К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

TO THE QUESTION OF THE RELEVANCE OF ETHNOCULTURAL EDUCATION AT SCHOOL

Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу, разработаны с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, что, в свою очередь, указывает на одну из ведущих ролей этнокультурного компонента в образовательном процессе. Данная тенденция отражена в «портрете выпускника основной школы», где описан «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [5, c. 3], а личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать «осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества» [5, c. 5].

Под этнокультурным компонентом стоит понимать все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации [6, c. 2].

Этнокультурное образование способствует: приобщению детей к родной этнической культуре, усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителей; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию этнической толерантности и уважения, формированию готовности и умения жить в этнокультурной среде [2].

В данной работе мы разделяем мнение Ф.Х. Кравцовой, которая считает, что этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства [1, c. 682].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что этнокультурное воспитание направлено на разностороннее и гармоничное развитие личности, которая, разумеется, не развивается сама по себе. Сознание и мировоззрение формируются в процессе социализации, основное содержание которого есть передача и освоение социального опыта, становление общественного человека, а, в конечном счете – воспроизводство самого общества [3, c. 184].

Таким образом, можно считать, что духовно-нравственное развитие подрастающего поколения становятся сегодня одним из важнейших факторов воспитательного процесса.

С развитием методики и дидактики появляются разнообразные средства интеграции этнокультурных ценностей в образовательный процесс. Такими средствами могут быть:

  • Знакомство с народной игровой культурой (народные игры разных видов; народные игрушки; народные праздники и пр.).
  • Работа с устным русским народным творчеством (инсценировки, анализ, написание эссе, сочинений).
  • Знакомство с декоративно-прикладным искусством (проведение выставок, мастер-классов).
  • Знакомство с культурным пространством музеев (работа с музеями города в рамках проектов (фотопроекты, составление «историй» событий на картинах, изучение реальных историй экспонатов и пр.), работа с музеями других городов путем применения сети Интернет (Виртуальный тур по музеям России)).
  • Применение современных ИКТ в работе с информацией (составление ментальных карт, мультфильмов, комиксов).
  • Активное применение игровых методик, метода проблемного обучения, проектной методики и пр.

Разумеется, подобная деятельность должна быть тщательным образом спланирована и организована. На текущем этапе нашего исследования, посвященного проблеме организации этнокультурного воспитания в школе, стоит отметить следующие шаги организационного этапа, которые необходимо предпринять для дальнейшей работы в целях повышения качества и эффективности педагогической деятельности:

  • Анализ теоретического материала и практического опыта российских и зарубежных педагогов в области этнокультурного воспитания школьников.
  • Проведение анкетирования учащихся, наблюдения и других диагностических процедур на предмет определения интересов. В процессе работы в основу заложен индивидуальный подход – будет вестись индивидуальное портфолио учащегося, план работы будет определен в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.
  • Анализ уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей и их эстетического развития, который позволит выстроить план совместной деятельности (проведение мероприятий, консультаций и пр.).
  • Составление календарно-тематического плана, планирование занятий, разработка методического обеспечения, подбор необходимого для работы материала с целью оптимизации образовательного процесса.
  • Совместное с учащимися оформление интерьера учебного помещения в целях воспитания в учащихся чувства эстетики, умения работать в коллективе и т.д. Возможные формы коллективной деятельности в рамках этнокультурного воспитания имеют потенциальные воспитательно-образовательные возможности, которые можно применять в гражданско-патриотическом, эстетическом, трудовом и нравственном воспитании [4, c. 47].
  • Разработка методических рекомендаций по осуществлению этнокультурного воспитания для специалистов и педагогов учебного заведения.

Таким образом, мы считаем необходимой продолжение работы в данном направлении в связи с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед образовательными учреждениями в аспекте изучения этнокультурной составляющей образовательного процесса. Нам представляется возможным разработка стратегии работы с этнокультурным компонентом в условиях средней общеобразовательной школы, что особенно актуально в условиях географического расположения города Благовещенска, где открываются большие возможности для знакомства с зарубежной культурой в рамках сравнительно доступных поездок в Китай, что может привести к дальнейшим переездам молодежи в Китай. Тем не менее, стоит отметить противоречие между растущими темпами глобализации и стремлению к интеграции этнокультурного компонента в учебный процесс, а также противоречие между требованиями к освоению программы дисциплины «Иностранный язык», в частности – формирование иноязычной картины мира, и формированием стойкого национального сознания.

Литература:

  1. Кравцова, Ф.Х. Реализация региональной программы «Этнокультурное воспитание дошкольников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-regionalnoy-programmy-etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov/viewer
  2. Новикова Г.П. Актуальные проблемы совершенствования международной инновационной деятельности МАНПО. – Педагогическое образование и наука.– 2012. – № 4.
  3. Самыгин, П.С. Профилактика девиантного поведения молодежи 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / П.С. Самыгин, Д.В. Кротов. – Юрайт, 2019. – 284 с.
  4. Тимошенко, Л.Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/timoshenko_l._g._46_51_1_1_2013.pdf
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://fgos.ru/
  6. Эльдяшева, З.О. Этнокультурное воспитание в условиях реализации ФГОС ОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35570485&

 

  1. Kravcova, F.H. Realizacija regional'noj programmy «Jetnokul'turnoe vospitanie doshkol'nikov» [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-regionalnoy-programmy-etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov/viewer
  2. Novikova G.P. Aktual'nye problemy sovershenstvovanija mezhdunarodnoj innovacionnoj dejatel'nosti MANPO. – Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka.– 2012. – № 4.
  3. Samygin, P.S. Profilaktika deviantnogo povedenija molodezhi 2-e izd., ispr. i dop. Uchebnoe posobie dlja akademicheskogo bakalavriata / P.S. Samygin, D.V. Krotov. – Jurajt, 2019. – 284 s.
  4. Timoshenko, L.G. Jetnokul'turnoe obrazovanie v uslovijah sovremennogo sociuma [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/timoshenko_l._g._46_51_1_1_2013.pdf
  5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : https://fgos.ru/
  6. Jel'djasheva, Z.O. Jetnokul'turnoe vospitanie v uslovijah realizacii FGOS OO [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35570485&