Особенности взаимодействия органов управления и сил территориальной и функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кемеровской области – Кузбасса при реагировании на чрезвычайные ситуации в Кемеровской области – Кузбассе

Peculiarities of interaction between control bodies and forces of territorial and functional subsystems of the Unified State System for Prevention and Response of Emergency Situations of the Kemerovo Region - Kuzbass when responding to emergency situations in the Kemerovo Region - Kuzbass

В ходе реализации государственной программы Кемеровской области «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Кемеровской области» на 2017 - 2021 годы (далее – Программа), в Кемеровской области проводится планомерная, целенаправленная работа по совершенствованию и развитию системы управления территориальной подсистемы РСЧС Кемеровской области.

Одним из приоритетных направлений развития является обеспечение высокого уровня подготовки кадрового состава в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Главным управлением МЧС России проводится работа не только по профессиональному совершенствованию сотрудников ЦУКС (органа повседневного управления РСЧС Кемеровской области), но и по совершенствованию курируемых ЕДДС муниципальных образований (органов повседневного управления муниципального уровня).

Ежеквартально проводятся сборы с руководителями ЕДДС муниципальных образований, ежегодно – курсы повышения квалификации с оперативными дежурными ЕДДС (каждый оперативный дежурный проходит обучение один раз в 5 лет). При обучении используется не только база Главного управления МЧС России по Кемеровской области, но и база Учебно-методического центра ГО и ЧС Кемеровской области, привлекаются специалисты ГКУ «Агентства по защите населения и территории Кузбасса». Для ознакомления с работой органов управления, сил и средств РСЧС области, проводятся ознакомительная  работа с лучшими ЕДДС, подразделения МЧС России, подразделения наблюдения и лабораторного контроля.

Также проводится работа в области совершенствования нормативно правовой базы, разработке методических рекомендаций в области функционирования ЕДДС муниципальных образований.

Необходимо отметить, что существует ряд недостатков в работе органов управления РСЧС Кемеровской области, а именно во взаимодействии органов повседневного управления муниципального и регионального уровней (ЕДДС муниципальных образований и ЦУКС Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбасса). Один из недостатков – это несвоевременное, недостоверное предоставление информации о ЧС, происшествиях на территории муниципальных образований в ЦУКС. Данный недостаток складывается из нескольких факторов, а именно 1)недостаточная подготовленность сотрудников ЕДДС, 2)недостаточный уровень организации взаимодействия ЕДДС муниципального образования с учреждениями, организациями муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Кемеровской области – Кузбасса, 3)отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление докладов по оперативным событиям в вышестоящий орган повседневного управления. Первые два недостатка решаются руководством муниципального образования, руководством ЕДДС в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке, проведения тренировок, заключения соглашений о межведомственном взаимодействии. Третий недостаток связан с тем, что в федеральном законодательстве существуют критерии ЧС и нет критериев происшествий, которые под ЧС не попадают, но требуют реагирования сил и средств объектового и муниципального уровня, а возможно и привлечение сил и средств регионального и даже федерального уровня. Для оценки обстановки и своевременного привлечения сил и средств необходимо своевременное доведение информации до органов повседневного управления вышестоящих уровней от ЕДДС муниципального образования. Определить критерии предоставления информации диспетчер ЕДДС самостоятельно в большинстве случаев не способен. Чтобы решить данную проблему необходимо разработать регламент докладов от ЕДДС муниципальных образований.

В настоящий момент проводится данная работа. Также ведется работа по актуализации регламента представления донесения по ЧС (происшествиям). Проекты данные регламентов планируется вынести на рассмотрение на заседание КЧС и ОПБ Кемеровской области – Кузбасса.

Также уделяется внимание совершенствованию взаимодействия органов управления, сил и средств РСЧС Кемеровской области – Кузбасса в условиях ЧС (происшествий) различного характера.

 

Рис.1. Схема межведомственного взаимодействия органов управления РСЧС Кемеровской области – Кузбасса.

 

Источниками событий чрезвычайного характера на территории Кемеровской области являются опасные природные явления, риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.

Учитывая многоплановость имеющихся угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, существует необходимость координации усилий органов управления федеральных органов государственной власти, государственной власти Кемеровской области – Кузбасса, а значит организации взаимодействия органов управления при решении задач в области защиты и ликвидации ЧС различного характера.

Одним из актуальных рисков для Кемеровской области – Кузбасса является в последнее время риск возникновения сейсмических событий.

Значительная часть территории Кемеровской области – Кузбасса по сравнению с прежними представлениями характеризуется повышенным уровнем сейсмического риска (1,45) с вероятностью возникновения землетрясений силой 6 - 7 баллов по шкале Рихтера. Развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Все это определяет необходимость обеспечения на территории Кемеровской области – Кузбасса сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.

Проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации значительного количества многоуровневых задач в масштабе Кемеровской области  – Кузбасса.

С целью снижения данного риска в области создана и функционирует Кемеровская областная сеть сейсмических наблюдений обеспечения оперативной сейсмологической информацией Кемеровской области – Кузбасса;

С целью упорядочения работы при реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия связанные с сейсмическими событиями, совершенствованию взаимодействия органами управления территориальной и функциональными подсистемами РСЧС Кемеровской области – Кузбасса был разработан, апробирован «Порядок оповещения руководящего состава исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области – Кузбасса, организаций и населения Кемеровской области о сейсмических событиях на территории Кемеровской области» (далее – Порядок) (Рис.2).

Проведено заседание комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  Кемеровской области, по результатам которого:

- определены пороговые значения магнитуды сейсмического события, при котором вводится в действие Порядок;

- определены действия органов повседневного управления, Заместителей Губернатора Кемеровской области – Кузбасса и других должностных лиц Администрации области и муниципальных образований после получения информации о сейсмособытии;

- определен порядок оповещения руководящего состава исполнительных органов государственной власти Кемеровской области – Кузбасса, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Кемеровской области – Кузбасса в случае регистрации сейсмического события чрезвычайного характера;

- определен порядок проведения тренировок, связанных с риском возникновения сейсмического события чрезвычайного характера, с заместителями Губернатора Кемеровской области – Кузбасса, муниципальными образованиями Кемеровской области – Кузбасса.

Рис.2. Решение №13 комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  Кемеровской области. Порядок оповещения руководящего состава исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций Кемеровской области в случае регистрации сейсмического события чрезвычайного характера

 

Литература:

  1. Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 28 декабря 2012г. №620 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Кемеровской области.
  2. Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 16 сентября 2016г. №360 «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории кемеровской области» на 2017 - 2021 годы»
  3. «Порядок оповещения руководящего состава исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, организаций и населения Кемеровской области о сейсмических событиях на территории Кемеровской области» утвержденный решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 мая 2019г. № 13.

  

Literatura:

  1. Postanovlenie kollegii Administracii Kemerovskoj oblasti ot 28 dekabrja 2012g. №620 «O territorial'noj podsisteme edinoj gosudarstvennoj sistemy preduprezhdenija i likvidacii chrezvychajnyh situacij Kemerovskoj oblasti.
  2. Postanovlenie kollegii Administracii Kemerovskoj oblasti ot 16 sentjabrja 2016g. №360 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Kemerovskoj oblasti «Preduprezhdenie i likvidacija chrezvychajnyh situacij na territorii kemerovskoj oblasti» na 2017 - 2021 gody»
  3. «Porjadok opoveshhenija rukovodjashhego sostava ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti Kemerovskoj oblasti, territorial'nyh organov federal'nyh organov gosudarstvennoj vlasti, organov mestnogo samoupravlenija municipal'nyh obrazovanij Kemerovskoj oblasti, organizacij i naselenija Kemerovskoj oblasti o sejsmicheskih sobytijah na territorii Kemerovskoj oblasti» utverzhdennyj resheniem Komissii po preduprezhdeniju i likvidacii chrezvychajnyh situacij i obespecheniju pozharnoj bezopasnosti Kollegii Administracii Kemerovskoj oblasti ot 28 maja 2019g. № 13.