Сущность и принципы спортивного менеджмента

Введение

В каждой стране существуют различные отрасли народного хозяйства (материальное и нематериальное производство), в т. ч. отрасль физической культуры и спорта. Это является объективной основой разработки наряду с общей теорией менеджмента еще и специальных отраслевых теорий, которые отражают специфические закономерности управления отраслью.

Для обучения по профессии спортивных менеджеров огромное количество ВУЗов и прочих учебных заведений организуют курсы и занятия, которые учат будущих менеджеров устраивать спортивный процесс. Эта профессия является на данный момент одной из наиболее престижных, потому что приносит огромные доходы и очень востребована в современном обществе. 

Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.

На сегодняшний день в СМИ мелькают не только имена известных спортсменов, но и имена более выдающихся представителей спортивного мира.

К примеру, Скотт Борас – менеджер бейсбольного клуба. Калифорнийского юриста Скотта Бораса – боятся и уважают генеральные менеджеры всех клубов MLB (Major League Baseball). Корпорация ведет дела 60-ти бейсболистов, имена которых вам ничего не скажут. Зато цифры все объяснят: 9 клиентов Boras Corp имеют контракты на сумму свыше $100 млн, а 13 – больше $80 млн.  

В сферу ответственности этих людей входит огромный объем работ - от поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до хозяйственных и бытовых вопросов.

Современная спортивная организация имеет внутреннюю структуру, основанную на конкретной специфике того или иного вида спорта.

Менеджеров подразделяют на три основные группы:

  1. стратегический уровень – это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.д.;
  2. тактический уровень – это руководители управлений, самостоятельных отделов и т.д.;
  3. исполнительский уровень – это тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.д.

Сущность спортивного менеджмента заключается в целенаправленном воздействии субъекта управления на управляемый объект для обеспечения перевода объекта в новое качественное состояние, т. е. из исходного, начального состояния в желаемое, запланированное.

Задача спортивного менеджмента – познание закономерностей функционирования и социального развития ФКиС в обществе и разработка механизма целенаправленного эффективного управления этими процессами.

Основные проблемы развития организаций спорта для всех заключаются в ресурсной обеспеченности, основными категориями которой выступают финансовые, трудовые, материальные и научно-информационные ресурсы. В связи с этим управление спортом для всех строится в целях достижения максимальной ресурсной обеспеченности спортивных организаций.

Обладая неоспоримой социальной значимостью, спортивные услуги являются объектами международного регулирования и сотрудничества.

Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

К таким функциям можно отнести: физическое воспитание; организация физкультурно-спортивной работы с населением; подготовка высококвалифицированных спортсменов по видам спорта; подготовка спортивного резерва; проведение спортивных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий; научное и программно-методическое обеспечение физического воспитания и развития спорта; организация производства спортивных товаров; осуществление международных спортивных связей.

Принципы менеджмента в сфере ФКиС представляют собой основные правила, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия. 

К основным принципам менеджмента в ФКиС можно отнести следующие:

  1. Принцип научной обоснованности (научный подход при принятии управленческих решений, использование объективных закономерностей и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента);
  2. Принцип системности в управлении определяет необходимость рассмотрения ФСО как целостной социальной системы (означает всестороннюю проработку применяемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации. Предполагает увязку решения проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами).
  3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении предполагает распределение полномочий для принятия конкретных решений на каждом уровне управленческой иерархии
  4. Принцип материального и морального стимулирования. Этот принцип находит выражение в дифференциации заработной платы работникам ФСО и спортсменам профессионалам.
  5. Принцип оптимизации управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов.
  6. Принцип демократизации управления предполагает наряду с единоначалием формирование в ФСО органов коллективного и коллегиального руководства.
  7. Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности.
  8. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления. К примеру, ст. 72 Конституции РФ о совместном ведении РФ и субъекта РФ вопросов физической культуры и спорта.

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Заключение

На наш взгляд, без спортивного менеджмента обойдись нельзя, т. к. это помогает в решении всех спортивных вопросов. От правильности и своевременности принятия решений зависит эффективность работы любой физкультурно-спортивной организации.

 

Список литературы

  1. Жолдак И. В. Менеджмент спорта и туризма, Советский спорт. 2003.
  2. Перевезин И.И. Менеджмент спортивной организации. Краткий курс. -М.: ФОН, 1998.
  3. Зубарев Ю. А. Сучилин А. А. Менеджмент и маркетинг в сфере ФКиС. Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 1998. - 162.