ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПНОСТИ В ПРОВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важную роль для развития демократического государства играет деятельность по предотвращению преступных посягательств сотрудников правоохранительных органов, как эта деятельность влияет на уровень законности и правопорядка внутри государства, на степень доверия указанным органам со стороны населения, на мнение граждан о состоянии защищенности их прав и свобод, о работе правоохранительных структур в целом.

В настоящее время одной из важнейших проблем российского общества и государства является коррупция. Несмотря на то, что принимаемые меры, ужесточения уголовной ответственности, её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются сферы коррупционных действий. Среди коррупционных преступлений особое место занимает взяточничество, в структуре которого значительную долю составляет получение взятки.

Проблема преступности в правоохранительных органах и пути её решения стали активно разрабатываться учёными-правоведами с начала 90-х годов прошлого века, когда преступления, совершаемые работниками правоохранительной органов, приобрели систематический характер и не могли быть объяснены лишь случайными факторами и стечением обстоятельств.

Как справедливо констатирует А. Н. Варыгин, «в стране сложился и устойчиво развивается новый вид преступности – преступность сотрудников органов внутренних дел» к чему с сожалением приходится добавить: и рост преступности среди должностных лиц всех правоохранительных органов. Самыми на данный момент громкими и резонансными делами о получении взяток должностными лицами правоохранительных органов, является дела Д. В. Захарченко и К. В. Черкалина Так, в сентября 2016 г. был задержан полковник Д. В. Захарченко, курировавший в МВД борьбу с преступлениями в топливноэнергетическом комплексе, по обвинению в получении взятки в размере 7 млн. рублей. Ещё два эпизода ему вменили после передачи его дела в Следственный комитет РФ. При обыске в квартире сестры Захарченко обнаружили склад с почти 9 млрд. рублей в разной валюте.

Происхождение этих денег он объяснить не смог. 23 апреля 2019 года было возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела Управления «К» ФСБ России полковника К. В. Черкалина, и двух его подчинённых – Дмитрия Фролова и Андрея Васильева, по подозрению в получении взяток в особо крупных размерах. По версии следствия, Черкалин получил через посредника 850 тысяч долларов, что эквивалентно 12 млрд. рублей. На данный момент полковник находится под стражей.

Должностные лица прокуратуры наделяются властными полномочиями, которые позволяют им пресекать нарушения или устранять отрицательные последствия [1].

Важная роль отводится деятельности прокуратуры по предупреждению преступлений сотрудников правоохранительных органов, Последние зачастую укрывают совершенные преступления, оставаясь при этом безнаказанными. И здесь главная роль отводится полномочию прокуратуры по проверке материалов об отказе в возбуждении уголовного дела и отмене соответствующего постановления.

Казалось бы, выявив рассматриваемое явление прокурору необходимо возбудить уголовное дело, однако сегодня прокурор лишен права самостоятельного возбуждения уголовного дела.

Решение проблемы усматривается в возврате прокурору полномочия по возбуждению уголовного дела. Следует согласиться с Х. Р. Гетогажевой, что «возврат прокурору права возбуждения уголовного дела позволил бы ему действовать более самостоятельно и подкрепил бы его властные полномочия» [3, с. 33].

Действенным методом по предупреждению преступлений сотрудников правоохранительных органов является освящение в СМИ подобных случаев. «Доведение подобной информации призвано наглядно показать неотвратимость уголовной ответственности, а также оказать необходимое сдерживающее влияние» [3, с. 34].

Таким образом, прокуратура - это главный надзорный орган в государстве. Её должностные лица обязаны внимательно следить за соблюдением прав граждан и юридических лиц, а также пресекать Прокуратура реализует свои предупредительные функции в сфере преступности сотрудников правоохранительных органов путем осуществления


 

Литература:

  1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 20.02.1992, N 8, ст. 366.
  2. Абраменко А. А. Роль органов прокуратуры в предупреждении преступности // Крымские юридические чтения. Преступность и общество Сборник материалов научно-практической конференции. В 2-х томах. Под общей редакцией Н. Н. Колюки, 2018. С. 150-154.
  3. Варыгин А. Н. Особенности воздействия на преступность сотрудников органов внутренних дел // Уголовное право. 2003. № 1. С. 108.
  4. Гетогажева Х. Р. Предупреждение органами прокуратуры преступности сотрудников правоохранительных органов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки. Электронный сборник статей по материалам LXVII студенческой международно-научно-практической конференции. 2018. С. 33-38.
  5. Официальный сайт генеральной прокуратуры РФ // https: ///enproc. gov.ru/ (дата обращения: 21.05.2020).

 

References: 1. Federal law" on the Prosecutor's office of the Russian Federation " of 17.01.1992 No. 2202-1 // Vedomosti SND RF and VS RF, 20.02.1992, N 8, article 366. 2. Abramenko A. A. The role of Prosecutor's offices in crime prevention // Crimean legal readings. Crime and society Collection of materials of the scientific and practical conference. In 2 volumes. Under the General editorship of N. N. Kolyuki, 2018. Pp. 150-154. 3. Varygin A. N. Features of influence on crime of employees of internal Affairs bodies // Criminal law. 2003. no. 1. P. 108. 4. Getogazheva H. R. Warning by the Prosecutor's office of the crime of law enforcement officers // Scientific community of students of the XXI century. Social science. Electronic collection of articles based on the materials of the LXVII student international scientific and practical conference. 2018. Pp. 33-38.  5. Official website of the Prosecutor General's office of the Russian Federation / / https: / / / enproc. gov.ru/ (accessed: 21.05.2020).