ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

Совершенствование законотворчества и механизм решения правовых несоответствий как неотъемлемые составляющие этого процесса базируются на комплексном и системном подходе к оценке ситуации и научно обоснованного понимания сущности муниципальной власти. Законы должны согласовываться с реальными практиками развития местного самоуправления в России, учитывая обширность ее территорий .

За осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц отвечают граждане, которые проживают в пределах муниципального образования. На сходах, собраниях, граждане заслушивают отчеты о проделанной работе депутатов и должностных лиц местного самоуправления. Данная форма контроля предусматривается законом и положениями субъектов РФ.

В свою очередь, прокуратура осуществляет контроль над деятельностью органов местного публичного управления в виде надзора.

За контроль над финансовыми расходами, для выполнения различных совместных программ с местными органами власти, несут ответственность государственные органы.

Совокупность государственного и общественного контроля за деятельностью местного самоуправления помогает процессу повышения правовой культуры в системе местного самоуправления, а также способствует повышению эффективности в управлении и предотвращению беззакония.

Каждый тип управленческой деятельности, включая муниципальное управление, требует оценки и измерения эффективности, что, в свою очередь, дает возможность получить определенные результаты, например:  

  • Определение ключевых факторов, способствующих повлиять на исполнение основных и второстепенных задач в области муниципальной деятельности;
  • Информация, полученная в ходе государственного контроля, для дальнейшей оценки причин некачественного управления;
  • Выявить пробелы, которые не регулируются управленческим процессом;
  • Прогнозировать все процессы, а также выявлять направления и пути совершенствования всех процессов муниципального управления.

Эффективность муниципального управления является ключевым критерием в управлении, так как улучшение качества жизни населения на территории муниципального образования, есть основная задача муниципальной деятельности. Однако, следует обратить внимание, что показатель качества жизни населения нужно измерять комплексом показателей. Данные показатели находятся в постоянной динамике в зависимости от экономической, политической, социальной ситуации в стране, а также ее субъектах.

Складывается вывод, что для эффективности муниципального управления отсутствует общий показатель, однако на основании природных, экологических, человеческих, социально-экономических факторах в совокупности можно проводить анализ по эффективности.

Экономичность, эффективность и качество являются главными критериями для выявления ключевых показателей в муниципальном управлении.

Эффективность-это степень, в которой система муниципального управления достигает своих целей. Функциональное сравнение запланированных результатов с фактическими результатами.

Для расчета экономической эффективности необходимо сравнить ресурсы, которые можно рассматривать для  достижения результатов с использования ресурсов в действительности и получение результата в поставленных целях.

Одной из основных целей муниципального управления можно назвать - улучшение уровня жизни местного населения в муниципальном образовании. По этой причине муниципальное управление ставит перед собой ряд задач и предпринимает все меры для их решения, а именно:

-создание социальной инфраструктуры;

-стабилизация экономики;

-регулирование социально-экономических процессов;

-поддержка окружающей среды;

-сохранение единого экономического пространства.

Качество зависит от того, насколько система управления соответствует требованиям и ожиданиям.

Также к Критериям оценки эффективности муниципального управления можно отнести: общая социальная эффективность, эффективность в управлении экономическими объектами, эффективность в организации муниципального управления. Для измерения общей социальной эффективности можно выделить изменения в уровне и качестве жизни населения.

Для того чтобы оценка была максимально эффективной, необходимо использовать обновленную информацию, актуальную на данный момент. Для реализации данного показателя, требуется система, к примеру создание единой информационно-аналитической программы, которая поможет сопровождать результаты управленческой деятельности. Ею также может быть система мониторинга, с помощью которой программа систематически собирает и анализирует показатели.

Чтобы оценка была эффективна, нужно использовать обновленную информацию, которая актуальна на текущий момент. Для этого нужна организация системы информационно-аналитического сопровождения управленческой деятельности. К примеру, система мониторинга, которая регулярно собирает и анализирует информацию на основе разработанных показателях.

Таким образом, следует, что эффективность муниципального управления является многогранным понятием и дать четкое определение не предоставляется возможным. Для определения понадобится комплекс методических подходов, каждый из которых имеет качественное содержание в эффективности. Для оценки каждого случая, нужно разработать систему показателей и критериев, соответствующая сложности объектов управления. А также, необходимы объединяющие критерии и признаки эффективности.

 

Список использованных источников

  1. Аминов И.Р. Юридические коллизии нормативных правовых актов местного самоуправления // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3 (69). С. 26-30.