ВЛИЯНИЕ ИНДУСТРИИ МОДЫ НА ЭКОЛОГИЮ

THE INFLUENCE OF THE FASHION INDUSTRY ON THE ENVIRONMENT

Производство текстиля – древнейшая практика человека. Сегодняшнее масштабное производство одежды оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды из-за огромного количества отходов. Зачастую экологически ответственному покупателю практически невозможно разобраться в том, какой бренд менее губителен для планеты. Современный человек стал олицетворением эпохи потребления, последствия которой будут ощущать следующие поколения на протяжении многих столетий. Однако многие уже начали не только осознавать проблему, но и принимать активные действия для ее предупреждения и предотвращения последствий. Потребители и производители начинают сознавать, что экономика, экология неразрывно связаны между собой. Спекуляции и игры в какой-либо одной из этих областей непременно влекут за собой реакцию — как правило, негативную — всей системы «природа — общество».[1]

 

Вред текстильного производства

Продажи одежды по всему миру удвоились за последние 15 лет. Выбросы CO2 текстильной промышленностью превысили аналогичный показатель у отраслей морских перевозок и международных перелетов вместе взятых. При этом 84% одежды заканчивает свой срок на свалках или мусоросжигательных заводах, и только оставшиеся 16% перерабатываются. Повторное использование или переработка выброшенной одежды значительно снижает воздействие на окружающую среду по сравнению с покупкой новых модных товаров. На выращивание хлопка для одной футболки нужно 2,7 тыс. л воды — столько требуется человеку на три года жизни. Было обнаружено, что примерно 65 кВтч энергии экономится на каждый килограмм хлопка, замененного использованной одеждой, и 90 кВтч энергии сохраняется на каждый килограмм замененного полиэстера.

Также развертывание текстильной промышленности ведет за собой следующие экологические угрозы:

– использование больших площадей под природные растительные волокна;

– применение в выращивании природных растительных волокон препаратов ядохимикатов;

– большие затраты энергии и воды для переработки текстиля и на очистку выбросов в воздух и водоемы;

– необходимость использования многочисленных и часто токсичных химикатов и красителей;

– производство синтетических волокон требует в качестве сырья невозобновляемые нефть и газ.

Это только основные экологические проблемы текстильного производства.

Ведущие производители одежды ищут компромисс между скоростью создания продукции и рентабельностью бизнеса с одной стороны и запросом покупателей на экологичность товаров и растущими угрозами окружающей среде с другой.[2]

 

Стратегии устойчивого развития производства.

Что такое устойчивая мода? Набирающее популярность понятие sustainability, в переводе «устойчивое развитие», или «устойчивость», — стремление к восстановлению баланса на планете. Устойчивость затрагивает два аспекта: влияние на окружающую среду и влияние на общество. В рамках этого понятия цель любого проекта — положительное влияние на одну из сфер.

В индустрии моды немаловажным шагом в сторону сохранения окружающей среды является отказ от концепции «Быстрая мода». «Быстрая мода», когда коллекции обновляются раз в сезон, привела к производству вещей низкого качества. Из-за этого большой объем одежды оказывается на свалке. Благодаря давлению общественности, многие бренды стали с большей экологической ответственностью подходить к смене коллекций. Производство вещей из не дорогих материалов тоже небезопасно для окружающей среды из-за выбросов закиси азота, микропластика, на который расщепляются некоторые синтетические ткани.

Система устойчивого управления отходами «включает петли обратной связи, сосредоточенных на процессах, воплощающих в себе адаптируемость и уменьшение отходов». Более того, стратегия устойчивого управления отходами должна учитывать цели устойчивого развития, то есть экологические последствия, экономические аспекты и социальные вопросы.

Люди стали покупать больше одежды и хранить ее меньше. В первую очередь для уменьшения экологического вреда от текстильного производства и индустрии моды, крупные компании начали использовать стратегии устойчивого управления отходами.

1.Повторное использование - продукт снова используется для той же цели, иногда с повторным распространением и перепродажей

2.Переработка – процесс измельчения или разрушения материалов на мелкие фракции или волокна. Восстановленные волокна из использованных текстильных материалов смешиваются с первичными волокнами для производства новых тканей или используются для производства других продуктов

  1. Восстановление – процесс, который собирает выброшенную одежду, восстанавливает, переделывает и возвращает в обращение, откладывая полную утилизацию товара.

Текстиль можно перерабатывать механическим или химическим способом, что может привести к получению разнообразных конечных продуктов. При механической обработке материалы измельчаются или разрываются на мелкие фракции или волокна. Которые можно смешивать с первичными волокнами для производства новых тканей или использовать для других продуктов. Текстильные изделия, изготовленные из синтетических волокон, могут быть переработаны химическим путем. Путем разрушения волокон на молекулярном уровне и повторной полимеризации сырья. Однако это более энергоемкий процесс, чем механическая переработка Переделывание использованных продуктов - это альтернативная стратегия повторного использования старой одежды. В последние годы переделка использованных продуктов к новому состоянию привлекает все больше внимания как ученых, так и производителей. Этот тип процесса можно рассматривать как более высокую форму повторного использования, ориентированную на восстановление исходных качеств товара. Ряд модельеров разработали бизнес, используя этот подход, но это все еще лишь нишевый рынок. Например, принести ненужную одежду и сделать из нее сумку.

Многие бренды не готовы вкладываться в изменение своей бизнес-модели, но занимаются просвещением покупателей в области сознательного потребления, развитием программ экологической устойчивости, внедрением эко-линеек одежды.

Так же не малый фактор экологических мер на производстве, оказывает масштаб компании. Например, небольшой бренд, с маленьким объемом выпускаемой продукции, относительно крупных производителей, будет наносить меньше вреда экологии, даже если не будет стремиться к уменьшению вреда окружающей среде. А огромный концерн будет наносить больший вред экологии, даже если будет максимально уменьшать отходы и оптимизировать экологичность производства.[3]

 

Экологические инициативы от производителей.

Одной из самых экологичных компаний является H&M. Которая уже много лет публикует отчеты о экологических достижениях в своем производстве. Например, H&M принимает на переработку одежду, а взамен дает скидку на новые вещи. Несколько из экологических инициатив компании:

  1. Использование альтернативных источников энергии – ветряных мельниц и солнечных батарей. В дальнешем компания планирует полностью перейти на альтернативные источники энергии
  2. Использование вторичного пластика.
  3. Разработка технологии выращивания хлопка с меньшим использованием воды и других ресурсов.

Многие компании ведут рекламные кампании с акцентом на «зеленое» производство. И продвигают более разумное использование старой одежды.

Достижения других компаний в рамках устойчивого развития. Так, Adidas пообещала к 2024 году использовать исключительно переработанный пластик. Бренд Mango снизил количество воды, потребляемой при производстве, на 4 млн литров. PVH, владелец брендов Calvin Klein и Tommy Hilfiger, намеревается использовать сырье только из экологически чистых источников: для хлопка и вискозы — к 2025 году, для полиэстера — к 2030 году. Можно сказать, что уже абсолютное большинство производителей применяют стратегии устойчивого развития.[4]

 

Выводы

Тренд на экологичность и разумное потребление набирает обороты. Бренды не могут игнорировать влияние на экологию. Все чаще обращают внимание на переработку сырья, оптимизацию производства. Со временем масштабы этого тренда будут увеличиваться, и индустрия моды сможет уменьшить влияние производства на окружающую среду.

Стоит отметить, что нужно не забывать самим потребителям больше уделять внимания разумному потреблению и утилизации вещей. Каждый потребитель может внести свой вклад в дело защиты окружающей среды, придерживаясь некоторых правил:

  1. Следует выбирать одежду из натуральных материалов, т.к. производство продукции из таких материалов менее затратное по ресурсам.
  2. Для утилизации старых вещей использовать контейнеры раздельного мусора. Или относить их магазины, которые специализируется на использованной одежде.
  3. Не покупать слишком много не нужной одежды, которая будет редко использоваться.

Список литературы

  1. Gosudarstvennaja programma RF "Ohrana okruzhajushhej sredy na 2012-2020 gody"URL: http://www.nsc.ru/win/anons/1689/13/gosprogramma
  1. Gofman A.B. "Sem' socialny funkcij mody" (iz knigi "Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija") URL: http://vneshnii-oblik.ru/soziologiya/gofman-moda.html
  2. Dzhobava N. A. Jekologicheskoe pravosoznanie, Sankt- Peterburg, 2013, URL: URL: http://www.mavriz.ru/articles/2003/4/8.html
  3. Krotova M.V, Tjuhteneva Z.I., "Sociologicheskij aspekt jekologicheskoj kul''tury v mode", URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/588.pdf