ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЕНИЯ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРОЙ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

FEATURES OF THE MILITARY PROSECUTOR'S OFFICE'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS TO ENSURE SAFE CONDITIONS OF MILITARY SERVICE

В части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации[1] закреплено важное и неотъемлемое право граждан, в том числе военнослужащих
на охрану здоровья, а также на безопасные условия труда.

В свою очередь правовое регулирование по обеспечению
в Вооружённых Силах Российской Федерации безопасных условий военной службы закреплено в общевоинских уставах Вооружённых Сил Российской Федерации[2], а также в иных нормативных правовых актах, издаваемых должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации.

Состояние правопорядка в рассматриваемой сфере во многом определяет уровень боеготовности войск и непосредственно влияет
на морально-психологическое состояние личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации.

Таким образом, важное значение имеет надзор военного прокурора
за исполнением требований законодательства, регламентирующих
и организовывающих безопасные условия прохождения военной службы.

Следует обратить внимание, что Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ «Об организации прокурорского надзора
за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина»[3], которым установлено, что основным направлением надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Так, в вышеуказанном приказе в сфере соблюдения прав и свод человека и гражданина от прокуроров потребовано акцентировать внимание на защиту прав, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение, на защиту трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина.

В целях исполнения приказа Генерального прокурора «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» указанием заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором от 10 апреля 2008 г. № 70[4] при организации прокурорского надзора определёны приоритетные направления надзора:

- надзор за законностью приказов и других правовых актов, издаваемых органами военного управления и воинскими должностными лицами;

- соблюдение прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, членов их семей и других граждан;

- защита экономических интересов государства;

- борьба с правонарушениями коррупционной направленности;

- обеспечение сохранности и поддержание в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ;

- противодействие экстремизму и терроризму;

- вопросы экологической безопасности и исполнения природоохранного законодательства.

Таким образом, предмет прокурорского надзора в указанной сфере
включает в себя не только надзор за изданием органами военного управления приказов, директив инструкций и других методических указаний, но и надзор по соблюдению прав и социальных гарантий военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, борьбу с правонарушениями, коррупционной направленности, экстремизмом и терроризмом, защиту экономических интересов государства, за обеспечением сохранности и поддержанием
в боеготовом состоянии вооружения и военной техники, боеприпасов, взрывчатых веществ, а также вопросы экологической безопасности
и исполнением природоохранного законодательства.

Однако, анализ результатов деятельности органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об обеспечении безопасных условий военной службы свидетельствует о том, что несмотря
на детальную регламентацию обязанностей воинских должностных лиц, повышения интенсивности боевой подготовки войск, на местах выполнение требований по созданию безопасных условий военной службы обеспечено
не в полной мере.

В войсках допускаются нарушения правил безаварийной эксплуатации вооружения и военной техники, не всегда соблюдаются правила безопасного хранения, эксплуатации источников ионизирующего излучения, ядовитых технических жидкостей, иных веществ, представляющих повышенную опасность для окружающих. Происходят аварии и катастрофы с гибелью людей ввиду морального старения и физического износа образцов вооружения, а также не единичны случаи массовых заболеваний военнослужащих простудными заболеваниями и вирусными инфекциями.

Следует отметить, что наряду с основными причинами и условиями, способствующими нарушениям в указанной сфере также является халатное исполнение военнослужащими своих должностных и специальных обязанностей. Это обусловлено формальным подходом к организации учебных занятий, незнанием личным составом мер безопасности
при проведении занятий боевой подготовки, обслуживании вооружения, техники, иных видов работ.

Как правило, в казанной сфере работа военных прокуратур организуется в несколько этапов, а именно со сбора, накопления и анализа информации о состоянии травматизма и заболеваемости в поднадзорных войсках, выбора объекта проверки и непосредственно проведение проверочных мероприятий.

По результатам проверки военным прокурором (его заместителем)
при выявлении признаков преступления в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ, в военный следственный орган направляются материалы проверки с вынесением мотивированного постановления.

Помимо этого, с учётом предоставленных Федеральным Законом
«О прокуратуре Российской Федерации»[5] полномочий военным прокурором
(его заместителем) может быть внесено представление об устранении нарушений закона, принесён протест на противоречащий закону правовой акт или вынесено постановление о возбуждении производства
об административном правонарушении.

Необходимо отметить, что согласно статьи 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений, при наличии сведений о готовящихся противоправных деяний, должностное лицо может быть в письменной форме предостережено о недопустимости нарушения закона.

При этом как указывает М.В. Корякин[6] в целях обеспечения законности и единообразия применения правового средства реагирования
в практической деятельности органов прокуратуры Генеральным прокурором Российской Федерации изданы указания от 6 июля 1999 г. № 39/7
«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона». Данным актом прокурорское предостережение квалифицировано в качестве важнейшей меры предупреждения правонарушений; при этом подчеркнуто, что его применение отнесено к исключительной компетенции прокурора
и его заместителей.

Также определены пределы применения данной меры: разъясняется, что для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами следует использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом; т.е. предостережение о недопустимости нарушения законов применимо только в рамках осуществления общего надзора органами прокуратуры.

То есть, мера прокурорского реагирования в виде предостережения
о недопустимости нарушения закона может применяться только прокурором (его заместителем) и исключительно в отношении должностных лиц, коими являются только командиры (начальники), назначенные на должность,
обладающие правом на отдачу приза и требованием его исполнения.

Вместе с тем, согласно статьям 24 и 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации[7] каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых
им в соответствии с занимаемой воинской должностью специальных задач.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками
или подчиненными. Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и требовать их исполнения.

Таким образом, каждый военнослужащий исполняет должностные
или специальные обязанности и в зависимости от решаемых задач может быть или начальником по отношению к другим или подчинённым.

В свою очередь анализ в названной сфере показал, что большинство правонарушений совершается военнослужащими в тот момент, когда один военнослужащий, как правило, временно назначенный для исполнения обязанностей командира (начальника) и не относящийся к возложенным на него полномочиям со всей серьезностью, проявляет халатность к исполнению своих обязанностей, что в итоге приводит к причинению тяжкого вреда здоровью военнослужащих или их гибелью, а также порчу и утрату военного имущества или наступление иных тяжких последствий.

Однако статьи 25.1 и 47 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривают применения ко всем военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы
или специальные обязанности акта прокурорского реагирования
как предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, на основании изложенного, представляется необходимым предусмотреть изменения в статью 47 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» о применении в качестве средства прокурорского реагирования по предупреждению нарушений закона военнослужащими, исполняющими как должностные, так и специальные обязанности такого акта прокурорского реагирования как предостережение.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ,
    от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ 2014. № 15. Ст. 1691.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г.
    № 1495 (в ред. от 6 мая 2020 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации», (текст Указа опубликован
    в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 19 ноября 2007
    № 47 (1 ч.), ст. 5749.
  3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», (текст приказа опубликован в журнале «Законность», № 3, (в текст приказа приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 361, от 1 июля 2015 г. № 342, от 4 октября 2013 г. № 428, от 27 мая 2013 г. № 211, от 10 февраля 2012 г. № 46 и от 9 февраля 2012 г. № 39 внесены изменения).
  4. Указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 10.04.2008 № 70 «О задачах органов военной прокуратуры по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».(с изменениями, внесёнными приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 26 декабря 2011г. № 179,
    от 11 марта 2012 г. № 58, от 2 мая 2012 г. № 99 и от 27 августа 2014 № 198).
  5. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред.
    от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля. № 8. Ст. 366.

Корякин М.В. Предостережение военного прокурора как превентивное средство обеспечения режима законности в Вооружённых Силах Российской Федерации // ЭНИ «Военное право» 2018 № 3 (49) С.222.

 

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ 2014. № 15. Ст. 1691.

[2] См.; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 6 мая 2020 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации», (текст Указа опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 19 ноября 2007 № 47 (1 ч.), ст. 5749.

[3] См.: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав
и свобод человека и гражданина», (текст приказа опубликован в журнале «Законность»,
№ 3, (в текст приказа приказами Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 июня 2016 г. № 361, от 1 июля 2015 г. № 342, от 4 октября 2013 г. № 428, от 27 мая 2013 г. № 211, от 10 февраля 2012 г. № 46 и от 9 февраля 2012 г. № 39 внесены изменения).

[4] См.: Указание заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 10.04.2008 № 70 «О задачах органов военной прокуратуры
по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека
и гражданина».(с изменениями, внесёнными приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 26 декабря 2011г.
№ 179, от 11 марта 2012 г. № 58, от 2 мая 2012 г. № 99 и от 27 августа 2014 № 198).

[5] См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I (в ред. от 06.02.2020)
«О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 20 февраля.
№ 8. Ст. 366.

[6] Корякин М.В. Предостережение военного прокурора как превентивное средство обеспечения режима законности в Вооружённых Силах Российской Федерации // ЭНИ «Военное право» 2018 № 3 (49) С.222.

[7] См.; Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 (в ред. от 6 мая 2020 г.) «Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации», (текст Указа опубликован в «Собрание законодательства Российской Федерации» от 19 ноября 2007 № 47 (1 ч.), ст. 5749.