ПРОБЛЕМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ НЕДР

THE PROBLEM OF INTERNATIONALIZATION OF NATIONAL SUBSOIL

Проблема продажи национальных недр за границу актуальна для любой нефте-, газо- и золотодобывающей страны.

Интернационализацией национальных недр можно называть такую хозяйственную связь, при которой возможно потенциальное использование  национальных недр за рубежом страны, в которой они были добыты.

Согласно преамбуле Закона «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения[1], и как природный ресурс являются объектом государственной собственности, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ[2], который ограничен в гражданском обороте, согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ.

В настоящее время недра обладают имущественным характером, а отношения по их продаже получают имущественное выражение. Несмотря на закреплённые Конституцией Российской Федерации гарантии частной собственности, при гражданском обороте национальных недр игнорируются законные интересы граждан России «как основных выгодоприобретателей от использования объектов национального достояния»[3].

Среди стран, богатых природными ресурсами, кроме Российской Федерации, можно также выделить Объединённые Арабские Эмираты. Если сравнивать Россию, как страну, богатую полезными ископаемыми, с Арабскими Эмиратами, то в ОАЭ благодаря национальным недрам осуществляется колоссальная поддержка коренного населения. ОАЭ, интернационализируя национальные недра, способны направлять вырученные средства на поддержку жителей, что, несомненно, можно назвать аргументом в пользу интернационализации.

Рассматривая же интернационализацию национальных недр в Российской Федерации, можно заключить, что данное явление имеет негативные стороны. Во-первых, продажа непереработанных национальных недр приносит меньший доход, чем продажа переработанных. Например, выгоднее продавать не нефть как первичный продукт, а бензин и другие горюче-смазочные материалы как продукты его переработки. Во-вторых, оставление национальных недр на территории страны и вынужденный процесс их переработки создали бы условия для развития промышленности и появления новых рабочих мест. В-третьих, отказ от интернационализации национальных недр (в частности – газа) мог бы способствовать улучшению качества оказываемых на территории Российской Федерации коммунальных услуг по подведению газа.

Не в пользу интернационализации национальных недр можно назвать также тот аргумент, что крупным компаниям, занимающимся добычей и сбытом нефти и газа, при продаже этих недр за границу устанавливают низкую цену (по сравнению с ценой при продаже на внутреннем рынке) при большом объёме поставок. При этом у страны в перспективе существенно снижается объём национальных недр.

Для России проблема интернационализации недр имеет большое значение, поскольку общая стоимость природных ресурсов в пределах Российской Федерации превышает 75 трлн. долларов[4], и вопросы и том, следует ли предоставлять на экспорт природные ресурсы, является экономически значимым.

При интернационализации национальных недр существует множество трудноразрешимых проблем, препятствующих планомерному экономическому и промышленному развитию страны, что может привести к крупному кризису. Оставляя же национальные «богатства» внутри страны, энергокомпании хоть и не получат быструю прибыль от продажи большого объёма экспортируемой продукции, но поспособствуют более эффективному освоению недр с их последующей реализацией на внутреннем рынке. Всё это ведёт к уменьшению зависимости экономики страны от международного рынка.

 

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
  2. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред. от 08.06.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 07.09.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».
  3. Коновалов А.И., Овдиенко Е.Б. Гражданский оборот объектов национального достояния. На примере недропользования // Закон и право. -2019. -№4. -С. 68-74.
  4. Россия — № 1 в мире по природным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http:// fmance.bigmir.net/news/economics/14787-Rossija--1-v-mire-po-prirodnym-resursam (Дата обращения: 27.10.2020).

Reference

  1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 31.07.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. – 05.12.1994. – № 32. – St. 3301.
  2. Zakon RF «O nedrah» ot 21.02.1992 g. № 2395-1 (red. ot 08.06.2020, s izm. i dop., vstup. v silu s 07.09.2020 g.) // SPS «Konsul'tant Plyus».
  3. Konovalov A.I., Ovdienko E.B. Grazhdanskij oborot ob"ektov nacional'nogo dostoyaniya. Na primere nedropol'zovaniya // Zakon i pravo. -2019. -№4. -S. 68-74.
  4. Rossiya — № 1 v mire po prirodnym resursam [Elektronnyj resurs]. URL: http:// fmance.bigmir.net/news/economics/14787-Rossija--1-v-mire-po-prirodnym-resursam (Data obrashcheniya: 27.10.2020).

 

[1] Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред. от 08.06.2020, с изм. и доп., вступ. в силу с 07.09.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс».

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.

[3] Коновалов А.И., Овдиенко Е.Б. Гражданский оборот объектов национального достояния. На примере недропользования // Закон и право. -2019. -№4. -С. 68-74.

[4] Россия — № 1 в мире по природным ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http:// fmance.bigmir.net/news/economics/14787-Rossija--1-v-mire-po-prirodnym-resursam (Дата обращения: 27.10.2020).