ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF FORMING COMMUNICATION SKILLS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности. Включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.

Общение рассматривается в качестве одного из условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.

Актуальность темы связана с тем, что старший дошкольный возраст является одним из главных этапов развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития. Именно в этом возрасте ребенок должен овладеть основными коммуникативными навыками, которые позволили бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно социализироваться в обществе. Для успешного обучения и воспитания детей с задержкой психического развития необходимо развивать имеющиеся у них потенциальные способности в общении. Выявление характерных особенностей развития общения у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста важно для дальнейшего углубления психолого-педагогической стороны изучения сущности задержки психического развития, ее причин, поиска путей и средств коррекции отклонений в развитии этих детей.

В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте. [1]

Чтобы изучить особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в задержке психического развития применяются методы исследования: наблюдение и эксперимент. Методики исследования: «Метод наблюдения», «Особенности высказываний детей 3 – 6 лет», в общение со сверстниками и «Диагностика развития общения со сверстниками».

Охарактеризуем методы, которые использовались в исследовании:

1 метод – наблюдение, используется в изучении детей любого возраста. Наблюдение считается наиболее надежным методом, который применяют при изучении детей с отклоняющимся развитием [3]. Метод позволяет определить разнообразные проявления психики ребенка в ходе его непосредственной деятельности и при наименьшем вмешательстве со стороны наблюдателя.

2 метод – эксперимент. Данный метод отличается от предыдущего тем, что для проявления нужного психического явления необходимо создание специальных условий. Во время эксперимента имеет место возможность изменить условия процесса. Также отмечается влияние некоторых факторов на возникновение психического явления и на его динамику. Количество проводимого эксперимента зависит от выявления закономерности.

Итогом эксперимента является получение объективных данных, которые подтверждаются другими людьми при проведении с другими контрольными опытами.

Для исследования были подобраны следующие методики: «Метод наблюдения», «Особенности высказываний детей 3 – 6 лет», в общение со сверстниками и «Диагностика развития общения со сверстниками»[2].

По итогам констатирующего эксперимента было выявлено, что дети обладают низким уровнем развития навыков общения, слабо развит зрительный контакт, обособленность в деятельность, трудности в совместной деятельности.

Была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию коммуникативных навыков для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ее основу легла адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития. Дети на основе литературных произведений делали инсценировки сказок, рассказов, через комплекс игр и упражнений смогли установить контакты между сверстниками и взрослыми, стали более раскованными и раскрепощенными. 

По окончанию коррекционной работы была проведена повторная диагностика по методикам, которые использовались на констатирующем этапе.  

Можно заметить, что после проведения коррекционно-развивающей программы многие дети перешли с низкого уровня на средний уровень. Они стали раскрепощенными в общении, старались вступать в контакт, научились взаимодействовать между собой, сопереживать друг другу.  Исходя из этого, можно сказать о том, что программа имела положительный эффект. 

Таким образом, можно сказать, что коррекционно-развивающая программа, составленная для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, проявляется с эффективной стороны. Создавая условия наравне с различными методами учебно-воспитательного процесса развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будут более успешными.

 

Использованные источники:

  1. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
  2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / под ред. С. Г. Шевченко. – М.: Аркти, 2001. – 224 с.
  3. Психолого-педагогический словарь [Текст] / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. – Минск, 2006. – С. 319.