях постоянных изменений внешних и внутренних факторов функционирования экономики и их описание, и как следствие, разработка новых мер по дальнейшему развитию региона. Процесс анализа и прогнозирования стимулирует взаимодействие большого числа органов государственной власти, бизнеса, науки, общественных организаций, созданию согласованных взглядов и скоординированных действий направленных на перспективы и разрешения проблем развития региона.

Наличие проблем практического применения методов в прогнозировании социально-экономического развития региона, а также недостатков ее организационной системы указывают на необходимость совершенствования данных направлений деятельности.

В настоящее время, активно внедряемое в государственном секторе проектное управление, является важным этапом формирования культуры управления. Для государственных органов, в чью сферу деятельности входит большое количество функций, целей и задач, чрезвычайно важно организовать работу так, чтобы четко были разделены подходы проектной и процессной деятельности. Очевидным положительным эффектом от внедрения проектного подхода в деятельность органов государственной власти является достижение поставленных целей и минимизация рисков, а также структурирование деятельности и бюджетный эффект.

Проектное управление в государственном и муниципальном управлении – это система действий органов управления на всех уровнях по прогнозированию, планированию, разработке, утверждению, реализации, мониторингу эффективности реализации проекта как комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение управленческих целей в конкретной сфере общественной жизни [3].

В России проектное управление давно не новшество и благодаря накопленному опыту и быстро изменяющимся внешним обстоятельствам постоянно видоизменяется, что способствует решению социально-экономических задач в государственном секторе, повышению качества управления территорией.

При реализации любого проекта неизбежно возникает вопрос о целесообразности тех или иных действий или материальных трат. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно потраченные средства и ресурсы, стоит использовать проверенные временем методики по управлению проектами – например, принципы бережливости.

Бережливый подход является толчком для процесса непрерывного совершенствования деятельности, а проектное управление решает задачи достижения поставленных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.

Сегодня бережливое производство один из самых актуальных мотивов среди российского менеджмента. Бережливое производство – это определённая система взглядов на организацию производства, которая базируется не только на теоретических знаниях, но и на грамотном применение разнообразных методик и инструментов, что в свою очередь окажется толчком для процесса постоянного улучшения деятельности [4]. Методик бережливого производства достаточно много и состав применяемых инструментов зависит от конкретных задач, которые при грамотном использовании поспособствуют сокращению потерь, распознаванию возможностей, повышению управляемостью организацией, использованию потенциала каждого сотрудника, повышению конкурентоспособности, получению существенного экономического эффекта без крупных финансовых затрат.

Сегодня бережливое производство становится действенным механизмом повышения эффективности функционирующей системы государственного стратегического управления. Стратегическое планирование оказывает существенное воздействие на социальное и экономическое развитие территорий, определяет приоритетные направления экономической политики, выступая основой для распределения ресурсов, а также сосредотачивает внимание на проблемах регионального развития. Позволяет оценить реальное положение региона в экономике Российской Федерации, а также новые перспективные варианты развития региона для обеспечения его конкурентоспособности, с выявлением рисков и оценкой эффективности действующих процессов. Обеспечение эффективного стратегического планирования возможно только при всестороннем, комплексном взаимодействии органов исполнительной власти всех уровней в процессе разработки и реализации документов стратегического планирования, что достигается по средствам разработки и внедрения бережливых проектов.

 Используемые инструменты бережливого и проектного управления обеспечивают формирование новой, улучшенной системы деятельности органов власти, в том числе по анализу и прогнозированию социально-экономического развития, с рациональным использованием человеческих и временных ресурсов. Это достигается за счет формирования рекомендаций и аналитических карт, разработки стандартов операционных процедур, внедрения типовых форм представления информации.

Бережливые проекты способствуют повышению эффективности работы государственных органов власти. Своевременное выявление проблем в организации процесса работы является первостепенным элементом качественного управления. Постоянный мониторинг и использование современных методик обнаружения и анализа слабых сторон позволяет заблаговременно, до наступления кризисной ситуации, найти оптимальные пути их решения. От установленной цели напрямую зависит разработанная программа действий, которая основывается на выявлении существующих и необходимых человеческих, временных, материальных и других ресурсов.  Так как ресурсы ограничены, то бережливое отношение к ним является рациональным государственным подходом, применимым ко всем сферам деятельности органов государственной власти.

 

Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ (последняя редакция) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  2. Верников В.А. Стратегическое управление и планирование развития предпринимательских структур в новых экономических условиях: монография / Верников В. А.; [Российская академия предпринимательства]. - Москва: Наука и образование, 2015. - 182 с.
  3. Котилко В. В. Стратегическое планирование и прогнозирование субъектов России / Котилко В. В. - Москва: Сам Полиграфист, 2020. - 118 с.
  4. Меджидова М. Г., Чистяков А. Д. Совершенствование методологии управления человеческим капиталом в интересах социально-экономического и инновационного развития региона / [Меджидова М.Г., Чистяков А.Д.] ; М-во образования и науки, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Донской гос. техн. ун-т". - Ростов-на-Дону: ДГТУ-Принт, 2016. - 113 с.

 

References

  1. Federal'nyj zakon ot 28 ijunja 2014 goda № 172-FZ (poslednjaja redakcija) «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii».
  2. Vernikov V.A. Strategicheskoe upravlenie i planirovanie razvitija predprinimatel'skih struktur v novyh jekonomicheskih uslovijah: monografija / Vernikov V. A.; [Rossijskaja akademija predprinimatel'stva]. - Moskva: Nauka i obrazovanie, 2015. - 182 s.
  3. Kotilko V. V. Strategicheskoe planirovanie i prognozirovanie sub#ektov Rossii / Kotilko V. V. - Moskva: Sam Poligrafist, 2020. - 118 s.
  4. Medzhidova M. G., Chistjakov A. D. Sovershenstvovanie metodologii upravlenija chelovecheskim kapitalom v interesah social'no-jekonomicheskogo i innovacionnogo razvitija regiona / [Medzhidova M.G., Chistjakov A.D.] ; M-vo obrazovanija i nauki, Feder. gos. bjudzhet. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija "Donskoj gos. tehn. un-t". - Rostov-na-Donu: DGTU-Print, 2016. - 113 s.