ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края.

Кроме этого, музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, исследовательскую, образовательную.

Актуальность заключается в том, что музеи обладают значительным образовательным потенциалом и дают возможность для формирования навыков исследовательской деятельности обучающихся.

Цели:

-  создание условий для развития навыков учебно-исследовательской деятельности школьников, путём включения её в многообразную деятельность музеев.

- вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к родному краю и людям, к школе, уважения к учителям, работникам школы;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.

Музейная педагогика в образовательном процессе

Направление работы музейной педагогики в школе — очень нужно и важно, так как музейная педагогика даёт возможность для формирования навыков у учащихся в учебно-исследовательской деятельности.

Краеведческая деятельность в нашей школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. В своей работе стремимся воспитывать в учащихся любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, учиться на их примере. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности музейной педагогики.

Краеведческая работа представляет огромную возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся

              Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.   Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.                                                          

Музейная педагогика дает огромную возможность для формирования учебно-исследовательской деятельности учащихся:

  • развитию патриотизма и гражданственности; развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;
  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
  • раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
  • объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
  • организовать интересную исследовательскую работу;
  • возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.
           Использование музейных материалов можно разделить на три направления: исследовательская работа, внеклассные занятия, уроки. Современное образование невозможно без вовлечения учащихся в исследовательскую работу, в проектную деятельность. Навыки поиска информации и эффективного использования её для решения поставленных задач лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относятся экскурсии, поездки по другим музеям. Групповыми формами работы являются подготовка творческих, информативных и социальных проектов, оформление выставок и экспозиций. Индивидуальная работа предполагает проведение экскурсий, подготовку сообщений, презентаций, проектных и исследовательских работ, сбор экспонатов.

Проект «Виртуальное путешествие по родному краю»

Главная цель проекта – изучение исторического прошлого Сунтарского улуса, его настоящего и создание электронного пособия для учащихся, учителей.

Задачи:

  • собрать и изучить материалы по истории родного улуса;
  • развивать бережное отношение к селу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Основные разделы проекта:

Раздел «Родной край» содержит следующие темы: «Мой улус», «Наслеги», «Памятные места», «Музеи», «Знаменитые люди улуса», «Мое творчество». В этом разделе учащиеся знакомятся с историей, геральдикой, главами, наслегами, знаменитыми людьми Сунтарского улуса. В подраздел «Памятные места» включены исследовательские работы учащихся «Памятники улуса». Раздел дает возможность ознакомиться со знаменитыми музеями улуса: ЭРМЭЦ, Тойбохойским историко-краеведческим комплексом

Раздел «Моя школа» содержит следующие темы: «История школы», «Директора», «Его именем названа наша школа». Сунтарская начальная общеобразовательная школа начала свою работу с 1989 года. Об этом рассказывает исследовательская работа учащихся «Школа: прошлое, настоящее, будущее». В данной работе использованы материалы музея Образования, воспоминания родителей-выпускников Сунтарской начальной школы. Эту работу учащиеся успешно защитили на улусной НПК.

Раздел «Моя родословная». С помощью родителей учащиеся составили генеологическое дерево.

Раздел «Никто не забыт, ничто не забыто» знакомит с Великой Отечественной войной. Включены исследовательские работы учащихся «Моя семья в годы войны». Также имеется творческий проект «Музей на столе», который знакомит детей с орудиями военного времени.

Предполагаемые результаты проекта

Практическая значимость:

- материалы проектов можно использовать на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала;

- повышение интереса обучающихся к изучению истории своего родного улуса, формирование чувства патриотизма к своему родному краю;

- повышение уровня ИКТ-компетентности у обучающихся, родителей, педагогов;

- создание электронного виртуального путешествия по историческим местам родного края.

  Данный проект можно реализовать в условиях общеобразовательных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители учащихся. Сведения о селе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
            Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков.

 

Использованная литература

  1. Алексеева Е.Н. Сунтарская начальная школа «РОСТ» / Алексеева Е.Н., Семенов В.Е. – Якутск, 2005 г.
  2. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики. Сборник методических материалов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов Российской Федерации / Сост.В.А. Березина, А.Н. Бубнова. Под общ. ред. В.А. Березиной. — М.: АНО «ЦНПРО», 2015. —  253 с.
  3. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе. Волгоград. Учитель, 2009 г. – 161 с.