ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ В РАЗВИТИИ МИКРОФИНАНСИРОВАНИЯ

Падение доходов россиян на фоне кризиса и коронавируса окажет давление на портфели микрофинансовых компаний, говорится в обзоре рейтингового агентства АКРА. Текущие экономические проблемы будут особенно болезненными для заемщиков — из-за этого свыше половины долгов граждан перед МФО могут стать проблемными, прогнозируют эксперты[1].

Как пишут аналитики АКРА, в ближайшие 12 месяцев МФО продолжат адаптироваться к регуляторным изменениям. В 2019 году Банк России ввел ограничения максимальной процентной ставки (не больше 1% в день) и предельной суммы процентов и штрафов в сегменте займов «до зарплаты» (не больше двукратного размера полученной ссуды). Требования ЦБ уже повлияли на игроков и приведут к дальнейшему сокращению темпов роста портфеля займов «до зарплаты», отмечено в обзоре[2]. Смена бизнес-моделей на рынке будет способствовать росту сегмента среднесрочных потребительских ссуд (IL). В 2020 году портфель PDL-займов увеличится не более чем на 25%, а IL-сегмент — на 15–25%, прогнозирует замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Сурен Асатуров. В 2019 году они росли на 40 и 20% соответственно, следует из данных ЦБ[3].

С начала 2020 года при выдаче займов нельзя требовать от заёмщика выплаты суммы по процентам, превышающей 150 % от величины денег, взятых в долг.

В октябре 2019 года начал действовать ещё один набор правил для микрофинансовых организаций: обязательный расчёт коэффициента предельной долговой нагрузки (ПДН) для каждого заёмщика. Центробанк (регулятор отрасли) ввёл единую формулу для оценки финансового положения граждан, которые хотят получить в заём более 10 тысяч руб.

Её суть довольно проста: перед выдачей займа, микрофинансовая или кредитная организация должна оценить все доходы потенциального заёмщика и все его долги, включив в последние будущий заём. Соотношение доходов и расходов — тот самый ПДН. Итоговое число должно повлиять на решение о выдачи денег.

Центробанк не обязывает МФО отказывать заёмщику если его коэффициент предельной долговой нагрузки имеет какое-либо критическое значение (считается, что ПДН больше 0,5 — норма, а меньше — довольно высок). Одобрение или неодобрение заявки зависит ещё и от суммы оставшихся у клиента средств.

При обращении в разные МФО и банки, скорее всего, человек получит разные значения коэффициента ПДН. Это связано с тем, что, несмотря на единую формулу расчёта, организации могут не учитывать доходы или долги отдельных видов, принимая или не принимая в расчёт их источники.

Другая особенность применения ПДН: даже в случае, если коэффициент предельной долговой нагрузки очень высок, а оставшиеся доходы заёмщика близки к величине прожиточного минимума, то микрофинансовая организация всё равно может одобрить выдачу займа. Если её политика позволяет работать с такими клиентами, деньги выдадут, а организация понесёт повышенные риски невозврата и обязана будет заморозить дополнительные средства для оплаты возмещения рискованного займа.

С июля 2019 года действует норма, запрещающая микрофинансовым организациям устанавливать ежедневную ставку по займам в размере более 1% в день.

Существенные коррективы в прогноз может внести спад в экономике и распространение коронавируса. По оценкам АКРА, в ближайшие 12 месяцев микрофинансовые компании могут столкнуться со снижением маржи и ростом резервов по проблемным займам. Такую динамику может спровоцировать ухудшение платежной дисциплины заемщиков, если спад в экономике окажется затяжным, говорится в обзоре. «Если операционная среда продолжит ухудшаться, мы не исключаем, что проблемная задолженность (основной долг и проценты) может составить существенно более половины совокупного портфеля микрозаймов», — поясняет Асатуров[4].

Банк России в обзоре рынка МФО уже указывал на рост просроченной задолженности в портфелях компаний: в 2019 году доля проблемных займов увеличилась на 1,5 п.п., до 28%. Качество портфелей МФО планомерно снижается последние три года, следует из расчетов АКРА.

Ухудшение финансового положения граждан, а значит, и платежной дисциплины неминуемо, считает гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров. По его словам, более уязвимы в этой ситуации МФО, выдающие длинные Installments-займы. «Изменение экономических условий произошло настолько быстро, что банки и МФО вынуждены менять скоринговые модели в тот момент, когда рецессия практически наступила. Среднесрочные и долгосрочные кредиты и займы уже выданы без учета фактора резкого изменения платежеспособности граждан. PDL-компании в этом аспекте имеют возможность проявить большую гибкость благодаря короткому сроку займа и своевременно скорректировать скоринговые модели», — поясняет Макаров[5].

Платежная дисциплина заемщиков в ближайшее время ухудшится, соглашается директор профильной саморегулируемой организации «МИР» Елена Стратьева. Но это выльется не столько в рост просрочки, сколько в увеличение количества заявок на реструктуризацию. «Эту тенденцию уже показали последние недели. Так, в марте количество соответствующих обращений в МФО выросло примерно на треть в сравнении со среднемесячным показателем за последний год. Причем основной рост пришелся, разумеется, на вторую половину месяца», — говорит Стратьева[6]. Многие компании уже готовятся к массовым отсрочкам платежей и выпускают новые регламенты работы, отмечает директор СРО «МИР».

Сохранение качества кредитного портфеля будет актуальным для игроков, утверждает директор по региональному развитию, клиентским продуктам и сервисам МФК «МигКредит» Надежда Димченко. Это приведет к ужесточению требований к заемщикам, кредиторы уже задумываются об этом. «В условиях кризиса актуальным становится вопрос, в какой отрасли экономики работает потенциальный заемщик. На уровне правительства и ЦБ определен перечень отраслей, которые наиболее подвержены негативному влиянию кризиса. Безусловно, мы это принимаем во внимание», — поясняет Димченко.

Поддержку рынку МФО может оказать приток новых заемщиков из банков, отмечают аналитики АКРА. «Применение более высоких риск-весов для заемщиков с повышенным ПДН (показателем долговой нагрузки. — РБК) в рамках расчета достаточности капитала (для МФО) является значительно менее эффективным регуляторным инструментом по сравнению с аналогичными надбавками в банковском секторе. Это, в свою очередь, может стимулировать переток клиентской базы из банковского сектора в микрофинансовый», — говорится в обзоре[7].

В условиях кризиса банки первыми ужесточат кредитную политику, считает Макаров: «МФО действительно столкнутся с ростом спроса со стороны той части населения, которая ранее могла рассчитывать на банковское кредитование. Мы ожидаем, что по итогам текущего года количество заявлений на получение микрозаймов вырастет не менее чем на 20%». Но микрофинансовые компании тоже повысят требования к заемщикам, предупреждает гендиректор МФК «Займер»: количество одобренных займов в 2020 году снизится не менее чем на 10%[8].

МФО не смирились с потерей доходов. Закон не запрещает микрофинансовым организациям предлагать клиентам другие услуги, кроме, собственно, выдачи денег в заём. Снижение выручки в результате законодательных ограничений, некоторые МФО компенсируют введением дополнительных услуг для своих клиентов.

Правительство и Центробанк борются с образованием кредитного пузыря, снижая долю необеспеченных кредитов, «охлаждая» рынок. Регулятор вынужден реагировать и на перегибы, которые возникали при работе микрофинансовых организаций, когда ставки по займам достигали астрономических сумм, а закредитованность граждан росла высокими темпами.

Директор саморегулируемой организации «МИР» Елена Стратьева считает, что меры регулятора пока неэффективны и не приводят к снижению закредитованности населения, а ограничение на максимальный размер долга (150 % от размера займа) приведёт к высокому риску невозвратов — заёмщики теперь имеют право не платить «сколь угодно долго практически без последствий».

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует уход около 400 микрофинансовых организаций с рынка в 2020 г. Есть и более мрачные прогнозы: закроются от 600 до 700 МФО.

Несмотря на то, что в 2019 году МФО выбывали из игры сотнями, количество заёмщиков росло (+25%) и увеличивался портфель микрозаймов (+23%) — об этом сообщил зампред Банка России Владимир Чистюхин[9].

Необходимо поддерживать микрофинансовые организации (МФО), выдающие займы представителям малого и среднего предпринимательства (МСП), и сохранить для них доступ к бюджетному финансированию, сделать привлекательными для инвесторов, а также дать возможность использовать различные инструменты государственной поддержки субъектов МСП.

Расширение сегмента, финансирующего субъектов МСП, для регулятора является одним из приоритетов развития рынка микрофинансирования. При этом подавляющее большинство таких МФО — некоммерческие фонды поддержки предпринимательства, в капитале которых есть доля регионального или муниципального участия. Всего в начале 2018 года малому и среднему бизнесу займы выдавали 380 из 2271 МФО, из них 226 приняли участие в опросе[10].

По данным опроса, более чем в 70% случаев микрозаймы МСП направляются на пополнение оборотных средств — покрытие так называемых кассовых разрывов. Основным видом обеспечения по микрозаймам МСП в МФО являются автомобили (30–50% в зависимости от вида организации) и недвижимость (30–40%). Доля необеспеченных микрозаймов в коммерческих МФО составляет около 40%, в некоммерческих почти все займы имеют обеспечение[11].

Опрос также показал, что более 85% МФО, обратившихся за участием в программах поддержки МСП, получают одобрение, однако отмечают слишком долгое рассмотрение и оформление документов. Среди других проблем МФО данного сегмента назвали большой объем разнообразной отчетности, которую требуется предоставлять различным государственным органам, помимо регулятора. Фонды поддержки предпринимательства пожаловались на то, что не у всех регионов есть возможность выделять достаточный объем средств для финансирования МСП через микрофинансовые организации, а также на отсутствие специализированных программ поддержки небольших муниципальных фондов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Фондирование может стать серьезной проблемой для МФО предпринимательского финансирования, если господдержка таких организаций будет прекращена, — применение льготных ставок позволяет предлагать малым и средним предпринимателям займы по ставке от 9,5% годовых. Тем не менее подавляющее число микрофинансовых организаций, участвующих в программах поддержки МСП (65–90% опрошенных), планируют продолжить финансировать малый и средний бизнес даже в случае закрытия программ господдержки, обеспечивающих таким МФО доступ к дешевому фондированию, поскольку имеют отработанные технологии и бизнес-модель, нацеленную на данный сегмент рынка. Около 20% опрошенных МФО могут рассмотреть вопрос перехода к выдаче потребительских займов и займов «до зарплаты» в случае прекращения госпрограмм.

На начало 2018 года в совокупном портфеле МФО на долю малых и средних предпринимателей приходился 21% задолженности (24 млрд рублей), средний размер займа МСП в 2017 году составил 820 тыс. рублей.

Учитывая приоритетность развития данного сегмента, Банк России будет продолжать разработку и внедрение мер и механизмов, направленных на стимулирование развития МФО предпринимательского финансирования.

 

[1] Эксперты спрогнозировали резкий рост неплатежей россиян по микрозаймам [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.rbc.ru/finances/01/04/2020/5e8352199a794760b7db6790  

[2] Там же

[3] Итоги 2019 года для рынка МФО и прогноз на 2020-й: период трансформации [Электронный ресурс] – Режим доступа  https://raexpert.ru/researches/mfo/2019

[4] Оголихина С. Д. Проблемы и тенденции развития микрофинансовых организаций России в условиях экономического кризиса. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016;(1– 6):249.

[5] Криворучко С. В. Микрофинансирование в России / С. В. Криворучко, А. Абрамова, М. В. Мамута, О. С. Тенетник, И. Е. Шакер // М.: КноРус, ЦИПСиР. –2019. – С.168.

[6] Абалакин А. А., Шамин В. А. Развитие рынка микрофинансовых организаций в России. Universum: экономика и юриспруденция. 2015;(5):4. [Электронный ресурс] – Режим доступа  http://7universum.com/pdf/economy/5(16)/Abalakin.pdf   

[7] Гасанова, Д. М. Актуальные проблемы микрофинансирования / Д. М. Гасанова // Вестник магистратуры. – 2019. – № 12-1. – С. 70.

[8] Мамут М. В. Микрофинансирование: новые возможности финансово-кредитной системы / М. В. Мамута // Банковское дело. – 2019. – № 4. – С. 98.

 

[9] Бородина, М. А. Микрофинансовые организации: возможности и перспективы развития бизнеса / М. А. Бородина // Экономика и предпринимательство. – 2019. –№ 4. – С. 617.

[10] Беляев, Р.С. Проблемы оценки кредитоспособности заемщиков / Р.С. Беляев // Управление корпоративными финансами. – 2014. – № 4. – С. 38

[11] Гасанова, Д. М. Актуальные проблемы микрофинансирования / Д. М. Гасанова // Вестник магистратуры. – 2019. – № 12-1. – С. 70