ТРЕВОЖНОСТЬ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ

В настоящее время многие учителя и родители сталкиваются с такой проблемой, что учащимся по каким – либо причинам некомфортно в школе, одной из причин которых является повышенная тревожность у учащихся. Тревожность может проявляться в общении со сверстниками, с учителями, родителями, при проверке знаний и так далее.

Именно поэтому проблема коррекции тревожности становится очень актуальной в данном возрасте. Проблемой тревожности в подростковом возрасте занимались такие учёные как Н.В. Гребенникова, И.В. Мальцева, А.М. Прихожан, Т.В. Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В. Киричук и др.

Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте описаны А.М. Прихожан, И.С. Коном и др. Анализу причин тревожных расстройств у подростков и взрослых посвящены работы Н.П. Аникеевой; Л.И. Белозеровой; А.А. Бодалева; В.В. Евсеенко; О.А. Идобаевой; В.Р. Кисловской; Е.О. Ковальчик; А. Третьяковой; И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова; А.М. Прихожан.

Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы таких ученных как Н.В. Гребенникова, И.В. Мальцева, А.М. Прихожан, Т.В. Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В. Киричук и др.

На сегодняшний день решение проблемы тревожности старших школьников относится к числу острых и актуальных задач психологии. Перед психологами стоит задача более ранней диагностики уровня тревожности, как личностной, так и ситуативной, а также психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ, в том числе, в аспекте ситуативной тревожности.

В этой связи вопрос изучения влияния тревожности при подготовке сдачи ОГЭ и ЕГЭ на учеников становится актуальным. Тревожность, эмоциональная неустойчивость, которая, в свою очередь, препятствует нормальному ходу обучения школьника, начинается уже со школьной парты. Одной из самых частых причин тревожности являются завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребёнка, его способности интересы и склонности. В свою очередь, ситуация экзамена – непростая сама по себе, усложняет задачу школьника тем, что ученик, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится и переживает, а сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность.

Цель работы: исследовать тревожность старшеклассников в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Объект исследования: тревожность

Предмет исследования: ситуативная и личностная тревожность старшеклассников в период подготовке в ОГЭ и ЕГЭ.

Гипотеза: старшеклассники в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ имеют повышенную тревожность.

Задачи исследования:

  1. Изучить источники в психологической литературе, посвященные проблеме тревожности в подростковом возрасте.
  2. Описать психологические трудности старшеклассников в период подготовки к выпускным экзаменам.
  3. Эмпирическим путем оценить уровень ситуативной и личностной тревожности учащихся 9-х и 11-х классов в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
  4. Разработать рекомендации для руководства школ, школьных психологов, учителей и родителей старшеклассников по сопровождению учащихся в период подготовки к выпускным экзаменам

Методы и методики исследования:

  • Теоретические – изучение и анализ научной литературы;
  • Эмпирические – тестирование.

 В работе использовались следующие методики:

  1. методика оценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина;
  2. проективная методика «Рисунок человека» К. Маховер.
  • Метод статистического анализа эмпирических данных.

База исследования:  исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №73 г. Владивостока. В работе принимали участие учащиеся 9-ого класса (в количестве 44 человека) и 11-ого класса (в количестве 25 человек)

Научная новизна и практическая значимость. Полученные результаты могут быть полезны школьным психологам при разработке и подготовке рекомендаций для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися и организации учебного процесса для коррекции уровня тревожности.

Результаты исследования.

По данным описательной статистики по методике Личностной и Реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина в группе учащихся 9-го класса по шкале самооценки реактивной тревожности средний показатель составил М = 44,38 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились в интервале от 24 до 68 баллов. Показатель стандартного отклонения составил s = 10,73. Наиболее часто встречающийся средний показатель по реактивной тревожности составил Мо = 36 баллов.

По данным шкалы самооценки личностной тревожности средний показатель составил  М = 47,72 балла. Индивидуальные показатели респондентов изменяются от 26 до 73 баллов. Наиболее частый показатель, встречаемый среди исследуемых, составил Мо = 38 баллов. Показатель стандартного отклонения составил s = 12, 58 баллов.

Таким образом, среднее значение по шкале реактивной тревожности соответствуют уровню умеренной тревожности, при этом по шкале личностной тревожности показатель среднего значения соответствует высокому уровню тревожности.

По данным результатам в «группу риска» можно отнести 16 обследуемых, у которых отмечаются высокие показатели по шкале реактивной и личностной тревожности, и предполагается склонность к появлению состояния тревоги в ситуациях оценки его компетентности. Также 3-их обследуемых, у которых наблюдаются низкие показатели по шкалам личностной и реактивной тревожности, требуют повышенного внимания и попадают в «группу риска».

Также по результатам данным по шкале самооценки реактивной тревожности средний показатель составил М = 38 баллов. Расчет индивидуальных показателей респондентов составил интервал от 22 до 61 баллов. Показатель стандартного отклонения составил s = 9,67. Средний показатель реактивной тревожности, который наиболее часто встречается, составляет Мо = 34 балла.

Что касается шкалы самооценки личностной тревожности, то средний показатель составляет М = 42,76 балла. Индивидуальные показатели респондентов при этом, изменяются на интервале от 26 до 69 баллов. Показатель стандартного отклонения составил s = 11, 88 баллов. Показатель, наиболее часто встречаемый, среди исследуемых составил Мо = 35 баллов.

Таким образом, не смотря на то, что среднее значение по шкале реактивной и личностной тревожности соответствует уровню умеренной тревожности. Также среди обследуемых, были те учащиеся, кто имеет как высокие показатели, так и низкие показатели по шкале личностной и реактивной тревожности.

В результате исследования у 2-их учащихся отмечаются достаточно низкие показатели по шкалам личностной и реактивной тревожности, что в свою очередь, требует повышенного внимания и которых следует отнести к «группе риска». Помимо этого в «группу риска», также входят 4 учащихся, у которых отмечаются высокие показатели по шкалам личностной и реактивной тревожности, к которым также требуется повышенное внимание.

При анализе результатов 11 класса по методике Спилбергера-Ханина (см. Приложение В, табл. В.2) выявлено, что для 13 учащихся (52%) характерен умеренный уровень реактивной тревожности. Низкий уровень реактивной тревожности характерен для 7 человек (28%). Данные учащиеся могут быть охарактеризованы как слабо мотивированные на учебную деятельность и участие в проводимом исследовании. Высокий уровень реактивной тревожности характерен 5 учащимся (20%). Можно сделать вывод, что данные учащиеся на момент проведения исследования находились в состоянии стресса и переживали такие эмоции, как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность (рис. 1).

По данным исследования было выявлено, что для 16 (64%) учащихся уровень личностной тревожности (устойчивой характеристики человека) находится в пределах нормы. Это свидетельствует о способности учеников адекватно воспринимать ситуации внешней среды, что является условием эффективной деятельности. У 2 (8%) учеников выявлен низкий уровень личностной тревожности, что позволяет сделать вывод о слабо развитой ответственности и низкой заинтересованности в результатах решения различных жизненных задач. И у 7 (28%) учащихся выявлен высокий уровень личностной тревожности, что дает основание предполагать у учащихся появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа (рис. 1).

Таким образом, результаты исследования показывают, что уровень тревожности как личностной, так и реактивной у более половины старшеклассников умеренный. Такие показатели свидетельствуют о том, что учащиеся в большинстве ситуаций владеют навыками саморегуляции и в момент сдачи итогового экзамена смогут справиться со своей тревогой, что в свою очередь, положительно повлияет на их успешную сдачу экзаменов.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/10/4538-4.PNG

Рисунок 1 –Процентная выраженность результатов 11-го класса по методике Ч. Д. Спилбергера-Ю. Л. Ханина.

Также можно отметить, что у 11 учащихся (44%) 11 класса установлен умеренный уровень реактивной и личностной тревожности. Низкий уровень реактивной тревожности и низкий уровень личностной тревожности обнаружен только у 8% учащихся (2 человек). Такие показатели свидетельствуют о дезадаптивной реакции, проявляющейся в слабой мотивированной учебной деятельности учащихся или данные показатели, являются результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете». Умеренный уровень личностной тревожности, в то время как уровень реактивной тревожности является низким, характерен для 16% (4 человека) учащимся в классе, что может свидетельствовать о слабой мотивированной учебной деятельности учащихся или результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление от которых еще не утратило своего воздействия на личность. У 1-ого человека (4%) отмечен низкий уровень реактивной тревожности и высокий уровень личностной тревожности. Это свидетельствует о наличии предрасположенности у них расценивать ситуации как опасных и слабой мотивированной учебной деятельности. В этом случае данного ученика можно отнести в «группу риска». Также в «группу риска» можно отнести 16% учащихся (4 человека), у которых наблюдается высокая реактивная и личностная тревожность. Данные показатели характеризуют о склонности воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. У 2-их (8%) учащихся класса отмечается высокая личностная тревожность и умеренная реактивная тревожность, это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, при этом они в состоянии написания теста не вызывала у них чувства тревоги (ученики находились в привычной обстановке, ситуация не была стрессовой). И у 1 человека (4%) в классе наблюдается высокая реактивная тревожность и умеренная личностная тревожность. В данном случае, эти показатели могут свидетельствовать обратное, что на момент проведения у учащегося вызвало чувство тревоги.

Далее рассмотрим анализ результатов 9 класса (см. Приложение В, табл. В.1).

По данным исследования, 19 учащихся (43,2%) характеризуются средним, наиболее адаптивным уровнем реактивной тревожности. У 5 учащихся (11,4%) отмечается низкий уровень реактивной тревожности, что может свидетельствовать о слабой мотивированной учебной деятельности учащихся 9 класса и участие в проводимом исследовании. Высоким уровнем реактивной тревожности отличаются около половины класса – 20 человек (45,4%), что свидетельствует о том, что учащиеся склонны воспринимать большинство ситуаций как угрожающие (например, предстоящая сдача учениками итоговых экзаменов) и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги (рис. 2).

У 16 учащихся (36%) в 9 классе отмечается умеренный уровень личностной тревожности, что проявляется в способности к адекватному восприятию стимулов внешней среды, что является условием эффективной деятельности. Также у половины подростков – 24 учащихся (55%) наблюдается высокая личностная тревожность, что свидетельствует о наличии предрасположенности у них расценивать ситуации как опасные, и также могут возникать эмоциональные и невротические срывы, проявляться различные психосоматические заболевания, например такие как, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма. Только 4 (9%) школьников характеризуются низким уровнем личностной тревожности, что позволяет сделать вывод о слабо развитой ответственности и сниженной эмоциональной вовлеченности индивида в случае возникновения  различных тревожных и социально- психологических стрессовых ситуаций (рис. 2).

Рисунок 2 –Процентная выраженность результаты 9-го класса по методике Ч. Д. Спилбергера-Ю. Л. Ханина.

Таким образом, по результатам исследования, около половины учащихся 9 класса имеют умеренный уровень реактивной тревожности и одна третья часть класса имеют умеренный уровень личностной тревожности. Можно сделать вывод о том, что они психологически готовы к успешной сдачи экзамена, старшеклассники умеют оценивать свои знания об учебном материале, о процедуре проведения экзамена. При этом в 9 классе отмечается высокий уровень как личностной, так и реактивной тревожности. Такие показатели свидетельствуют о том, что учащиеся в большинстве ситуаций не могут справиться со своей тревогой и недостаточно владеют саморегуляции, чтобы справиться тревожностью и волнением, что существенным образом повлияет в момент сдачи экзамена и его успешную сдачу. В следствии, все это может напрямую отразиться на достижении желаемого результата как в ситуации подготовки к экзамену, так и непосредственно во время сдачи ОГЭ.

При этом, стоит отметить, что в 9-ом классе низкий уровень реактивной тревожности в сопоставлении с низким уровнем личностной тревожности наблюдается у 3-их учащихся (6,8%), что свидетельствуют о дезадаптивной реакции, которая проявляется в слабой мотивированной учебной деятельности учащихся, что может отрицательно повлиять на успешную сдачу экзамена. У11 учащихся (25%)  из 44 отмечается умеренный уровень как реактивной, так и личностной тревожности. У одного учащегося (2,3%) отмечается умеренный уровень личностной тревожности, в то время как уровень реактивной тревожности является низким, что характеризует его как способного к адекватному восприятию и оценке свои способностей, но слабой мотивированной учебной деятельности, что может отразиться на достижении желаемого результата. У 1-ого человека (2,3%) отмечается низкий уровень реактивной тревожности и высокий уровень личностной тревожности, и свидетельствует о наличии расценивать ситуацию как опасную и о слабой мотивированной учебной деятельности. В данном случае ученик находится в «группе риска» и следует оказать ему психологическую поддержку. Также в «группу риска» можно отнести 16учащихся (36,3), у которых наблюдается высокая реактивная и личностная тревожность. Данные показатели характеризуют о склонности воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. У 7-ми (15,9%) учащихся класса отмечается высокая личностная тревожность и умеренная реактивная тревожность, это дает основание предполагать у них появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, при этом они в состоянии написания теста не вызывала у них чувства тревоги. И у 4-ыхучащихся (9,1%) в классе наблюдается высокая реактивная тревожность и умеренная личностная тревожность. В данном случае, эти показатели могут свидетельствовать обратное, что на момент проведения у учащегося вызвало чувство тревоги. И у одного учащегося (2,3%) наблюдается умеренная реактивная тревожность в сравнении с низкой личностной тревожностью.

После проведения диагностики была проведена математическая обработка с помощью U-критерия Манну-Уитни (см. Приложение Г), который показал статистически значимые различия тревожности между 9-ым и 11-ым классом в период подготовки к экзамену. Графически результаты показаны на рисунке 3 и на рисунке 4.

Рисунок 3 – ось значимости.

Полученное эмпирическое значение Uэмп = 357 находится в зоне значимости.

Таким образом, по шкале «реактивной тревожности» критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 363. 357 <363, следовательно различия уровня реактивной тревожности в сравниваемых группах статистически значимы (р<0,01).

Рисунок 4 – Ось значимости

Полученное эмпирическое значение Uэмп = 417 находится в зоне неопределенности.

Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 417. 417≤ 417, следовательно различия уровня реактивной тревожности в сравниваемых группах находятся на уровне р ≤ 0,05.

Таким образом, по методике Спилбергера-Ханина с помощью статистического U-критерия Манна-Уитни были установлены значимые различия между учащимися 9-го и 11-го класса по шкале реактивной тревожности на уровне 0.01 и по шкале личностной тревожности на уровне 0.05. Эти данные позволяют говорить о том, что и реактивная и личностная тревожность 9-тиклассников больше, чем 11-тиклассников. Это говорит о том, что для учащихся 9-го класса характерен более высокий уровень тревожности как личностной, так и ситуативной, а также и недостаточное владение навыками самоконтроля и стрессоустойчивости, недостаточной веры в свои силы. Эти данные свидетельствуют о том, что 9-тиклассники, в большей степени, нуждаются в поддержке и их сопровождении в период подготовки к итоговой аттестации. Также данные результаты исследования необходимо учесть для разработки программы по сопровождению старшеклассников в период подготовки к выпускным экзаменам.

По полученным данным по проективной методике «Рисунок человека» на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Нажим на карандаш отмечается у 9 учащихся (36%) учащихся11-го класса и 19 учащихся (43,1%) 9-го класса. Как правило, нажим встречается у тревожных детей или со сниженным эмоциональным настроением. Также о степени тревожности могут свидетельствовать «тревожные линии». 8 учеников – 32% (11 класс) и 14 старшеклассников (31,8%) 9 класса рисует контуры не сплошной линией, а косыми и не ровными линиями, а также многочисленными штрихами, как правило, без явного контура. Например, когда учащиеся штрихуют руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у этого ученика наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. Также исследуемые имеют тенденцию исправлять свой рисунок, и в нескольких случаях это не приводит к улучшению.

Далее о тревожности свидетельствует значительная прорисовка черт лица. Например, красивая прорисовка глаз отмечается у 9 (36%) учащихся из 11-го класса и у 9 девятиклассников (20,45%). Особенно если глаза изображены «пустыми» с отсутствием радужки и зрачков, как наблюдается у 4 (16%)11-классников и у 4 (9,1%) девятиклассников, что также говорит о наличии страхов у этих детей, чувства вины, эмоциональной незрелости.

Характерная особенность рисунка тревожных старшеклассников — чрезмерное внимание к деталям. В 48% случаев (12 человек) в 11 классе и 27% (12 учеников) в 9 классе в своих рисунках школьники как бы застревают, не решаются закончить рисунок, либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, черт лица, рук).

Отдельно следует отметить у 1 учащегося 11 класса и 3-х учащихся 9 класса изображение, словно не помещается на листе. Как правило, это говорит о низкой способности к организации деятельности, причиной чего может быть тревожность или эмоциональная неуравновешенность. В свою очередь, чрезмерно крупное изображение у 8 учащихся 11 класса (32%) и у 19 учащихся 9 класса (43,1%)может свидетельствовать либо о завышенной самооценке, либо об агрессии, которая носит защитный характер и вызвана тревожностью и неуверенностью в себе.

Сокращение рисунка (маленький рисунок) у 6 учащихся (25%) из 11 класса и 20 учащихся (45,45%) из 9 класса, может говорить о депрессивном состоянии. Неуверенности в своей безопасности, тревожности. Сильной нехватки чувства безопасности, чувства неприспособленности.

Таким образом, из наших наблюдений в процессе анализа большинство из перечисленных особенностей рисунков могут говорить о том, что учащиеся склонны тревожиться, что у них наблюдается высокий уровень тревожности. Также стоит отметить, что в случае проявления в рисунке у респондента лишь некоторых из вышеперечисленные особенностей, указывающие на тревожность, то скорее всего это будет являться реакцией на обследование или эпизодическим проявлением тревожности, связанным с неуверенностью в рисовании вообще.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Антошкина И. В., Круглова Т.А. Формы и методы работы по психологической подготовке учащихся к экзаменам (ГИА, ЕГЭ) [Электронный ресурс].
  2. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. - М.:Экон-Информ, 2009. - 247 с
  3. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.С. Бурлаков, В.И. Олешкович. – М.: Академия, 2010 – 57 с.
  4. Волков Б.С. Возрастная психология: Книга 1: От рождения до поступления в школу: учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2009 – 366 с. [Электронный ресурс].
  5. Волков Б.С. Психология подростка// 5-е изд.- С-П.: Питер, 2010. – 240 с.
  6. Волкова Е.Е. Типы привязанности студентов и их успешность обучения в вузе // Вестник кемеровского государственного университета. – 2017. - №2 (70). – 123-128 стр.
  7. Волкова Е.Е., Ключко О.С., Глушко А.С. Внутренняя картина болезни у подростков с разными типами привязанности // личность в экстремальных ситуациях жизнедеятельности . – 2016. - №6. – 247-254 стр.
  8. Дерманова И.Б. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002 – 124-126 с.
  9. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 385-386 с.
  10. Картунова А.А. Анализ научных исследований по изучению уровня тревожности личности // Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия). 2014. – 66-69 с.
  11. Клепач Ю.В., Рубцова Т.В. Особенности мотивации учебной деятельности подростков. / Воронежский гос-ный пед. ун-т, Воронеж. 2019. Вып. 6 (28) – 63-70 с.
  12. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Автор-составитель Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 222-225 с.
  13. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». — Москва: Паганель, 2011. – 124-129 с.
  14. Костенко С.И., Пухова Н.В., Москвина А.В. Психологическая подготовка к ЕГЭ [Электронный ресурс].
  15. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст]: монография / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 2014 – 46 с.
  16. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика. Технологии, консультирование, занятие, занятия, тренинги / авт. – сост. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. //Волгоград: Учитель,2009. – 207 с.
  17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. - М.: Академия, 2012. - 656 с.
  18. Наумова Т.А., Мухачева Е.В. Наставления по обработке результатов научного эксперимента для студентов, будущих педагогов / учебно-методическое пособие /: - Ижевск, изд-во Удмуртский университет, 2014 – 39 с.
  19. Овчаренко Л.Ю., психологическое сопровождение учителя-предметника в условиях освоения обучающимися новых компетенций. / Системная психология и социология: научно-практический журнал. М.: МГПУ, Москва, 2015. № 4 (16) [Электронный ресурс].
  20. Паршукова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при подготовке к ЕГЭ: Методические рекомендации / Автор-составитель: Паршукова С.В., доцент ТОИПКРО, к.п.н. Тамбов, 2017 – 115 с.
  21. Погорелова Е.И. Тревога как фактор развития личности (На примере преодоления экстремальных ситуаций) [Текст]: дис. канд. психол. наук / Е.И. Погорелова. – Таганрог, 2012 – 4 с.
  22. Полшкова Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого- педагогических исследованиях [Текст]// Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). / Т.А. Полшкова // Два комсомольца. – 2013 - № 2 – 107-110 с.
  23. Сидоров, К. Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия 3. Философия. Социология. Психология. Педагогика, Вып. 2, 2013. – 42-52 с.
  24. Черемискина И.И., Самойличенко А.К. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. Т. 6. №4 (21) – 368-371 стр.
  25. Шевкун А.В. Понятие школьная тревожность в России и за рубежом. – Гуманитарный научный журнал №1, гор. Орск, Россия. – АНО «Пресс-Лицей», 2017. – 80-85 с.