РЕФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Совершенствование государственного управления в России первых двух десятилетий XXI века характеризуется стремлением российских органов государственной власти трансформировать политические институты таким образом, чтобы они максимально соответствовали современным тенденциям развития общества. Этот процесс в значительной степени затрудняется отсутствием в российской политической культуре демократических традиций государственного управления и неразвитостью институтов гражданского общества.  

С приходом в 2000 году к власти В.В. Путина была изменена модель реформирования федеративного устройства страны. В первую очередь, по инициативе федерального центра был изменен подход к взаимодействию между федеральными органами государственной власти и региональными, прежде всего, в методологии осуществления руководства и координации деятельности всех ветвей и уровней власти главой государства.

В отличие от периода правления Б.Н. Ельцина, когда вектор действия федеральных органов управления страной и самого президента во многом складывался с оглядкой на мнение, а иногда и требования регионов, новый руководитель России полностью взял инициативу в свои руки, а модель федерации, пути и механизмы её реформирования стали определяться Президентом Российской Федерации и его администрацией.

Одним из таких механизмов, оказывающих существенное влияние на функционирование политической системы и активизирующих деятельность институтов власти, являются Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Прозвучавшие из его уст, все они, так или иначе, посвящены проблемам модернизации российской государственности и формирования эффективной системы государственного управления.

Не стало исключение и Послание Президента 2020 года, которое он начал с установки: «Нам нужно быстрее, не откладывая, решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна. Их содержание и ориентиры отражены в национальных проектах, реализация которых требует нового качества государственного управления, работы правительства, всех уровней власти» [1].

Значительная часть Послания – это прямые поручения Правительству Российской Федерации радикально увеличить расходы государства на поддержку семей с детьми, всё больше стимулируя рождаемость. Эти же предложения направлены и на борьбу с бедностью, которая, прежде всего и бьёт по семьям с детьми.

Такая решимость более чем оправдана, так как демографическая ситуация в России остаётся значительно острой. Обзаводиться детьми предстоит малочисленному поколению людей конца 90-х годов XX века, когда родившихся детей на одну женщину приходилось менее, чем в самые тяжёлые годы Великой Отечественной войны.

Набор президентских мер включает в себя: увеличение материнского капитала, выплаты семьям на каждого ребёнка, бесплатное горячее питание в школах, компенсацию за ипотеку, радикальное увеличение числа ясель и детских садов, развитие здравоохранения, оказание помощи малоимущим и пр. Понятно, что ключевую роль в решении всех задач играют темпы экономического роста, но президент даёт задание правительству уже с 1 января наступившего года начать исполнение поручений на сумму более чем 500 млрд. рублей.

Здесь важно заметить, что послание 2020 года по своей сути стало продолжением предыдущего (2019 года), где президент потребовал от правительства обеспечить уже в 2021 году 3-х процентный экономический рост и представил беспрецедентную экономическую программу, рассчитанную именно на этот рост. Однако в предшествующем посланию году этот рост составил чуть более одного процента, такие же параметры роста правительство запланировало и на ближайшие два года. В сложившейся ситуации В.В. Путин не только не согласился с предложенной программой, но настоял на 3-х процентном росте уде в следующем году.

Выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, глава государства начал всенародную дискуссию по поправкам в Конституцию [2], обещающим серьёзные изменения политической системы и направленные на повышение эффективности действующей власти.

Сразу после оглашения Послания было объявлено об отставке правительства, а его председателю предложена должность заместителя председателя Совета безопасности с сохранением руководства в «Единой России». Это очень существенная деталь, так как для «Единой России», в прочем, как и для других политических партий страны, наступает важнейший период – выборы в Государственную Думу в 2021 году, а в связи с конституционными поправками, предложенными В.В. Путиным, роль парламента в государственном строительстве России значительно возрастает.

В чём это заключается? Ответ на этот вопрос очень чётко сформулирован в Послании Президента:

– усилить роль парламента в политической жизни страны. Предоставить Государственной Думе право утверждать Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров, после чего президент будет обязан назначить утвержденных Госдумой кандидатов (действующая конституция даёт ей право лишь согласовывать кандидатов на эти должности);

– назначать руководителей силовых ведомств по итогам консультаций с Советом Федерации;

– закрепить в Конституции Российской Федерации право Совета Федерации отрешать от должности судей Верховного и Конституционного судов по представлению президента.

Предлагаемые меры органично вписываются в предложения многих политологов и действующих политиков, которые считают, что существует достаточно большой потенциал в области оптимизации такого института государственной власти как парламент, а его модернизация может стать частью фундамента нового государственного строительства. Это связано и с тем, что современное управление в России строится на принципе разделения властей, предусмотренном в Конституции страны. Подобная модель должна обеспечивать самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Однако многие эксперты считают, что, к примеру, парламент современной России высокой степенью независимости не обладает (рис. 1) [3].

Рис. 1 Степень политической независимости Совета Федерации РФ

 

Кроме этого В.В. Путин предложил ряд поправок, касающихся политического устройства страны. В Конституции РФ было предложено закрепить статус такого политического института, как Государственный Совет, в состав которого включаются все главы регионов Российской Федерации. По сути Государственный совет является совещательным органом при президенте, то есть не имеет значительных полномочий, однако на практике появление Государственного совета позволит значительно расширить влияние региональных властей на федеральную политику, запрос на что уже длительное время есть у региональных политических элит и населения.

Обозначая свою позицию относительно изменения Конституции, В.В. Путин предложил ряд поправок, направленных на закрепление в основном законе страны статуса России как суверенного правового государства, в правовом поле которого именно российские правовые нормы имеют первостепенное значение. В своих высказывания президент неоднократно подчеркивал, что только последовательное отстаивание Россией своего суверенитета, права жить и развиваться на основе собственных традиционных культурных ценностей может послужить залогом успешного будущего нашей страны. При этом Россия не отказывается от соблюдения международных договоров и признания норм международного права, но лишь то того предела, пока их соблюдение не угрожает суверенитету страны, ее культурной идентичности, правам и свободам человека и гражданина, закрепленным в основном законе наше страны.

Предложенная В.В. Путиным поправка к основному закону страны, запрещающая членам Федерального собрания и высокопоставленным представителям исполнительной власти (председателю Правительства РФ, его заместителям, федеральным министрам и судьям, руководителям российских регионов) иметь иностранное гражданство или документ, который позволяет проживать на территории другого государства постоянно, связан с необходимостью повысить уровень национальной безопасности, в том числе в области принятия важнейших политических решений, влияние на которые из-за рубежа недопустимо.

Сходные ограничения в настоящий момент уже действуют на основе положений федерального законодательства относительно государственных служащих. Которые не могут быть приняты на должность или должны уволиться с государственной службы, при условии утраты гражданства РФ или приобретения/наличия двойного гражданства (если иное не предусмотрено международным договором). Вместе с тем, коррупционные скандалы последних лет, фигурантами которых стали федеральные и региональные чиновники высокого уровня, показали, что установленные ограничения многими представителями власти игнорируются [1].

Развивая мысль о том, что смысл и предназначение государственной службы заключается в служении именно России и ее народу, В.В. Путин предложил закрепить конституционно закрепить следующие требования к кандидату на пост президента страны: постоянное проживание на ее территории в течении 25-и лет или более, наличие исключительно российского гражданства на протяжении всей жизни. Данное требование позволяет избежать ситуации, которая уже неоднократно имела место в мировой практике, когда страну возглавляли лица, не прожившие на ее территории и года и потенциально являющиеся агентами влияния иностранных властей.

Предлагая внести поправки в Конституцию Российской Федерации, президент их общую концепцию сформулировал следующим образом: российская политическая система должна стать абсолютно стабильной и надежной, способной полностью гарантировать полную независимость в принятии политических решений руководством страны, способной гарантировать национальный суверенитет и независимость.  При этом созданная политическая система должна сохранить способность своевременно и без значительных препятствий меняться, реагируя на изменения внутрироссийской общественной повестки и ситуации в мировом сообществе, способствовать динамичному развитию российского общества и государства. В рамках данной политической системы должна быть гарантирована регулярная сменяемость власти, недопустима ситуация, когда у власти длительный период времени находятся одни и те же лица, так как это способствует замедлению развития российского общества и деградации демократических институтов Российской Федерации. Такая система будет являться залогом неуклонного прогресса российского общества, стабильного его развития на основе исключительно внутрироссийских интересов [1].

Если опираться на позицию, озвученную так называемых официальных средств массовой информации, то становится ясно, что при, безусловно, высоком политическом рейтинге В.В. Путина и, достаточно высокой поддержке его курса среди населения, отношение к его законопроекту «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» воспринимается в обществе не однозначно положительно.

Однако многие действующие представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти как федерального, так и регионального уровней считают, что в условиях, когда достаточно сложно складывается ситуация в международной политике, в глобальной экономике, при обострившейся конкурентной борьбе за энергоресурсы и необходимости усиления национальной безопасности, меры по реформированию системы органов власти необходимы. Что касается предоставления конституционного права В.Путину выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 2024 года, то, если даже он не станет в них участвовать, то уже сама эта возможность будет страховать страну от внутренних интриг и попыток передела власти. В этой ситуации становится ясно, что Российская Федерация начинает движение к новой политической системе.

 

Библиографический список:

  1. Обращение Президента Российской Федерации В.В. Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года: «Помочь тем, кому труднее». Российская газета от 16 января 2020 года, № 7 (8061) www.rg.ru
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  3. Кирдина, С.Г., Рубинштейн, А.А., Толмачева, И.В. База данных LAWSTREAM.RU: количественные оценки институциональных изменений [Электрон.ресурс] / ИЭ РАН. URL: http://inecon.org/publikaczii/analiticheskij-obzor-zakonodatelstva-rf-1994-2008.html
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. –№ 31. – Ст. 3215; 2016. – № 27 (ч. I). – Ст. 4231.
  5. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. – М.: Проспект, 2019. - 256 c.
  6. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических факультетов колледжей и техникумов / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина. - М.: Феникс, 2014. - 352 c.