СЕМЬЯ – ГЛАВНОЕ ЗВЕНО ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

FAMILY IS THE MAIN LINK IN POTENTIAL CRIMINAL BEHAVIOR IN ADOLESCENTS

Личность ребенка формируется под воздействием множества социальных факторов, среди которых главенствующим является семья. Роль семьи в формировании нарушений поведения у подростков особенно заметна, ведь в семье существует особенно сложная система взаимоотношений, в которой каждый член занимает свое место. Так, что же несет в себе такого особенного семья, как базовый социальный институт?

Семья – это уникальный социальный институт. Он повторяет в себе развитие истории государства, является государством в миниатюре со своими устоявшимися правилами и нормами, со своими идеологией и функциональным аппаратом. Так же это сфера жизнедеятельности людей. Семья – это живой организм, который развивается по своим законам и правилам. Это древнейший институт, который передает свой социальный опыт из поколения в поколение. Как социальный институт семья представляет собой элемент общества основной функцией которого является рождение детей, воспитание и обеспечение нормальных условий существования. Семью как социальный институт изучают в структуре других институтов общества.

В структуре общества у семьи особо положение. Ведь из на основе семьи формируются и наполняются человеческим содержание другие социальные институты. Например, институт образования потеряет свою составляющую если некому будет писать работы, заполнять дневник, приходить в школу по поводу поведения ребенка. Школа – это институт общества, который призван помогать в социализации детей, а не просто работа за которую платят жалование. Аристотель заметил, что абстрактного государства не существует. Существуют множество семей, которые поселяются внутри территории. Собственно и они являются составляющими государства.

Семья как малая социальная группа имеет ряд особенностей и специфических черт. Во-первых, это не просто совокупность индивидов. Члены этого социального института как правило объединены особенными отношениями – родственными связями. Во - вторых связи всегда бывают прочными и слабыми. Распад семьи затрагивает не только двух супругов, но и ближайших родственников. Семья занимает позицию посредника между личностью и обществом. Именно мама приведет ребенка в школу и познакомит с учителем, отец защитит от агрессивных одноклассников, а дальше они будут помогать осваивать профессию на средних и высших ступенях образования. [1, c. 2].

По мнению американского социолога У. Гуда, уменьшение посреднической роли семьи вызывает двойную невосприимчивость – нереспонсивность и общества, и личности по отношению к семье. Не откликаясь на нужды семьи как социокультурной целостности, общество и личность остаются один на один со своими взаимоисключающими тенденциями, так как оказываются лишенными амортизационной опоры. [5, c. 50].

Таким образом семья предстает в двух уровнях. Первый уровень – это социальный институт, изучаемый во взаимодействии с другими социальными институтами и в течении исторического времени. Второй уровень – это малая группа со своей историей, биографией, с учетом внутреннего климата, восприятия обиходных значений семьи.

В последние десятилетия свое проявление стала находить актуальная проблема, связанная с нарушением поведения у подростков. Традиционно в литературе подростковый возраст называют «трудный», «сложный». Существуют некие стили формирования нарушений поведения у подростков: попустительский стиль. Родители в силу занятости собой, дают неконтролируемую свободу поступков. Они учат безоговорочно следовать запросам самих родителей. Они считают необходимым научить ребенка понимать, как ему поступать выгодно для себя, демонстрируя тип двуличного типа взаимоотношений с окружением. [3, c. 42].

Состязательный стиль. Этот стиль характеризуется тем, что родители считают своего ребенка особенным с раннего возраста и видят в нем суперличность. В случае противостояния среди других детей, родители оказывают всякую поддержку. Впоследствии ребенок начинает понимать свое господство над другими детьми. Родителей не интересует личные качества ребенка. Им важно как он выглядит в социуме.

Рассудительный стиль. В данном стиле родители дают полную свободу действий ребенку чтобы он путем своих проб и ошибок накапливал жизненный опыт. Подросток наравне с родителями участвует в решении семейных вопросов. Родители не принижают достоинства ребенка и не позволяют другим это делать.

Предупредительный стиль. Взрослые, думая, что ребенок не может поступать самостоятельно, лишают его возможности активных действий, превращая его в наблюдателя. Они чувствуют вину за то, что ребенок чем-то недоволен и родители не могу удовлетворить это.

Контролирующий стиль.  Этому стилю присуще то, что родители максимально ограничивают самостоятельность ребенка, причем используют различные методы воспитания. Родители, не давая ребенку рассуждать, требуют от него выполнения всех своих поручений. Так же присущи жестокое обращение, а именно избиение, физическое и нравственное наказание, которое на первый взгляд является проявление внимания, а с другой стороны, полнейшее равнодушие.

Можно выделить следующие негативные отношения в семье: насилие (физическое, сексуальное), вседозволенность, отсутствие родительского контроля или его переизбыток, алкоголизм, неполная семья, неблагоприятные условия проживания. [4, c. 35]. Именно эти стили воспитания формируют типы подростков с индивидуальными особенностями, которые могут обуславливать появление нарушений.

Например, подросток лицемерного поведения простым способом добивается своей выгоды и может отказаться от деятельности, вызывающая трудности. Они склонным обманом и приветливостью решить все трудные вопросы.

Нормальный тип должен характеризоваться полным соответствием интеллектуального и физического развития. Подросток данного типа учится размышлять над приобретенными впечатлениями и в дальнейшем совершенствует свои способности. Идеальный подросток активен, отмечает нужды окружающих, не противопоставляет свои интересы других. Нормальный тип должен сочетать в себе положительные качества всех типов. Таким образом, тип родительского отношения взаимосвязан с появлением существенных изменений в личностном развитии подростка, а также способствует появлению тех или иных нарушений в поведении у подростков. [2, c. 68].

В заключении можно отметить, что семья – это базовый социальный институт, который является главнейшим в институте социализации личности. Поведение родителей влияет на становление определенных черт характера ребенка. Подростковый возраст – это сложный, переходный возраст, в период которого происходит изменение характера и взаимоотношений со сверстниками. Можно сказать, что формирование нарушений в поведении у подростков обусловлено и воспитанием в семье. Семья, как и любой социальный организм может иметь отклонения, которые оказывают влияние на подрастающего человека.

Библиографический список.

  1. Миннегалиев М.М. Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков // Вестник ТГУ выпуск 7 (111). Б.: Наука, 2012 с.213-217.
  2. Николаенко, Я. Н. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков : учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / Я. Н. Николаенко, Т. А. Колосова. — Санкт-Петербург : Институт специальной педагогики и психологии, 2013. — 88 c.
  3. Логунова, Л. Ю. Социология семьи. Социально-культурный и исторический анализ изменения семейного поведения (опыт восстановления историй сибирских семей) : учебное пособие / Л. Ю. Логунова. — Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2007. — 196 c.
  4. Нарушения поведения и развития у детей : книга для хороших родителей и специалистов / О. В. Защиринская, С. Ю. Сурушкина, Т. И. Анисимова [и др.] ; под редакцией Л. С. Чутко. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 176 c.
  5. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М.: Академия, 2005. - 267 с