Проблемы ответственности за налоговые правонарушения

Налоговая система является основой экономики любого государства, выступает одним из основных источников пополнения бюджета. Поэтому каждое физическое и юридическое лицо обязано оплачивать налоги.

Актуальность исследования обусловлена тем, что неуплата налогов подрывает основы экономической безопасности государства, соответственно государство должно принимать действенные меры для пресечения налоговых правонарушений[1].

Для нарушителей налогового законодательства предусмотрена налоговая ответственность, место которой в системе юридической ответственности очень спорное. К примеру, В.М. Малиновская считает налоговую ответственность видом финансово-правовой ответственности[2], В.А. Кинсбурская относит налоговую ответственность к административной ответственности[3]. Действующее законодательство не содержит определения налоговой ответственности. За те деяния в налоговой сфере, которые предусмотрены Уголовным кодексом РФ, устанавливается уголовная ответственность[4].

Итак, как же отличить налоговое правонарушение, совершенное по налоговому законодательству и по административному законодательству?

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса РФ "налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность". Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлена разделом VI НК РФ.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях определение налогового правонарушения не содержится, соответственно следует опираться на общее понятие: административное правонарушение - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Виды административных правонарушений в области налогов и ответственность за их совершение установлена главой 15 КоАП РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения имеет несколько функций:

- правовосстановительную - восстановление нарушенного права государства совершенным правонарушением;

- карательную, также называемую штрафной - наказание за причиненный ущерб;

- предупредительную, или превентивную - предупреждение совершения налоговыхправонарушений тем же субъектом и другими лицами.

С точки зрения налоговой ответственности к нарушителю применяются меры имущественного характера (штрафы, пени), тогда как в административной ответственности значительное место занимают личные лишения.

Применение налоговой ответственности имеет некоторые особенности. К примеру, имеется ли связь между налоговой и административной ответственностью. Основной принцип - чтобы нормы разных отраслей права не противоречили друг другу. Однако имеются некоторые противоречия, в частности, ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для привлечения к ответственности устанавливает два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение налогового законодательства - один год со дня совершения административного правонарушения. Статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года.

Стоит также отметить, что Налоговый кодекс РФ, в отличие от Кодекса РФ об административных правонарушениях, не содержит термины и понятия, характерные для рассмотрения правонарушений (например, участник производства, доказательства и пр.).

Ответственность за налоговые правонарушения предусмотрена Налоговым кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Основным критерием разграничения налоговой и административной ответственности выступает субъект правонарушения. В соответствии с Налоговым кодексом РФ субъектом правонарушения является налогоплательщик (физическое лицо или юридическое лицо), согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях субъектом правонарушения является специальный субъект - должностное лицо организации-налогоплательщика. На практике возможна ситуация, когда должностное лицо привлекается к административной ответственности, в то время как организация (налогоплательщик) не привлекается к налоговой ответственности либо было освобождено от налоговой ответственности[5]. Таким образом, двойного привлечения за налоговые правонарушения не происходит.

Основанием привлечения должностного лица к административной ответственности за налоговое правонарушение может быть только невыполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей. Административная ответственность может быть применена к правонарушителю в досудебном и судебном порядке. В суде сторона защиты занимает позицию, что на должностное лицо не были возложены функции, за выполнение (или невыполнение) которых его привлекают к ответственности[6].

Привлечение должностного лица к административной ответственности влечет за собой привлечение организации к налоговой ответственности. При освобождении должностного лица от административной ответственности основания для привлечения к ответственности организации отпадают[7].

Должностное лицо за совершение правонарушения в сфере налогов можно привлечь к административной ответственности за нарушение сроков постановки на налоговый учет, представления налоговых деклараций, непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления мероприятий налогового контроля.

Отличается и процедура привлечения к ответственности. В соответствии с КоАП РФ привлечение к ответственности за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке на основании возбужденного производства об административном правонарушении по итогам проверки. Привлечение к ответственности в соответствии с НК РФ осуществляется соответствующими налоговыми органами самостоятельно в рамках полномочий[8].

Если лицо совершило два или более налоговых правонарушения, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Выше были рассмотрены законодательные вопросы ответственности за налоговые правонарушения. Другие же вопросы, часто возникающие на практике, связаны с тем, что налоговые правонарушения имеют латентный характер. Это обусловлено тем, что налогоплательщики не желают уплачивать налоги, стремятся занизить свои доходы и скрыть имущество. Так, в соответствии со ст. 126 НК РФ налогоплательщик несет ответственность за неисполнение обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных обособленных подразделениях. Если в ходе проведения проверки налоговым органом будет установлено, что организация не осуществила постановку на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, через которое осуществляется хозяйственная деятельность, будут иметься основания для привлечения организации к ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа.

Налоговые правонарушения характеризуются тщательной подготовкой к их совершению, для чего необходимы специальные познания бюджетного, налогового, финансового законодательства. Анализ практики показывает, что принцип совершения налоговых правонарушений один - непредставление или сокрытие от налогового органа необходимых сведений и документов. Выявление таких случаев возможно при проведении налоговых проверок.

 

Таблица 1 

Разграничение ответственности за налоговые правонарушения 

 

Статья 116 НК РФ

Статья 15.3 КоАП РФ

Вид ответственности

Налоговая

Административная

Вид правонарушения

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Субъект ответственности

Организация или ИП

Должностные лица организации

 

Таким образом, привлечение к ответственности за налоговые правонарушения имеет определенные трудности, связанные с несовершенством действующего законодательства.

В качестве предложения считаем, что необходимо совершенствовать действующее законодательство, усиливать механизм контроля.

Чтобы иметь представление о том, чем отличается налоговая и административная ответственность за совершение налоговых правонарушений, приведем наглядный пример на ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ.

Данный принцип деления относится и к другим налоговым правонарушениям.

В судебной практике можно встретить много решений по привлечению к налоговой ответственности. Так, Советским районным судом г. Иваново рассмотрено административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Иваново к гражданину П. о взыскании налога, штрафа, пени. Требования мотивированы тем, что П. представил в ИФНС России по г. Иваново налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц с доходов за 2016 год по форме 3-НДФЛ в связи с полученным доходом. По данной декларации Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в соответствии с решением инспекции П. привлечен к налоговой ответственности, налогоплательщику доначислена недоимка по налогу в сумме 325 000 руб., в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ начислен штраф в сумме 32 500 руб. и в соответствии со ст. ст. 57, 75 НК РФ начислены пени в сумме 5 752,50 руб. за просрочку уплаты налога за период с 18 июля 2017 г. по 14 сентября 2017 г.[9].

Решением Советского районного суда г. Иваново от 24 июня 2019 г. исковые требования ИФНС были удовлетворены.

На основании изложенного можем сказать, что особенность налоговых правонарушений обусловлена значимостью налогов для экономики государства. Ответственность за налоговые правонарушения - комплексный межотраслевой правовой институт, сочетающий нормы нескольких отраслей права, сложившийся в зависимости от степени общественной опасности налоговых правонарушений.

По сравнению с налоговой ответственностью административная ответственность за правонарушения в налоговой сфере представляет собой довольно многоаспектное и сложное явление и может рассматриваться как совокупность урегулированных нормами административного права отношений, которые направлены на исполнение субъектами обязанностей, возложенных на них в сфере формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Отмечается усиление административной ответственности для должностных лиц организаций за налоговые правонарушения.

Помочь с выявлением нарушителей и привлечением их к административной ответственности могло бы повышение профессиональной компетенции сотрудников ФНС РФ, которые имеют лишь экономическое образование.

Таким образом, мы установили, что за налоговое правонарушение к налоговой ответственности можно привлечь только организацию или ИП, а за административное правонарушение в сфере налогов к административной ответственности можно привлечь только должностное лицо (руководители, бухгалтера и т.п.).

 

Литература 

  1. Гладких В.И. Преступления в сфере экономической деятельности: курс лекций / В.И. Гладких, А.К. Есаян. Москва: Юнити, 2020. 350 с.
  2. Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Кинсбурская. Москва, 2010. 25 с.
  3. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса / В.Ю. Малахова // Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 - 136.
  4. Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России / В.Ю. Малахова, Н.Л. Денисов, М.М. Дайшутов // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 - 120.
  5. Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность / В.М. Малиновская // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 - 14.
  6. Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения / У.Э. Мамаева // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 - 44.
  7. Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений / А.Д. Савенко // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции (г. Ставрополь, 17 - 18 сентября 2018 г.): сборник научных статей. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 - 322.
  8. Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения / Д.Г. Селезнев // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 - 680.
  9. Томилов Д.А. Проблемы, связанные с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере / Д.А. Томилов, О.А. Коротаева // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: материалы XLII студенческой международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, апрель 2018 г.): сборник научных статей / председатель редколлегии Н.В. Дмитриева. Новосибирск, 2018. N 7 (42). С. 787 - 791.

 

[1]См. подробнее: Малахова В.Ю. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов физических лиц и организаций в условиях экономического кризиса //Вектор юридической науки. 2016. N 6. С. 132 - 136; Малахова В.Ю., Денисов Н.Л., Дайшутов М.М. Актуальные проблемы уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в условиях экономического кризиса в России // Юридическая наука. 2016. N 6. С. 115 - 120.

[2]См. подробнее: Малиновская В.М. Налоговые правонарушения и налоговая ответственность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 8. С. 3 - 14.

[3]Кинсбурская В.А. Налоговая ответственность в системе мер государственного принуждения в сфере налогообложения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 9 - 10.

[4]Гладких В.И., Есаян А.К. Преступления в сфере экономической деятельности: Курс лекций. М.: Юнити, 2020. С. 227.

[5]Мамаева У.Э. Проблема двойной ответственности за налоговые правонарушения // Студенческий. 2019. N 20-5 (64). С. 42 - 44.

[6] Селезнев Д.Г. Проблемы в сфере административной ответственности за налоговые правонарушения // Аллея науки. 2019. Т. 4. N 1 (28). С. 678 - 680.

[7]Савенко А.Д. Актуальные проблемы ответственности за совершение налоговых правонарушений // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права: Материалы V ежегодной Всероссийской конференции. Ставрополь: Параграф, 2018. С. 318 - 322.

[8]Томилов Д.А. Проблемы, связанные с ответственностью за правонарушения в налоговой сфере // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. N 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 29.09.2020).

[9] Решение Советского районного суда г. Иваново от 24 июня 2019 г. URL: https://sudact.ru/regular/doc/WT2nttaODQoW/.