Особенности речевой коммуникации у профессиональных спортсменов

Спортсмены общаются между собою и как партнеры, и как соперники. Кроме  того,  у людей данной профессии происходит  регулярное  общение с тренером,  от эффективности  которого во многом зависит успех. Спортсмен также  вступает в речевое  взаимодействие с судьями, зрителями, болельщиками, журналистами и т. д. Поэтому для него  важно правильно построить взаимоотношения со всеми участниками коммуникационного взаимодействия.

   Сегодня высокая речевая культура – непременное качество общественно- активной личности. Ценность и востребованность специалиста на современном рынке труда во многом зависит от наличия у него грамотной устной и письменной речи, умения общаться и воздействовать на других людей посредством слова. Нарушение языковых норм, ошибки в речи даже очень авторитетного в своей области специалиста субъективно снижают в сознании слушающих или читающих уровень достоверности излагаемой им информации. Спортсмены не исключение из этих правил, поэтому современным деятелям спорта пришло время позаботиться о собственном имидже и статусе в обществе, проявить таланты и доказать, что интеллект спортсмена не уступает его физическим возможностям.

   Допустимо считать, что владение словом не является важным для карьеры спортсмена, не станет определяющим в его профессиональных достижениях. Однако возможности родного языка влиять на качество жизни, мировоззрение и успехи своего носителя – факт, подтвержденный мыслителями разных эпох. Данным вопросам посвящены труды отечественных философов: Н. Бердяева, М. Лихачева, Ю. Лотмана,  Н.Ф. Федорова и др. Современные теоретики и практики в сфере физической культуры: Г.Д. Бабушкин (Сибирский государственный университет физической культуры и спорта), Ц. Желязков, Е.Д. Никитина (Московская государственная академия физической культуры) и др. подчеркивают необходимость всестороннего, в том числе речевого развития специалиста для самосовершенствования профессионального становления и интеллектуализации спортсмена.

 У спортсменов, особенно в командных видах спорта, речевое взаимодействие происходит регулярно. И одной из главной особенностей является то, что речевая коммуникация между спортсменами строится  не только вербальных средств общения, таких, как: подсказки в процессе игры друг другу или наставления тренера, но и невербальных: жесты, мимика, обманные движения, предметы (спортивный инвентарь).   Спортсмены являются достаточно медийными личностями. На соревнования, в которых они принимают участие, приходят тысячи зрителей. Многие спортсмены теряются перед объективом видеокамеры. Им трудно грамотно и связно отвечать на вопросы и давать интервью.

 В данной статье  представим несколько способов с помощью которых можно развить построение правильной речевой коммуникации у спортсменов в частности у девушек, которые играют в женский хоккей.

Хоккей- командный вид спорта, в большинстве случаев ассоциируется с брутальными мужчинами, которые зачастую не имеют передних зубов и обладают богатым речевым запасом. По факту  хоккей смело можно назвать быстрыми шахматами, так как на площадке играют по 6 игроков с каждой команды ( пять полевых и один вратарь) только в ходе правильных,  согласованных и неординарных решений команды забивают голы. На принятие решений (отдать передачу, отбить бросок) уходить не более 0,5 секунд. Силовые приемы происходят тогда, когда кто-то из игроков сделал неправильное решение или промедлил.   В чем же состоит основное отличие женского хоккея от мужского. В женском хоккее запрещена силовая борьба, поэтому когда играют девушки, у них можно гораздо чаще увидеть шикарные наигранные схемы и филигранные передачи. Для лучшего взаимопонимания все спортсмены обмениваются в ходе игры репликами. На площадке подсказывают  друг другу, на скамейке обсуждают  какой-то прошедший или предстоящий игровой момент. Если у спортсменок в общении с  друг другом редко возникает недопонимание, то общаясь за пределами хоккейной коробки или со средствами массовой информации, важно уметь владеть лексическими нормами речи.  Под лексическими  нормами подразумевается:

- правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме;

- употребление слова в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке;

- уместность использования слова в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях.

Для определения уровня грамотности  спортсменок нами было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие хоккеистки женской хоккейной команды «Агидель» город Уфа. Данная команда является трехкратным чемпионом России двукратным обладателем кубка Женской Хоккейной Лиги и многократным призером России по хоккею с шайбой среди женщин. В составе данной команды выступают девушки, которые неоднократно привлекаются в состав Национальной и молодежной сборной России, которые представляют страну на международных соревнованиях. В ходе анкетирования было опрошено 15 респондентов. Было задано 7 вопросов.  Каждый вопрос содержал по 3 варианта ответа. Результаты анкетирования представлены таблице 1.

Таблица 1. Результаты первичного анкетирования хоккеисток. 

По результатам опроса участниц  хоккейного клуба «Агидель», можно сделать вывод,  что данное анкетирование  показывает, что на данный момент уровень лексической грамотности профессиональных спортсменов находится на среднем уровне.

Для улучшения лексической грамотности спортсменок стали проводиться прямые включения и участия в различных викторинах на популярных интернет-платформах, для привлечения внимания как со стороны социума, так и для повышения лексической грамотности и уровню разговорной речи.

  • Спортсменки на протяжении месяца проводили онлайн-тренировки, в которых были вынуждены регулярно вести монолог. Данный вид деятельности позволил не только привлечь внимание социума к данному виду спорта но и развитию лексической грамотности хоккеисток. Девушки вынуждены были не только показывать упражнения, но и также рассказывать про них, подбирать подходящие  слова, а также избавляться от слов-паразитов.
  • Спортсменки принимали участие в радио-эфирах. Данная среда позволяет быстрее реагировать на вопрос ведущего, а также умение контролировать свою речь и избегать ненормативной лексики.
  • Была  рекомендована к прочтению книга Левотиной Ирины Борисовны «Русский со словарем». Данное пособие является отличным материалом для повышения уровня лексической грамотности.

По истечению месяца проводимого исследования  с хоккеистками было проведено повторное анкетирование, которое отображено в таблице 2.

Таблица 2. Результаты повторного анкетирования. 

По результатам проведенного повторного анкетирования наблюдается рост лексической грамотности спортсменок. Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что данные виды взаимодействия с социумом являются   эффективными. Особенно хочется отметить использование популярных интернет-платформ, так как  в современном мире,  человек зависим от интернет-ресурсов. Профессиональный спортсмен путем речевых коммуникаций становится ближе к народу и привлекает большее внимание к своему виду спорта. В дальнейшем это  положительно влияет как на его собственный имидж, так и на имидж всей команды.  Также это является отличным способом пропаганды развития любого вида спорта, в частности, женского хоккея.

     Таким образом, мы сделали вывод о том, что данное исследование является актуальным, имеет перспективу дальнейшего развития в  вопросе  повышения речевых коммуникаций в деятельности профессионального спортсмена и в  формировании его  положительного имиджа. 

 

Список литературы

  1. Г.Д. Бабушкин (Сибирский государственный университет физической культуры и спорта), 2007г. [Электронный источник] Психология физической культуры 
  2. Голодов А. Г., Антропологическая дифформация и дискредитирующая лексика как вербальные методы информационной войны. 2007г. [Электронный источник] http://fljournal.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/2017/12/Ин.-яз-3.pdf
  3. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. – М: «ФиС», 1984г.
  4. Загайнов Р. М. Психология в команде. – М.: «ФиС», 1984г.