К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕЧАНИЯ К СТ. 236 УК РФ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ

TO THE QUESTION ABOUT THE NECESSITY OF NOTES TO ART. 236 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATIONON EXEMPTION FROM CRIMINAL LIABILITY FOR VIOLATION OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL RULES

1 апреля 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [1]. Согласно данному ФЗ претерпела изменения ст. 236 УК РФ, в результате чего была введена уголовная ответственность за нарушение специальных мер во время пандемии коронавируса.

Согласно изменениям, в диспозиция ч. 1 ст. 236 УК РФ была дополнена фразой «либо создавшее угрозу наступления таких последствий», а также ужесточено наказание:

штраф теперь составляет от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 18 месяцев (ранее штраф составлял до 80 тыс. руб. или в виде зарплаты или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев);

лишиться права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности можно на срок от 1 года до 3 лет, в то время как ранее нижний предел такого срока не устанавливался;

обязательные работы, как и исправительные работы теперь по данной статье не подлежат назначению (ранее назначались до 360 часов и до 1 года соответственно);

предусмотрены принудительные работы сроком до 2 лет;

увеличен срок ограничения свободы до двух лет;

введен вид наказания – лишение свободы сроком до 2 лет.

В ч. 2 ст. 236 УК РФ была усилена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека. За такое преступление ранее предусматривались обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Теперь исправительные работы не назначаются, введены штраф (в размере от 1 млн до 2 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет) и ограничение свободы (от 2 до 4 лет). А для таких видов наказаний как принудительные работы и лишение свободы установлены нижние пределы, и они будут назначаться на срок от 3 до 5 лет.

Но давайте проанализируем данную статью в новой редакции.

Основным непосредственным объектом данного деяния выступает социально-эпидемиологическое благополучие населения, т.е. такое «состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности» [2]. Дополнительный объект - здоровье человека, факультативный - жизнь человека (ч. 2 и 3 ст. 236 УК РФ).

Согласно ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается не только посредством соблюдения гражданами санитарных правил, но и путем профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и др.

Объективная сторона состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, наступлении опасных последствии в виде массового заболевания или отравления людей, смерти одного или более двух лиц, а также причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями.

Нарушением санитарно-эпидемиологических правил (санитарным правонарушением) признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РФ, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Субъект преступного посягательства общий - физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме неосторожности в виде легкомыслия или небрежности.

Конечно, понятна реакция законодателя, только в период с 30 марта 2020 г. по 04 апреля 2020 г. количество заразившихся в нашей стране выросло с 1800 до почти 5 тыс. И при этом известно много случаев заражения граждан, которые не соблюдают режим самоизоляции (есть примеры в СМИ, социальных сетях и т.д.).

А теперь как статья будет работать на практике.

В статье говорится об уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, по неосторожности повлекшее причинение общественно опасных последствий. Как известно, видами неосторожности являются легкомыслие и небрежность. При этом, согласно ч. 2 ст. 26 УК РФ «преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий» [3], ч. 3 ст. 26 УК РФ «преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия» [3] .

Какая возникает ситуация. Согласно Указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [4]: «настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников):

а) непрерывно действующие организации;

б) медицинские и аптечные организации;

в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;

д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;

е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);

ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации». То есть, не смотря на режим самоизоляции в нашей стране есть лица, которые обязаны ходить на работу, в следствие чего, они первые в зоне риска инфицирования.

Как известно, не все заразившиеся в нашей стране пребывали заграницей, на данный момент есть случаи заражения и внутри страны. Тогда как быть в ситуации, если лицо, обязанное ходить на работу, не знал и просто не мог знать о наличии у него инфекции, что в итоге привело к заражению других лиц. Тем более, как известно «Россияне смогут пройти анализ на выявление коронавируса в поликлиниках. Для этого нужно обратиться к врачу и получить у него направление на исследование. Речь идет о тех, кто посещал страны с неблагополучной эпидемиологической обстановкой по заболеванию или контактировал с приехавшими оттуда людьми» [5]. А как быть другим гражданам? Как известно, жители г. Москва могут добровольно пройти тест на коронавирус, при этом, чтобы пройти анализ нужно заплатить в районе 2000 р., а если речь идет о семье, которая состоит из 4-5, а то и больше членов семьи, как быть им?

Далее. Несмотря на то, что в России до 30 апреля объявлены выходные дни с сохранением з/п, не все работающие граждане у нас задействованы в сферах государственных учреждений, очень много есть тех, кто работает на себя, и, следовательно, в результате данных мер лишился источника постоянного дохода.

Кроме того, с началом пандемии в нашей стране, мы столкнулись с ситуацией отсутствия масок в аптеках, их просто не продавали. Находчивые граждане воспользовались данной ситуацией, и стали продавать маски по очень завышенной цене, иногда превышающей 1000 р. Да что там говорить, на сегодняшний день не во всех медицинских учреждениях есть элементарные средства защиты, к примеру, в поликлиниках Адлерского района г. Сочи отсутствуют защитные маски. Чтобы выйти из ситуации, медперсонал сам для себя пошил такие маски. И о каких мерах безопасности здесь может идти речь, если их невозможно соблюдать.

Пойдем дальше, режим самоизоляции, объявленный Президентом в РФ до 6 апреля 2020 г., был продлен до 30 апреля 2020 г., т.е. апрель 2020 г. официально объявлен выходным месяцем. И опять же, з/п сохраняется только у лиц, обязанных по Указу Президента ходить на работу, и представителей государственных учреждений. А что делать остальным, особенно на фоне растущих цен в магазинах. В большинстве магазинов, как известно, цены на продукты первой необходимости, выросли как минимум на 30 %, а что будет дальше. Конечно же лица, оставшиеся без средств к существованию, будут нарушать объявленный режим, чтобы прокормить себя и свою семью.

Перечисленные ситуации подходят под институт смягчающих наказание обстоятельств, например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств.

Не оспаривая решение законодателя, тем более изменения в статью УК РФ уже внесены, считаем необходимым сделать некоторые послабления в уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ путем введения специального примечания к статье, освобождающее от уголовной ответственности за совершение данного преступления, где необходимо предусмотреть все описанные выше ситуации, чтобы лиц освобождать на первоначальном этапе, т.е. от уголовной ответственности, а не наказания.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 01.04.2020 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 03.04.2020. № 72.
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. № 14. Ст. 1650.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета. 25.06.1996. № 118.
  4. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // СПС «КонсультантПлюс»
  5. Электронный ресурс. Режим доступа: https://360tv.ru/news/obschestvo/rossijane-smogut-proveritsja/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 04.11.2020 г.)