САМООЦЕНКА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ

Проблема формирования самооценки нашла свое отражение в трудах Л.И. Божович, B.C. Мерлина, В.Ф. Сафина, Е.И. Савонько и др. Они изучали психологическую основу этого феномена и раскрыли функции самооценки в целостной структуре личности и описали виды самооценки с точки зрения ее адекватности. Научные исследования в отношении адекватности самооценки нашли отражение в работах А.М. Прихожан, Е. А. Серебряковой, Л. С. Славиной, Т. И. Юферевой, С.Г. Якобсон и других.

Особенности самооценки влияют на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношение с окружающими, на удовлетворённость работой, учёбой. Самооценка является важным регулятором поведения человека. Когда в самооценке сталкиваются очень высокие притязания и сильная неуверенность в себе, то в результате проявляются острые эмоциональные реакции (нервозность, истерики, слёзы), которые препятствуют правильному формированию отношения личности к себе и окружающему миру.

В подростковом возрасте самооценка неустойчива, колеблется от предельно высокого уровня до крайне низкого. Наиболее часто это можно наблюдать у выпускников 9-ых и 11-ых классов, когда им необходимо сдавать экзамены, в этот период их переживания связаны с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке. Любая ситуация проверки компетентности, в данном случае - экзамен, тест - для таких людей оказывается просто непереносимой.

Экзамены для подавляющего большинства старших школьников являются не только периодом более интенсивной работы, подготовки, а также и период психологического стресса. В связи с этим, исследования динамики самооценки подростков в период подготовки к выпускным экзаменам представляют огромный интерес для психологии, как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Цель работы: изучить самооценку старшеклассников в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Объект исследования: самооценка старшеклассников.

Предмет исследования: уровень самооценки старшеклассников в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Гипотеза: в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ уровень самооценки старшеклассников соответствует заниженному уровню.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ источников по проблеме самооценки в подростковом возрасте.
  2. Провести диагностику самооценки у старшеклассников.
  3. Проанализировать результаты, полученные в ходе эмпирического исследования.
  4. Разработать рекомендации для учителей, родителей и учащихся по сопровождению старшеклассников в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Методы исследования:

  • Теоретические – изучение и анализ научной литературы;
  • Эмпирические – тестирование;
  • Методы статистического анализа эмпирических данных.

В работе использовались следующие методики:

- методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;

- проективная методика «Рисунок человека», разработанная К. Маховер.

База исследования: в исследовании принимали участие учащиеся 9-ого класса (в количестве 40 человек) и 11-ого класса (в количестве 25 человек) средней общеобразовательной школы №73, г. Владивостока.

Научная новизна и практическая значимость. Полученные в результате исследования данные могут быть полезны руководству школы, а также могут применяться в работе школьных психологов и в подготовке рекомендаций для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися и организации учебного процесса, с учетом индивидуально-личностных особенностей. Также результаты данной работы будут полезны самим студентам для более успешной сдачи экзамена.

Результаты исследования: По данным описательной статистики по методике Дембо-Рубинштейн в группе учащихся 9-го класса (рис. 1).

  • По шкале «ум, способности» средний показатель составил М=58,92 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились в интервале от 6 до 99. Показатель стандартного отклонения составил s=23,85.
  • По шкале «характер» средний показатель составил М=58,7 балла, что соответствует уровню адекватной самооценки. Данные минимума и максимума показывают, что индивидуальные показатели респондентов расположились в интервале от 1 до 100. Показатель стандартного отклонения составил s=25,68.
  • В отношении шкалы «авторитет у сверстников» были получены следующие данные: средний показатель составил М=52,85 балла, индивидуальные показатели респондентов расположились в интервале от 1 до 98. Показатель стандартного отклонения составил s=27,3.
  • По шкале «умение делать своими руками» средний показатель составил М=62,05 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились от 3 до 100. Показатель стандартного отклонения составил s=27,12.
  • Что касается шкалы «внешность», то средний показатель составил М=56,87 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились от 0 до 100. Показатели стандартного отклонения составил s=24,17.
  • По шкале «уверенность в себе» средний показатель составил М=51,82 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились от 0 до 100. Показатели стандартного отклонения составил s=29,84.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/10/4536-1.PNG

Рисунок 1 – средние знания шкал по методике Дембо-Рубинштейн у 9-го класса.

Таким образом, не смотря на то, что средние значения по всем шкалам в 9 классе соответствует уровню адекватной самооценки, среди обследованных учащихся были те, кто имеет низкую самооценку, так и те, кто имеет высокую самооценку. Также из полученных данных можно сказать, что усредненный показатель по всем шкалам равен 56,87 балла, что соответствует уровню адекватной самооценки учащихся в классе. При этом 11 учащихся можно отнести в «группу риска», т.к. их показатели соответствуют заниженному уровню самооценки и заниженному и завышенному уровню притязаний.

По данным описательной статистики по методике Дембо-Рубинштейн в группе учащихся 11-го класса (рис. 2):

  • По шкале «ум, способности» средний показатель составил М=69 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились от 48 до 100. Показатели стандартного отклонения составил s=15,18.
  • По шкале «характер» индивидуальные показатели респондентов расположились от 6 до 100. Расчет среднего показателя составил М=68,9 балла. Показатель стандартного отклонения составил s=25,53.
  • По данным, по шкале «авторитет у сверстников» средний показатель составил М=68 балла. Показатели минимума и максимума соответственно расположились от 3 до 100, а показатель стандартного отклонения составил s=24,07.
  • В соотношении шкалы «умение делать своими руками» средний показатель составил М=56,5 балла. Индивидуальные показатели респондентов изменяются от 4 до 100. Показатели стандартного отклонения составил s=28,48.
  • По данным шкалы «внешность» средний показатель составил М=70,85 балла. При этом индивидуальные показатели респондентов расположились от 3 до 100. Показатели стандартного отклонения составил s=26,81.
  • По шкале «уверенность в себе» средний показатель составил М=65,25 балла. Что касается индивидуальных показателей, ответы респондентов расположились от 2 до 100. А показатели стандартного отклонения составили s=25,09.

Рисунок 2 – средние знания шкал по методике Дембо-Рубинштейн у 11-го класса.

Таким образом, не смотря на то, что средние значения по всем шкалам соответствует уровню адекватной самооценки, среди обследуемых учащихся отмечается как высокий уровень самооценки, так и низкий уровень самооценки. Также по данным результатам исследования, усредненный показатель по всем шкалам равен 66,42 балла, что соответствует адекватному уровню самооценки испытуемых. При этом у 7 показатели соответствуют очень высоким уровнем самооценки и притязаний. Таких детей можно отнести в «группу риска», т.к. вышеуказанные данные могут свидетельствовать о ярко выраженном защитном характере и его «закрытости».

По результатам методики Дембо-Рубинштейн в 9-ом классе (рис. 3) – очень высокий уровень самооценки имеют 8 учащихся (20%), которые придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, в той или иной области, представляются более или менее скромными. Адекватную самооценку имеет половина учащихся класса (50%). Это учащиеся со средним и высоким уровнем от 45 до 74 баллов, и которые отражают наиболее реальное представление о своих возможностях, не огорчаются, когда их критикуют, но и не бояться быть отвергнутыми. У 12 респондентов (30%) отмечается низкий уровень самооценки. Такие показатели свидетельствуют о том, что такие школьники выглядят потерянно и более пассивно, такой ученик, как правило, внушаем и менее популярен. Они чрезмерно чувствительны к критике, что в свою очередь отрицательно скажется как на подготовке к экзамену, так и на саму сдачу, непосредственно в день экзамена.

При этом очень высокий уровень притязаний имеют – 15 респондентов (37,5%), что свидетельствует о том, что эти школьники ставят перед собой слишком сложные, непосильные и нереальные цели, что в свою очередь может привести к частым неудачам и разочарованию, в том числе и не успешную сдачу экзаменов. У 17 (42,5%) учащихся – уровень притязаний отмечается в пределах нормы, т.е. такие школьники ставят перед собой цели, которые они реально могут достичь, и которые также соответствуют его способностям, умениям и его возможностям. Низкий уровень притязаний отмечается у 8 (20%) учащихся, и свидетельствуют о том, что старшеклассники наоборот, выбирают слишком простые и легкие цели, но хотя они могут достичь более высоких целей.

По результатам, представленные в таблице 5, можно увидеть, что очень высокий уровень самооценки и притязания разный, средний уровень самооценки больше чем притязания, низкий уровень самооценки так же больше, чем у притязания.

Рисунок 3 – результаты 9-го класса по методике Дембо-Рубинштейн «Диагностика самооценки».

Также по итогам исследования в 11 классе (см. Приложение В, табл. В.2), по методике Дембо-Рубинштейн выявлено низкое количество баллов (до 45 баллов) у 3 человек (15%) (рис.4). Это указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться, как правило, два разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда отсутствия способности и декларирование (самому себе) собственного неумения, позволяет не прилагать никаких усилий. Адекватную самооценку имеют 10 учащихся (50%). Это учащиеся со средним и высоким уровнем от 45 до 74 баллов, и которые отражают наиболее реальное представление о своих возможностях. У 7 человек (35%) очень высокие баллы (от 75 до 100). Это свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Рисунок 4 – результаты 11-го класса по методике Дембо-Рубинштейн «Диагностика самооценки».

После того как был проведен анализ результатов исследования по методике Дембо-Рубинштейн, проводилось сравнение различий уровня самооценки среди 9-ых и 11-ых классов в период подготовки к экзаменам. Для сравнения был использован метод математической статистики U-критерия Манна-Уитни (см. Приложение Г).

U-критерий Манна-Уитни равен Uэмп = 289. Критическое значение U-критерия Манна-Уитни при заданной численности сравниваемых групп составляет 251 (для р=0,01) и 294 (для р=0,05). 251 < 289 < 294, следовательно можно говорить о наличии статистически значимых различий  между уровнем самооценки учащихся 9-х и 11-х классов (р≤0,05). Следовательно, можно утверждать, что 9-ый класс более уязвим по сравнению с 11-ым классом, а значит, он нуждается в психологической поддержке и внимании, так как они впервые знакомятся с данным проведением «оценивания их знания».

Таким образом, для учащихся характерен как завышенный, так и заниженный уровень самооценки. Приведенные данные говорят о том, что необходимо разработать программу психологической поддержки для коррекции самооценки старшеклассников в период подготовки к итоговым экзаменам.

Обработка и интерпретация результатов проективной методики проводилась по следующим параметрам [9, 23]:

  • расположение фигуры в пространстве листа;
  • размер фигуры;
  • характер линии;
  • возраст нарисованной фигуры (по ответам детей);
  • нажим на карандаш, стирание, штриховка;
  • характер изображения глаз (расширенные, маленькие, с большим количеством ресниц);
  • характер изображения рта (выраженный, отсутствующий);
  • характер изображения рук (спрятанные за спиной, плохо прорисованные, с кулаками, прижатые к туловищу, длинные и слабые, поднятые вверх с раскрытыми пальцами);
  • характер изображения ног (акцентированные, плохо прорисованные, их отсутствие);
  • характер изображения шеи (короткая, длинная, ее отсутствие).

По полученным данным, об особенностях самооценки, по Венгер А.Л., могут свидетельствовать все вышеперечисленные параметры.

О чувстве незащищенности, чувстве неприспособленности говорят наличие изображений маленьких фигур, занимающих маленькую часть доступного пространства, которые можно наблюдать у 20 учащихся. При наличии маленьких фигур, можно предположить, что исследуемый скрывает общее ощущение себя как «маленького существа», которое сопровождается неуверенностью, заниженной самооценкой, пассивным поведением. Также 12 учащихся, напротив, можно охарактеризовать как хорошо приспособленные подростки с развитым чувством безопасности, которые рисуют фигуру человека свободно и легко, создавая рисунок, который размещен в центре листа, а также своим размером и размахом выражает свободу от тревожности и беспокойства. У 9 респондентов, наблюдается изображение фигуры в излишне больших размерах, помещенных в центре листа, что говорит о завышенной самооценке учащихся и выражают слабый внутренний контроль. Такой результат указывает на то, что дети слабо ориентируются в учебной ситуации, возможно, нуждаются в помощи и не могут работать самостоятельно.

Сила нажима на карандаш является важным показателем уровня активности. У 25 респондентов выборки отмечается усиленный нажим, что свидетельствует о повышенном эмоциональном напряжении. Помимо этого может выражаться чувство вины, неуверенности, которое могут говорить заштрихованные руки, кисти рук, заштрихованные ноги и глаза. Таким образом, такое состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным для учащегося ситуациям, в том числе и период подготовки к итоговым экзаменам, или в результате длительного пребывания в неблагоприятной для него ситуации, когда необходима повышенная концентрация внимания и сосредоточенность на учебных предметах.

О заниженной самооценке могут свидетельствовать наличие маленьких глаз (11 учащихся), что говорит о скрытности, сосредоточенности на себе, поглощенности собственными чувствами. Также отсутствие зрачков в глазах у 13 исследуемых, свидетельствуют, вероятно, о крайнем эгоцентризме, о том, что ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Выделение рта, которое выражается в смещении, непропорциональных размерах, отмечающихся у 16 учеников, является признаком зависимости, несамостоятельности. Также изображение рта одной прямой чертой (27 респондентов) может говорить о внутреннем напряжении.

Одна третья часть выборки (25 респондентов) изобразила человека, руки которых разведены в стороны или протянуты по направлению к наблюдателю, что говорит о том, что у них преобладает признак общительности и активного взаимодействия с внешним миром. Можно предположить, что такие ученики успешно справятся с подготовкой экзаменов и легко идут на контакт, с преподавателями. Помимо этого 10 учащихся, напротив, изобразили руки, плотно прижатые к телу и спрятанными за спиной или в карманах. Все это может свидетельствовать о необщительности и замкнутости учащихся в период повышенной подготовки к итоговым экзаменам. В сочетании с другими особенностями рисунка это может оказаться признаком ухода в себя, самовлюбленности и тщеславия или сильного внутреннего напряжения.

Ноги на рисунке символизируют опору, устойчивость и направленности на практическую ориентацию. 30 исследуемых стопы обращены пальцами к наблюдателю, ноги плотно сдвинуты и у некоторых они вовсе отсутствуют, что выражает их интровертированность, а также чувство неуверенности, слабости, упадка духа. В случае, когда стопы нарисованы в профиль, как это отмечено у 24 учащихся, это означает признак устойчивости и уверенности в себе.

Шея является связующим звеном между телом и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Также области шеи уделяют внимание те, кто озабочены соотношением телесных побуждений и сознательного контроля. Такие люди не уверены, что всегда могут справиться со своими импульсами. У 15 учащихся вовсе отсутствует наличие шеи, что может являться признаком незрелости учащихся. Наличие длинной шеи, можно проследить у 17 респондентов. Длинная шея ассоциируется с зажатым, скованным, морализаторским, манерным человеком, хорошо контролирующим себя.

Высокая длинная шея, наблюдается у 9 человек в рисунках, что может характеризовать их как «аристократических и культурных», зажатых, ригидных учеников, которых отличает подчеркнутый контроль над своими импульсами.

Таким образом, сопоставленный нами анализ результатов большинство из перечисленных особенностей рисунка подтвердили результаты по методике Дембо-Рубинштейн о наличии у старших школьников, как заниженной, так и завышенной самооценки. В рисунках у респондентов прослеживаются характеристики, которые указывают на адекватную и неадекватную самооценку. Например, на наличие заниженной самооценки указывают маленькие фигура человека, также фигура расположенная внизу или углу, схематическое изображение черт лица, наличие маленьких глаз, плотно прижатые к телу руки и отсутствие кистей рук, не прорисованные стопы, которые проявляются респондентом в форме ухода в себя, замкнутости, возможно, низкой эмоциональности, подавленности или чувстве вины. О наличии завышенной самооценки свидетельствует наличие чрезмерно больших фигур, укрепление какой-либо части тела, наличие штриховки или перекрестной штриховки, широко расставленные ноги, которые проявляются как экстровертированный тип характера, самоуверенности, конфликтности, при этом широко расставленные ноги могу символизировать их как потребность в опоре. В свою очередь, адекватную самооценку, которая проявляется в уверенности в себе, уравновешенности, чувстве собственного достоинства и удовлетворенности своих потребностей, можно проследить в среднем нажиме на карандаш, расположение рисунка по центру и среднего размера фигуры, руках, направленные в сторону наблюдателя и т.д.

В ходе проведения психодиагностической работы исследования были сформулированы следующие выводы:

  1. Для личности старшего школьника самооценка имеет большую значимость, в том числе, и завышенная самооценка, и заниженная самооценка, которые неблагоприятно действует на них. У старшего школьника в трудных и непривычных ситуациях возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этом случае таланты и способности учащихся не будут развиваться, и могут вообще не проявляться, а в период подготовки к выпускным экзаменам могут отрицательно сказаться на итоговом оценивании и последующим действиям выпускника. Главным критерием школьника в оценке себя становятся нравственно-психологические аспекты взаимоотношений с другими людьми.
  2. Самооценка играет большую роль для школьников в их учебной деятельности, особенно в старших классах. Наиболее тесно эта связь прослеживается на уровне притязаний, которые выступают фактором усиления мотивации учащихся.
  3. Для старшего школьника характерна адекватная самооценка.
  4. Среди способов определения самооценки среди подростков старшего школьного возраста можно выделить методику Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Таким образом, цель исследования состояла в том, чтобы измерить уровень самооценки у школьников 9-го и 11-го класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Итак, было установлено, что в 9 классе у 50% учащихся диагностируемой группы сформирована неадекватная самооценка (30% школьников с заниженной самооценкой и 20% школьников с завышенной самооценкой). Соответственно, в 11 классе у 41,6% старшеклассников сформирована неадекватная самооценка (12,5% школьников с заниженной самооценкой и 29,1% школьников с завышенной самооценкой). Ориентируясь на полученные нами результаты исследования, мы можем разработать психологические рекомендации в сопровождении учащихся в период подготовки к экзаменам и поддержки школьников, суть которой заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолевать то или иное препятствие, трудность, учитывая их реальные и потенциальные возможности, и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий, а именно формирование и повышение уровня учебно-познавательной самостоятельности учеников, пробуждения инициативы и стремления школьников к потребности в самообразовании и познания нового.

Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, формирования адекватной самооценки, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

 

Список используемой литературы:

  1. Болотов В.А. Единый государственный экзамен: на пути к созданию системы независимой оценки качества образования / В.А. Болотов // Единый государственный экзамен: сб. ст. — М., 2004. – 46 с.
  2. Бороздина Л.В. Самооценка в структуре самосознания // Факторы риска психосоматических заболеваний: Учеб. пособие. М., 2008. [Электронный ресурс]
  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 г. - с.16-61
  4. Волкова Е.Е. Типы  привязанности студентов и их успешность обучения в вузе // Вестник кемеровского государственного университета. – 2017. - №2 (70). – 123-128 стр.
  5. Ключко О.С., Волкова Е.Е., Глушко А.С. Внутренняя картина болезни у подростков с разными типами привязанности // личность в экстремальных ситуациях жизнедеятельности . – 2016. - №6. – 247-254 стр.
  6. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения / Ростов н /Д: Феникс, 2009. – 222-225 с.
  7. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
  8. Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». М., 1968. – 232 с.
  9. Пырочкина С.А., Погорелова О.П. психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков. //Волгоград: Учитель, 2008. – 128 с.
  10. Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологии. 1986. № 3. -153с.
  11. Сидоров, К. Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К. Р.Сидоров // Вопросы психологии. – 2007. — №3. – С.149-157.
  12. Чаловка С.В. Психологическое сопровождение итоговой аттестации учащихся 9-11 классов: Метод, рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений и профилактических центров / С.В. Чаловка, О.С. Гришанова. – Саратов, 2008. [Электронный ресурс]
  13. Черемискина И.И., Самойличенко А.К. Родительское отношение как фактор самораскрытия способностей школьниками. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. Т. 6. №4 (21) – 368-371 стр.
  14. Чибисова М. Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ [Электронный ресурс] / М. Ю. Чибисова // Вестник практической психологии образования. — 2008. — № 4. – 77-80 с.
  15. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. — М.: Генезис, 2009. – 184 с.