АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

CURRENT PROBLEMS OF THE FINANCIAL AND LEGAL MECHANISM OF REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

18 декабря 2013 г. Правительство Российской Федерации приняло распоряжение №2423-р «Об утверждении плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»[1]. В данном документе приведен перечень мероприятий, направленных на улучшение природопользования, в частности, пересмотр и модернизация нормативной документации, связанной с охраной окружающей среды, что включает использование мер экономического воздействия на субъектов хозяйственной деятельности с целью введения экологически безопасных технологий, утилизации, отслеживание вреда, наносимого окружающей среде, как в ходе текущей, так и прошлой деятельности и т.д.

Министерство природных ресурсов и экологии России выделяет ряд критически важных задач на период с 2016 по 2021 гг., среди которых стоит отметить:

  1. Разработка подходящих условий для реализации благоприятной окружающей обстановки.
  2. Гарантия безопасности, защиты жителей и объектов жизнедеятельности от влияния негативных явлений экологического характера.
  3. Реализация международных и правовых норм во внешней политики России, которая включает внешние пределы континентального шельфа;
  4. Гарантия стабильного экономического и социального развития государства за счет бесперебойного обеспечения природными ресурсами.

Стабилизировать или снизить влияние антропогенной нагрузки на природную среду нашего государства по целому перечню факторов становится возможным исключительно в рамках осуществления вышеприведенных пунктов распоряжения. Дополнительно подключаются иные нормативные и правовые документы, в том числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Помимо нормативной базы, немаловажно на практике реализовывать запланированные мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов различными субъектами хозяйствования.

Стоит отметить, что положительные сдвиги в сфере охраны окружающей среды были приостановлены за счет отрицательного влияния субъективных и объективных факторов, что привело к застою и дальнейшему ухудшению экологии.

В связи с этим необходимо дополнить существующую программу новыми мероприятиями и перспективными направлениями.

В нормативно-правовой сфере стоит обратить внимание на подготовку:

- перечня изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» с последующей разработкой соответствующего проекта в части ликвидации и возмещения вреда, нанесенного природе;

- перечня поправок к законодательному акту «О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потреблении», в том числе рассмотреть закон РФ «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ и признать его как утратившего силу;

- перечня корректировок к проекту ФЗ № 690757-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации» и уделить пристальное внимание части законодательного документа, касающейся нарушений утилизаций отходов.

Дополнительно необходимо создать:

- план нормативного документа Правительства РФ в части механизма разработки и реализации нормативов качества природной среды;

- план нормативного документа Правительства РФ в части порядка предоставления разрешений экологического характера, их переоформления и ликвидации.

В направлении защиты атмосферы стоит продолжить политику по внедрению проектов постановлений Правительства России, а именно:

- проект с изменениями к постановлению № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», принятому 2 марта 200 г.

- проект, связанный со стационарными источниками и другим техническим оснащением, которые помогают контролировать, измерять и учитывать объемы и массы загрязняющий веществ, выбрасываемых в окружающую среду.

Корректная экологическая оценка в ходе осуществления хозяйственной и других видов деятельности возможна при успешной работе с проектом ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и другими законодательными документами, которые способствуют максимальному улучшению анализа воздействия на природную среду, отслеживанию результатов экологической экспертизы, а также внедрению СЭО (стратегическая экологическая оценка) на базе международных правовых требований. В ближайшее время должны быть пройдены все требуемые согласительные процедуры и проект будет подан на рассмотрение в Правительство РФ.

Актуальная практическая работа обладает много векторным характером и значительным масштабом.

Как следствие, перечисленные меры потребуют внесения изменений в такие документы, как Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Учитывая тот факт, что текущее экологическое законодательство РФ несовершенно, а применение его на практике достаточно поверхностно, данные изменения приобретают ключевое значение.

Следовательно, государственная политика в отношении природопользования должна включать следующее: актуализация законодательной базы по охране природной среды и использования природных ресурсов; совершенствование системы институций, заинтересованных в данном вопросе; разработка и применение новых технологий, как на промышленном, так и бытовом уровнях; разработка экологически правильной системы утилизации отходов; работа над осознанной утилизацией, повторным применением отходов; усовершенствование системы контроля в области утилизации биологически, химически опасных отходов; возведение и модернизаций очистных механизмов; разработка и внедрение технологий, способствующих сниженному выбросу вредных веществ в атмосферу и водные объекты; постоянная работа над уничтожением последствий негативного влияния антропогенных факторов на природную среду; восстановление территорий и акваторий, подвергшихся загрязнениям по вине субъектов хозяйствования и других факторов; соблюдение мер по сохранению природных ресурсов, их эффективному использованию, в т.ч. лесных, водных, охотничьих угодий; тщательная проработка образовательного и просветительского вопроса; расширение сферы международного сотрудничества в области природопользования и защиты окружающей среды, принимая во внимание интересы национального характера.

Одновременно требуется актуализировать роль бюджетов на всех уровнях с целью эффективного финансирования программ по защите экологии, проведения специальных мероприятий, что станет возможным после внесения соответствующих изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

 

Литература

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации №2423-р: Об утверждении плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.09.20).

 

[1]  Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.09.20).