ДИСТАНЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

REMOTE JUSTICE

Одним из бурно развивающихся направлений информатизации в правовой сфере является развитие дистанционного правосудия. Возможно, данный процесс мог бы затянуться на более продолжительное время, однако, в свете недавно случившейся пандемии COVID-19 судам пришлось в ускоренном темпе приспособиться к новому укладу жизни.

Не вдаваясь в научную дискуссию относительно понятия категории «дистанционное правосудие», в рамках данной работы под дистанционным правосудием будем понимать осуществление правосудия с использованием дистанционных технологий.

Необходимо отметить, что применение новых технологий судами началось ещё в начале 2000-х годов, когда состоялся первый опыт использования конференц-связи. Позднее, наряду с автоматизированном распределением дел, закреплением обязанности размещать информацию о движении дела на официальном сайте суда, появилась возможность электронной подачи документов в суд в гражданском и арбитражном процессах[1].

В связи с распространением COVID-19, были введены ограничительные меры, в процессе реализации которых было необходимо внести некоторые изменения в порядок работы судов. Так, изначально было принято Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета Судей РФ от 8 апреля 2020 г. № 821 (далее Постановление №821), которое разъясняло инициирование судами рассмотрения дел с применением систем видео-конференц-связи (далее – ВКС)[2]. Позднее было принято Постановление Президиума Верховного Суда РФ и Президиума Совета судей РФ от 29 апреля 2020 г. № 822, которое расширило перечень указанных в Постановлении №821 рекомендаций, а именно: было добавлено в качестве возможного формата проведения судебных заседаний использование систем веб-конференций[3].

Так, 21 апреля 2020 года в Верховном Суде РФ состоялось шесть заседаний, проведённых в режиме веб-конференции, после чего Верховный Суд РФ поделился результатами их проведения, опубликовав на официальном сайте сообщение с указанием на то, какая система была использована, как происходила идентификация участников процесса, и как прошли заседания[4].

Можно отметить преимущество судебных заседаний в веб-формате перед ВКС. Дело в том, что ВКС предполагает обязательность нахождения участника процесса в здании суда, по месту жительства или нахождения данного лица (ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 142 Кодекса административного судопроизводства РФ), в то время как в режиме веб-конференции нет столь строгих требований, что делает такой формат рассмотрения дел более доступным.

Говоря о перспективах нормативного регулирования дистанционного формата осуществления правосудия, неподдельный интерес вызывает в первую очередь законопроект Минюста, который направлен на урегулирование вопросов и дистанционного участия в судебных заседаниях, и подачи документов в суд в электронном виде. О данном законопроекте стало известно в ходе проведения 8 октября 2020 г. круглого стола в Совете Федерации, который был посвящён обсуждению перспектив использования технологий удаленного доступа при отправлении правосудия. Не исключено, что документ может быть изменён, исходя из позиций соисполнителей Минюста, среди которых согласно первоначальной версии обозначенного федерального проекта – Минцифры России, АНО «Цифровая экономика», Фонд «Сколково»[5].

Какие же новеллы планируется ввести этим законом? В частности, возможность представления документов через используемые в настоящее время информационные системы: ГАС «Правосудие» судов общей юрисдикции и «Мой Арбитр» арбитражных судов – будет сохранена, а доступ к ним предполагается обеспечить через портал госуслуг. Речь идет не о возможности авторизации с использованием учетной записи в ЕСИА (что уже реализовано), а о создании на портале госуслуг личного кабинета участника судопроизводства, с помощью которого можно будет подавать документы, знакомиться с материалами дела и проходить авторизацию для участия в онлайн-заседаниях. Помимо этого, предполагается реализовать подачу документов в суд посредством использования межведомственного электронного взаимодействия и информационной системы организации федеральной почтовой связи. Через портал госуслуг и указанные системы смогут направляться и судебные извещения (при отсутствии возражений участников процесса). Предполагается, что направляемые в суд документы должны будут подписываться электронной подписью: простой или усиленной (в зависимости от вида документа и системы, через которую он подается).

Также законопроектом путем внесения дополнений в АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ планируется приравнять использование веб-конференций к применению ВКС, как способу участия в судебных заседаниях.

В настоящий момент остается нерешенным вопрос о том, какая система будет использоваться для авторизации участников процесса: ЕСИА или Единая биометрическая система. Следует отметить, что авторизация на основании биометрических данных представляется более надёжной с точки зрения безопасности, однако, на практике данный подход будет крайне сложен в реализации.

Поскольку документы предоставляются в суд уже в оцифрованном варианте, сложным представляется процесс выявления и оценки фальсификации доказательств.

После выхода итогового варианта законопроекта можно будет получить ответы на большинство вопросов, в том числе о том, каков будет порядок осуществления онлайн-заседания. Но стоит обратить внимание на ряд проблем, которые заметны уже сейчас. Во-первых, важно хорошее качество связи, поскольку ещё на опыте с ВКС остро ощущаются технические неполадки из-за плохого соединения, что сильно сказывается на эффективности судебного разбирательства. Во-вторых, необходимо обеспечить безопасность передаваемой в процессе заседания информации[6].

Поскольку участие в онлайн-заседаниях предполагается посредством использования личных устройств, то представляется необходимым установить определённые рекомендации, которые могли бы обеспечить приемлемое качество соединения.

В настоящее время идет разработка сервиса «Правосудие онлайн», который создаётся на базе портала госуслуг и призван обеспечить участникам процесса возможность:

  • автоматического определения подсудности дела;
  • получения всех уведомлений и документов в электронном виде;
  • ознакомления с материалами дела в личном кабинете;
  • получения консультаций от "интерактивного помощника";
  • оплаты госпошлины, размер которой будет автоматически рассчитываться на основании заявленных в иске требований;
  • удаленного участия в процессе (с идентификацией по биометрическим данным).

Данный сервис должен заработать в полном объёме уже в 2024 году[7].

Важно заметить, что развитие новых технологий позволит сделать правосудие в России более доступным. Но помимо плюсов можно выделить очевидные минусы дистанционного правосудия. Во-первых, это низкий уровень компьютерной грамотности населения. Во-вторых, это колоссальная нагрузка на суды.

Подводя итог, отметим, что дистанционное правосудие на данном этапе развития стало активнее применяется во всех звеньях судебной системы. Однако, для повышения эффективности его применения необходимо принятие ряда федеральных законов.

Использованные источники:

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 02.08.2010. № 31. ст. 4197; Российская газета. № 169. 02.08.2010.
  2. Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 <О приостановлении личного приема граждан в судах> // Верховный Суд Российской Федерации URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28836/ (дата обращения: 25.10.2020).
  3. Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 29.04.2020 N 822 <О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821> // Верховный Суд Российской Федерации URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28875/ (дата обращения: 25.10.2020)
  4. Веб-конференция в Верховном Суде Российской Федерации // Верховный Суд Российской Федерации URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28867/ (дата обращения: 25.10.2020).
  5. Рукавишникова И. Технологии удаленного доступа при отправлении правосудия повысят уровень реализации права на судебную защиту // council.gov URL: http://council.gov.ru/events/committees/120218/ (дата обращения: 19.12.2020).
  6. Видео-конференц-связь в судах: как она работает и какие проблемы с ней возникают // pravo.ru URL: https://pravo.ru/story/201570/ (дата обращения: 19.12.2020).
  7. Судимся в Сети // Российская газета URL: https://rg.ru/2020/07/20/v-rossii-razrabotaiut-superservis-pravosudie-onlajn.html (дата обращения: 19.12.2020).

 

Sources used:

  1. Federal law No. 228-FZ of 27.07.2010 (as amended on 28.06.2014) "on amendments to the Arbitration procedural code of the Russian Federation". 08.2010. No. 31. article 4197; Rossiyskaya Gazeta. No. 169. 02.08.2010.
  2. Resolution of the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, the Presidium of the Council of judges of the Russian Federation of 08.04.2020 N 821 <on suspension of personal reception of citizens in courts> // Supreme Court of the Russian Federation URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28836/ (accessed 25.10.2020).
  3. The decree of the Presidium of the Supreme Court, the Presidium of the Council of judges of the Russian Federation from 29.04.2020 N 822 On amendments to the decree of the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation, Presidium of the Council of judges of the Russian Federation No. 821 from 08.04.2020> // Supreme Court of the Russian Federation URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28875/ (accessed: 25.10.2020)
  4. Web conference at the Supreme Court of the Russian Federation // Supreme Court of the Russian Federation URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28867/ (accessed 25.10.2020).
  5. Rukavishnikova I. remote access Technologies in the administration of justice will increase the level of realization of the right to judicial protection // council.gov URL: http://council.gov.ru/events/committees/120218/ (accessed: 19.12.2020).
  6. Video conferencing in the courts: how it works and what problems have emerged // pravo.ru URL: https://pravo.ru/story/201570/ (accessed: 19.12.2020).
  7. Are suing the Network // Rossiyskaya Gazeta URL: https://rg.ru/2020/07/20/v-rossii-razrabotaiut-superservis-pravosudie-onlajn.html (accessed 19.12.2020).

 

[1]См.: Федеральный закон от 27.07.2010 № 228-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" // СЗ РФ. 02.08.2010. № 31. ст. 4197; Российская газета. № 169. 02.08.2010.

[2] См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821 <О приостановлении личного приема граждан в судах> // Верховный Суд Российской Федерации URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28836/ (дата обращения: 25.10.2020).

[3]См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 29.04.2020 N 822 <О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821> // Верховный Суд Российской Федерации URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28875/ (дата обращения: 25.10.2020).

[4] См.: Веб-конференция в Верховном Суде Российской Федерации // Верховный Суд Российской Федерации URL: http://www.supcourt.ru/press_center/news/28867/ (дата обращения: 25.10.2020).

[5] См.: Рукавишникова И. Технологии удаленного доступа при отправлении правосудия повысят уровень реализации права на судебную защиту // council.gov URL: http://council.gov.ru/events/committees/120218/ (дата обращения: 19.12.2020).

[6] См.: Видео-конференц-связь в судах: как она работает и какие проблемы с ней возникают // pravo.ru URL: https://pravo.ru/story/201570/ (дата обращения: 19.12.2020).

[7]См.: Судимся в Сети // Российская газета URL: https://rg.ru/2020/07/20/v-rossii-razrabotaiut-superservis-pravosudie-onlajn.html (дата обращения: 19.12.2020).