АНАЛИЗ ПРИЧИН И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА В ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Здоровье человека является одним из важнейших социальных факторов, о чем свидетельствует общее состояние здоровья общества, благоприятные экологические условия, эффективность системы воспитания, образования и организации производства. Здоровье тесно связано с профессией человека, его физической активностью, питанием, привычками, характером отдыха, психоэмоциональным состоянием, то есть способом жизни.

Профессиональное здоровье учителя является предпосылкой его активной жизни, реализации, развития творческого потенциала. Это влияет на здоровье его учеников и результаты всей воспитательной работы. Нездоровый учитель не может обеспечить ученику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход, ситуацию успеха. Недостатки психологического здоровья, сформированность личности учителя, проявления синдрома выгорания влияют на здоровье учащихся. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья учителя должна быть одним из приоритетов в сфере его жизни и профессиональной деятельности [1].

Здоровье взрослого человека формируется с детства. Информация о заболевании детей является одним из главных критериев оценки состояния здоровья и эффективности средств его сохранения. Также известно, что любая травма является стрессом.

Травма (греч. Trauma – повреждение, травма) – это нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом удара травмы делятся на:

  1. механические (синяки, переломы, раны и т.д.),
  2. тепловые (ожоги, обморожения, тепловой удар)
  3. химические (химические ожоги, острые отравления, удушье)
  4. электрические, комбинированные и т.д. (например, вызванные любым излучением) [3].

Причинами травм могут быть нарушения правил и инструкций по технике безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, невозможность их соблюдения. Эти причины травмы основанные на психологических причинах (критическое отношение к технических рекомендаций, инструкций, нежелание их выполнять; незнание стандартов и методов безопасности, правил эксплуатации оборудования; несоблюдение правил и инструкций по технике безопасности из-за несовпадения в психофизических возможностях человека (недостаточная координация движения и скорости двигательных реакций, плохое зрение и т.д.) требованиям этой работы и т.п.). [4].

В учебных заведениях травмы, казалось бы, не должны быть таким широко распространенным явлением, но здесь, кроме взрослых, дети, которые часто забывают о безопасности.

Среди работников школ чаще всего травмируются уборщики, поскольку их работа предполагает выполнение физических задач, перемещения предметов и т. п. Обычно травмируются работники в возрасте 50-59 лет.

В основном случаи производственного травматизма среди взрослых в учебных заведениях случаются по организационным причинам (невыполнение служебных обязанностей, нарушения требований охраны труда, производственной дисциплины и т.д.), реже – по техническим или психофизиологическим [5].

Что касается учащихся, то в возрастном аспекте наиболее "травматическим" является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм происходит в критические возрастные периоды (3, 7, 11-12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными и часто вступают в конфликт с другими. Однако, кроме возраста, существует ряд характеристик, характеризующих детей, которые часто получают травмы. Обычно это дети, имеющие высокую склонность к риску, подвижны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, подвержены частым сменам настроения и неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Как правило, такие дети переоценивают свои способности и возможности.

В школе дети получают травмы на уроках физкультуры, на переменах, в классах, в коридорах. Основными причинами школьного травматизма является недостаточная просветительская работа. Некоторые учителя не знают или пренебрегают основами предотвращения травм, перегружают спортзалы и мастерские во время занятий и позволяют ученикам приходить на уроки в повседневной одежде. Вот почему учебная работа учителя должна быть направлена на то, чтобы ученики твердо осознавали, что во время производственного обучения нужно быть очень осторожным, собранным, тщательно выполнять все указания учителя и строго соблюдать технику безопасности.

Широко известно, что профессия учителя требует особого напряжения эмоциональных и физических сил. Постоянная концентрация внимания, нервное напряжение, необходимость ежедневно говорить по несколько часов превращали хронические заболевания горла и гортани и астеническо-невротические расстройства практически профессиональными заболеваниями учителей.

Профессиональное заболевание – это заболевание, вызванное воздействием работников на вредные условия труда; это патологическое состояние человека, вызванное работой и связан с чрезмерным стрессом организма или неблагоприятным влиянием вредных производственных факторов [2, с. 14].

Профессиональное заболевание, которое возникает в течение короткого периода времени (одна смена или день), называется острым, а заболевание, возникающее в течение более длительного периода времени, - хроническим.

Известно, что около 20% учителей постоянно страдают острыми респираторными заболеваниями, причем хронически. По данным ВОЗ, до 70% отклонений в здоровье человека, особенно учителей, являются психосоматическими. Различные неврозы, гипертония, избыточный вес, остеохондроз, варикозное расширение вен, могут постепенно переходить в тромбофлебит, являются профессиональными заболеваниями учителей, причиной которых наряду со стрессом является физическое бездействие [1].

Педагогическая профессия требует значительных интеллектуальных усилий для лучшего преподавания учебного материала, что в свою очередь может привести к стрессовые ситуации. В школе много факторов могут вызвать стресс учителя – это неуважение к ученикам, шум и непослушание, сорванные уроки, плохо подготовленный материал, недостаточная дисциплина на уроке, иногда даже хулиганские выходки, постоянные изменения в учебном процессе, непонятные указания управления учреждением и многое другое. И если к этому добавить уровень зарплаты учителей, потребности в быту и неудовлетворительный уровень жизни в стране, то в целом существует большая вероятность получить стресс. При постоянном возникновении стрессовых ситуаций формируется синдром психически эмоционального (нервного) перенапряжения, которое может перерасти в заболевание. Среди основных заболеваний, связанных со стрессом, является атеросклероз, гипертония и различные заболевания желудочно-кишечного тракта.

На возникновение профессионального стресса и формирования синдрома выгорания как среди преподавателей, так и среди студентов влияют такие личностные детерминанты: невротизм, тревожность, агрессивность. Чтобы избежать негативных последствий стресса, необходимо выработать стрессоустойчивость, быть в курсе возможных ситуаций стресса и их устранение [1, 37].

К профессиональным заболеваниям учителей относятся также афония, ларингит, фарингит. Психогенные заболевания голоса оказываются нарушением вербального общения в результате эмоциональных конфликтов. Самым заболеванием среди них афония.

Психогенная афония проявляется полной потерей голоса при сохранении языка, шепчет. Афония также может быть следствием болезненных процессов голосовых связок, профессиональной усталости голоса [1].

Фарингит – воспаление задней части горла. Это проявляется как сухость и боль в горле и кашель; как и другие заболевания, он является острым и хроническим. Но чаще всего мы сталкиваемся с хроническим фарингитом, который часто поражает людей среднего возраста - обычно тех, кто не закаленный, или тех, кто имеет какую-то связь с выступлениями, выступлениями.

Ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани. Ларингитом болеют люди голосовых профессий - певцы, актеры, преподаватели, дикторы.

Таким образом, абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением требований охраны труда. Чтобы избежать травматизма в учебных заведениях, мы можем наметить следующие основные способы устранения его причин:

  • Осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности;
  • Осуществлять обучение, выработка навыков и приемов безопасных действий;
  • Осуществлять воспитательную работу с учащимися, в ходе которой необходимо знакомить учащихся с опасными ситуациями, их последствиями и др.

Основными факторами профессиональной заболеваемости педагогов является стресс, нарушение венозного кровообращения и перегрузки голосового аппарата, которые вызывают ряд острых и хронических заболеваний (неврозы, гипертония, варикоз, остеохондроз, афония и т.д.).

Значительные нагрузки, несоответствие школьного оборудования (парт, стульев, досок), плохое освещение классных комнат и др. негативно влияют на здоровье школьников.

Литература

  1. Доклад ВОЗ «Предупреждение травматизма в Европе». Copenhagen, Denmark, 2009. ISBN 978 92 890 4301 4.
  2. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Профилактика школьного травматизма // Справочник классного руководителя. 2019. № 12. С. 12-21
  3. Травматизм в школе – ответственность организаций и права родителей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/travmatizm
  4. Травматизм, причины травматизма, производственный травматизм, профилактика травматизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.2gdp.by/informatsiya/sovety-dlya-patsientov/1081-travmatizm-prichiny-travmatizma-proizvodstvennyj-travmatizm-profilaktika-travmatizma
  5. Травматизм. Виды. Причины. Меры предупреждения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://27gp.by/informatsiya/sovety-dlya-patsientov/598-travmatizm-vidy-prichiny-mery-preduprezhdeniya

 

LITERATURA

  1. Doklad VOZ «Preduprezhdenie travmatizma v Evrope». Copenhagen, Denmark, 2009. ISBN 978 92 890 4301 4.
  2. Rodionov V. A., Stupnickaja M. A. Profilaktika shkol'nogo travmatizma // Spravochnik klassnogo rukovoditelja. 2019. № 12. S. 12-21
  3. Travmatizm v shkole – otvetstvennost' organizacij i prava roditelej [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/travmatizm
  4. Travmatizm, prichiny travmatizma, proizvodstvennyj travmatizm, profilaktika travmatizma [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.2gdp.by/informatsiya/sovety-dlya-patsientov/1081-travmatizm-prichiny-travmatizma-proizvodstvennyj-travmatizm-profilaktika-travmatizma
  5. Travmatizm. Vidy. Prichiny. Mery preduprezhdenija [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://27gp.by/informatsiya/sovety-dlya-patsientov/598-travmatizm-vidy-prichiny-mery-preduprezhdeniya