ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

В современных условиях деятельности муниципальных органов власти важное значение приобретают вопросы управление персоналом. Это связано в первую очередь с тем, что профессиональный уровень муниципальных служащих неразрывно связан с эффективной деятельностью всего государственного аппарата.

Данный вопрос рассматривается в работах Беннет Роджер, Магура М. И., Курбатов М. Б., А. В. Карпова, Зеер Э. Ф., Егоршин А. П., А. Я. Кибанов, Шекшня С. В. Типы аттестаций были изучены в трудах Калачева С., Бондаренко М.

Федеральное законодательство и, прежде всего, нормы статьи 18 Закона № 25-ФЗ не содержат детальной регламентации проведения аттестации и предоставляют осуществлять такую регламентацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления [2].  Однако, в свою очередь, в принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов отдельные аспекты организации и проведения аттестации муниципальных служащих не получают детальной регламентации, а в принимаемых органами местного самоуправления актах закрепляются нормы, которые порой не носят единообразный характер и подчас не обеспечивают целей аттестации – объективной оценки уровня профессиональных знаний и навыков муниципального служащего, установления его соответствия замещаемой должности.

Процедура аттестации муниципальных служащих определена Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ст. 18) и является важным элементом в структуре формирования профессиональных знаний и навыков управления у сотрудников органов власти.

Так, в Республике Бурятия процедура аттестации муниципальных служащих регламентируется Законом Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III "О муниципальной службе в Республике Бурятия" [3], Положением о порядке проведения аттестации муниципальных служащих аппарата Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.11.2019 N 34-А [4].

Рассмотрим в статье, с какой целью проводится аттестация муниципальных служащих.

При изучении и анализе нормативных правовых актов, принятых в ряде регионов России, предметом правового регулирования которых являются отношения в сфере организации и проведения аттестации муниципальных служащих, выявлены следующие проблемы, связанные с:

-    порядком формирования состава аттестационной и, в частности, включения в состав комиссии независимых экспертов – специалистов по вопросам муниципальной службы, наделения экспертов статусом членов комиссии с правом решающего голоса;

- содержанием отзыва о профессиональной деятельности муниципального служащего за аттестационный период, в частности, включением в него сведений, позволяющих членам аттестационной комиссии получить наиболее полную информацию о служащем, уровне его профессионального опыта и уровне квалификации;

-   формой проведения аттестации – собеседование членов комиссии с муниципальным служащим или представление муниципальным служащим отчета о своей служебной деятельности за аттестационный период;

-     отсутствием определенности в исполнении руководителем органа местного самоуправления (представителем работодателя) рекомендаций, которые даны аттестационной комиссией по результатам аттестации муниципального служащего и, в частности, определенности о замещении муниципальным служащим вышестоящей должности, включения его в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности.

Практики и теоретики менеджмента утверждают, что для любого человека важна самореализация. Одной из сторон самореализации является максимально возможное продвижение по служебной лестнице. Это выражается в том, что каждый работник должен быть уверен в возможности получить повышение при условии качественного выполнения своей работы, росте его профессионализма и квалификации.

Аттестация муниципальных служащих - это важнейшая деятельность, направленная на формирование в муниципальных органах высококомпетентного состава муниципальных служащих.

По мнению А. Ф. Ноздрачева: «аттестация в системе государственной гражданской службы представляет собой государственную проверку деловой квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, а также решения вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного».4

Полагаем, что одним из наиболее продуктивных способов и путей решения выявленных проблем правовой регламентации проведения аттестации муниципальных служащих является путь заимствования и использования опыта правовой регламентации аттестации государственных гражданских служащих.

Такой подход основан, во-первых, на нормах действующего законодательства: в силу положений статьи 5 Закона № 25-ФЗ, при организации муниципальной службы, установлении правил ее прохождения должна обеспечиваться взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы.

В научной литературе при разработке проблематики муниципальной службы указывается, что «статус государственного служащего и муниципального служащего обладают определенной схожестью, в связи с чем регламентация института муниципальной службы может осуществляться путем проецирования на нее регламентации института государственной службы» [1, C.14].

На наш взгляд, проведение аттестации в форме, когда служащий выступает с отчетом о своей профессиональной служебной деятельности, не может считаться оптимальной. При выборе такой формы как отчет имеет место дублирование: отчет о деятельности служащего уже содержится в отзыве непосредственного руководителя, также с таким отчетом в ходе аттестации может выступить непосредственный руководитель муниципального служащего.

Закрепление в нормативных актах проведения аттестации в форме собеседования имеет еще и такие преимущества, как возможность выявить в ходе аттестации ораторские способности служащего, его умения излагать материал, реальные знания действующего законодательства.

         Аттестация муниципальных служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении государственной гражданской службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах государственного управления. Аттестация государственных и муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую и информационную функции.

          Содержание и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления.

          Опыт проведения аттестации свидетельствует о ее положительном влиянии на все стороны деятельности руководителей и специалистов, повышение требовательности и усиление ответственности за выполнение должностных обязанностей, своевременность и качество принимаемых решений.

          Сравнительный анализ законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе, регулирующего вопросы аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих, показывает идентичность основной цели аттестации как государственных гражданских, так и муниципальных служащих, а именно: определение соответствия государственного гражданского или муниципального служащего замещаемой должности государственной гражданской или муниципальной службы.

     Общими как для государственной гражданской, так и муниципальной службы являются следующие положения по аттестации:

     – основанием для проведения аттестации всегда является замещение конкретной должности государственной гражданской или муниципальной службы;

     – субъектом аттестации всегда являются конкретный государственный гражданский или муниципальный служащий, а также комплекс выполненных им заданий за определенный период;

     – инициатива проведения аттестации государственных гражданских и муниципальных служащих закреплена законодательно и представляет собой как обязанность соответствующего государственного или муниципального органа ее проводить, так и обязанность государственных гражданских или муниципальных служащих ее проходить;

     – аттестация является формой контроля за деятельностью государственного гражданского или муниципального служащего и необходима в первую очередь самому работодателю, т.е. государственному или муниципальному органу;

     – аттестация на государственной гражданской и муниципальной службе имеет периодичность и законодательно установленные сроки проведения.

          Таким образом, аттестация служащих – законодательно установленная процедура оценки муниципальных служащих, применяемая в целях установления соответствия государственных или муниципальных служащих замещаемым должностям, а также определения необходимости их для государственного органа или органа местного самоуправления.

 

Литература. 

  1. Андриченко Л.В. Муниципальная служба в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. № 7.
  2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 10. Ст. 1152.
  3. Об утверждении Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 фев. 2005 г. № 110 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 437 (С изменениями и дополнениями: 19 марта 2013 г., 19 марта 2014 г., 28 августа 2015 г., 7 марта 2020 г.)
  4. Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 N 2431-III "О муниципальной службе в Республике Бурятия" // С изменениями и дополнениями от: 10 марта 2008 г., 16 марта, 8 июля, 7 октября 2009 г., 11 мая 2010 г., 7 марта 2012 г., 7 марта, 6 мая, 5 июля, 14 ноября 2013 г., 7 марта, 7 октября, 13 ноября 2014 г., 7 июля 2015 г., 7 мая 2016 г. Принят Народным Хуралом Республики Бурятия 29 августа 2007 года.
  5. Положение о порядке проведения аттестации муниципальных служащих аппарата Улан-Удэнского городского Совета депутатов. Приложение к Распоряжению председателя Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.11.2019 N 34-А.
  6. https://gosuchetnik.ru/kadry/kak-prokhodit-attestatsiya-munitsipalnykh-sluzhashchikh