Актуальные вопросы и проблемы трансграничной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Перевозка грузов служит одним из самых распространенных видов договоров в национальных гражданских, а также трансграничных (международных) правоотношениях. В современном мире данные договоры используют многие страны, а также юридические лица, так как у них возникает необходимость осуществить перевозку опасных грузов в силу соглашений и международных договоров, для получения экономической выгоды для государства и получение прибыли для юридических лиц. Опасным признается такой груз, который в результате происшествия может причинить вред здоровью и жизни людей, также природе. Сюда входят: газы, ядовитые вещества, химикаты, пестициды, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, токсичные, коррозионные материалы и многое другое. Автомобильный транспорт является одним из распространенных для перевозки опасных грузов. 

Одним из первых актуальных проблем, возникающих при данном договоре служит правовое регулирование данных отношений. Не существует единого документа, который регулирует все вопросы правоотношения, перечень опасных веществ, между всеми странами в силу географического положения и в силу правовой системы государства. И вот возникает один из вопросов: нужен ли один документ для всех государств? Дать ответ на этот вопрос достаточно непросто, ведь не все государства принимают участие в соглашениях о международной перевозке опасных грузов поэтому в данном случае остальным участвовать нет необходимости. Но если перевозку необходимо переправить через третью страну может возникнуть множество проблем. Например, пересечение таможенной и государственной границ. Регулирование данного вопроса в России предусмотрено, особенно пересечение таможенной границы в рамках ЕАЭС, однако проблемы перевозчика могут возникнуть при пересечении границ третьей страны. Но основное количество источников правового регулирования составляют двусторонние соглашения.

Также возникают вопросы ответственности за нарушение сроков за данный договор. Регулирование нарушений за сроки договора перевозки в нашей стране закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) и в
Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», но в российских законах закреплены только условия ответственности внутри страны, а в транснациональных отношениях существуют различные коллизии и закреплены они в различных соглашениях. 

Правое регулирование перечня веществ имеет также свою актуальность, так как если данные средства будут перевозиться с нарушением, возникнет угроза не только сохранности груза, но и для населения и окружающей среды. Перечень веществ закреплен в международных документах. Организация объединенных наций (ООН) разработала специальный список опасных веществ. Данные вещества, внесенные в список, имеют свой идентификационный номер.

Вопросы также возникают с документами необходимыми для данного вида перевозок. Таковыми являются: сам договор, товарно-транспортная накладная, которая подтверждает договор, документы на транспортное средство, документы на груз, водительское удостоверение, книжка международной договорной перевозки, а также существует документ по форме Т. для участников Европейского союза.[1] Но для перевозки опасных грузов необходимы особые разрешения. Большинство стран участвующих в данных отношениях пользуется привязкой lex loci actus, то есть форма и реквизиты подчиняются стране выдачи.[2]

Существуют также проблемы, которые  касаются транспорта, осуществляющего перевозку опасных грузов. К перевозке данных грузов может допускаться только специально-оборудованное транспортное средство, как правило, этим является грузовой транспорт. При перевозке опасных грузов необходимо соблюдать повышенные требования к безопасности. Также необходимо учитывать погодные условия для перевозки, освещенность дорог, время суток, наличие времени когда других транспортных средств достаточно много. Тщательную подготовку требует и конструкция автомобиля, как правило, данные автомобили проходят процедуру переоборудования, что влечет значительную трату времени и финансов. Все  это основывается на положениях Европейского соглашения о дорожной перевозке опасных грузов. Данным соглашением определен также список дополнительного оборудования, для оснащения автомобильного транспорта. Доукомплектование потребует правильно выбрать это оборудование, провести оплату и провести размещение на транспортных средствах, а также с определенной периодичностью контроль за сроком службы и исправностью оборудования.

Одно из ключевых миссий за перевозку лежит на водителе. Так как в его обязанности входит: соблюдение сроков перевозки, соблюдение сохранности груза, соблюдение правил дорожного движения, бережное отношение к транспортному средству. Также  водитель данного транспорта обязан проходить учебу и получить соответствующее свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов, пройти медицинское освидетельствование на наличие болезни которые ограничивают и запрещают водить и перевозить грузы. В России есть дополнительные правовые акты, которые регламентируют квалификацию водителей и их права по перевозке опасных грузов, а также ряд других организационных и технических вопросов.

Данные вопросы и проблемы лишь незначительно отражают специфику перевозки опасных грузов в трансграничных правоотношениях. Своевременное выявление и разрешение вопросов поможет грамотно соблюсти договор на практике, без существенных затрат времени и средств, без убытков и без вреда для людей и окружающей среды. Руководствуясь национальными и международными законами, учетом ошибок совершенных ранее при перевозки нужно создать единообразные требования к перевозке опасных грузов. Необходимо тщательное проведение контроля за грузами и транспортом путем установления спутниковых систем навигации, нужно проводить усиленную подготовку водителей. Перевозка данных грузов является сложной и специфической деятельностью, которую лучше доверять профессионалам. Но в особом внимании специалистов автомобильного транспорта будут оставаться вопросы безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ 
  2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/.
  3. «Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» (Заключена в г. Женеве 14.11.1975)

[Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3894/.

  1. Международное частное право: учебник / отв. ред. Г.К.Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2020. – 680 с.