ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

THEORETICAL AND REGULATORY LEGAL FRAMEWORK FOR REGULATING ANTI-CORRUPTION EXAMINATION OF REGULATORY LEGAL ACTS IN THE EXECUTIVE POWER BODIES

Коррупция известна давно и воспринимается как данность во многих странах мира, между тем как социальное явление стала осознаваться лишь в последние три-четыре десятилетия. В настоящее время отмечается рост научного интереса к явлению коррупции, в том числе в Российской Федерации.

Одной из причин широкого распространения коррупции являются низкокачественные, не соответствующие требованиям юридической техники нормативные акты. Очевидно, что поступательное развитие общественных отношений влечет необходимость развития и совершенствования правовой базы, регулирующей эти отношения. Принимаемые законы должны не только регулировать усложняющиеся правоотношения, но и не создавать дополнительных проблем и сложностей участникам этих отношений. Когда же принятый нормативный акт усложняет и запутывает отношения, создает необходимость участникам отношений нести необоснованные финансовые траты в виде взяток, чтобы обеспечить реализацию своих прав, выполнять разного рода действия в пользу должностных лиц, никак не обусловленные необходимостью, речь идет о коррупциогенных факторах, содержащихся в тексте нормативного акта.

Сказанное объясняет актуальность и теоретическую значимость разработки вопросов антикоррупционной экспертизы нормативных актов.

Идея проведения антикоррупционной экспертизы возникла в экспертных кругах в 2002 - 2003 гг., термин «коррупциогенность законодательства» введен в оборот в 2004 г. В целях предупреждения и противодействия коррупции Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 г. принята специальная Конвенция, в соответствии с которой «каждое государство- участник стремится периодически проводить оценку правовых документов и административных мер для определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней [1;49]».

В 2010 г. также была принята Национальная стратегия противодействия коррупции [2].

Таким образом, российская антикоррупционная политика на протяжении последних лет серьезное внимание уделяет вопросам «освобождения» нормативных правовых актов от коррупциогенных факторов, порождающих условия для проявления коррупционных рисков и провоцирующих коррупционное поведение участников общественных отношений.

Антикоррупционная экспертиза является одним из видов правовой экспертной деятельности, в ходе которой при изучении нормативного правового акта (его проекта) каждая его норма анализируется на предмет наличия в нем коррупциогенного фактора, правового пробела, коллизии (противоречия) иным положениям данного документа или несоответствия другому нормативному правовому акту, закону. Ее целью является устранение предпосылок для коррупционного поведения в виде коррупциогенных факторов, что является исключением дефектов правовой нормы или заложенной правовой формулы.

Таким образом, в настоящее время для оценки законодательства на предмет коррупциогенности в России созданы необходимые условия: приняты нормативные документы, регулирующие процедуру и методику проведения экспертизы, устранения выявленных в ходе нее коррупциогенных факторов, определены субъекты, наделенные полномочиями по проведению экспертизы, сформирован пул независимых экспертов. Большинство субъектов наработали собственный опыт экспертной работы, сформировали практику по выявлению и устранению коррупциогенных норм.

Несовершенство правовой базы способствует распространению коррупции. По этой причине антикоррупционная экспертиза рассматривается в качестве одного из эффективных и действенных средств профилактики коррупции, основные усилия при ее проведении следует концентрировать на проектах нормативных правовых актов, что позволяет выявлять и исключать коррупциогенные факторы еще до начала их правоприменения.

Отметим, что главным в проведении антикоррупционной экспертизы является совместная и равнонаправленная деятельность государственных структур, как принимающих нормативные правовые акты, так и в силу предоставленных полномочий осуществляющих их стороннюю экспертизу, а также институтов гражданского общества, неравнодушных граждан по выявлению и устранению дефектов правовых актов, которые порождают или способствуют коррупционному поведению. 

 

Библиографический список:

  1. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. №460
    «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»,
  2. Талапина Э.В. Об антикоррупционной экспертизе//Журнал российского права. – 2007. – № 5. – С. 52-66.

 

Bibliograficheskij spisok:

  1. Ukaz Prezidenta RF ot 13 aprelja 2010 g. №460 «O Nacional'noj strategii protivodejstvija korrupcii i Nacional'nom plane protivodejstvija korrupcii na 2010 - 2011 gody»,
  1. Talapina Je.V. Ob antikorrupcionnoj jekspertize//Zhurnal rossijskogo prava. – 2007. – № 5. – S. 52-66.