ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Design activity as means of formation of universal educational activities

Опираясь на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, можно четко сформулировать, что цель современной школы - не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел самостоятельно узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их не только в учебной деятельности, но и в различных ситуациях дальнейшей жизни. Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Наши дети — это люди нового поколения, нового информационного общества. В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. Поэтому возникает необходимость научить детей компетентностному подходу к решению данной проблемы. Начиная работу с первоклассниками в 2013/2014 учебном году,  первое, что я начала – это изучение теоретических основ метода проекта и анализ психолого-педагогической литературы проектной деятельности. Затем стала планировать свою работу по введению проектной деятельности. Так как, у первоклассников наблюдается низкий уровень самостоятельности в учебном процессе, неумение готовить свое рабочее место, следовать инструкциям, выделять последовательность действий, а также выполнять работу от начала до конца в соответствии с заданием. Проанализировав ситуацию в своем классе, я начала вводить метод проектов по предметам: окружающий мир и литературное чтение Так, мы начали работу с простых сообщений. По окружающему миру создали проект «Кто такие динозавры». Каждый учащийся самостоятельно сделал сообщение об 1 динозавре на формате А4. Потом все работы соединили в одно целое, совместно написали текст о динозаврах и сделали обложку. В результате проекта у нас вышла брошюра «Кто такие динозавры». Данный алгоритм работы над проектом использую на уроках часто, тем самым, пополняя свою методическую копилку. Следующим этапом в проектной работе стала разработка презентаций. Также на уроке окружающего мира создали проект «Парад планет». Все планеты солнечной системы поделили между детьми. Учащиеся должны были разузнать интересные факты о планетах и сделать презентацию, 1 или 2 слайда о своей планете. Потом слайды соединили и получили готовую презентацию «Парад планет». В этом году, ученик с моего класса по этому проекту готовит доклад на улусную конференцию «Ступеньки в науку». Во 2 классе мы стали внедрять метод проектов с использованием КСО. Так, на уроках окружающего мира все темы разбили на блоки. На завершающем этапе (1 или 2 урока) создавали проект по данному блоку. Например, блок «Сто наук. Органы чувств человека». Класс разделился на группы, группе выдается тема проекта «Слух», «Зрение», «Обоняние и вкус», «Осязание». Разделение групп и тем проекта сообщается заранее, чтобы  ученики обсудили и предложили собственные идеи, собрали материал, поработали с литературой и другими источниками, выработали план действий, согласовали способы совместной деятельности. Продукт ученики выбирают самостоятельно, это то, что они могут продемонстрировать наглядно (презентация, газета, брошюра и т.д.) Каждая группа презентует свой проект. Слушатели могут задавать вопросы. Потом ученики самостоятельно выявляют лучший проект, и победитель раздает вопросы (тест) по своей теме остальным. Вопросы должны соответствовать теме и присутствовать на продукте проекта. Конечный результат – хорошие оценки группе-победителю и команде, которая правильно ответила на вопросы. Данный алгоритм работы по проекту стала вводить и на уроках литературного чтения. После прочтения сказок, дети сами подсказали идею проекта «Наши любимые сказки». Так, каждый учащийся попытался сочинить свою сказку. Все это оформили на формате А4, сказки с иллюстрациями, соединили и получили готовый продукт – рукописную книгу «Радужные сказки». Во втором классе мы провели конкурс докладов «Мир вокруг нас». Каждый выбирал тему своего доклада, исходя из собственных интересов. Конкурс прошел хорошо, хотя многие выполнили работу в простой реферативной форме, но все же, каждый получил колоссальный опыт по индивидуальной защите творческой работы. Ребята очень волновались, т.к. выступали не только перед одноклассниками, но и жюри, которые строго оценивали всех выступающих. Лучшие доклады были рекомендованы на улусную конференцию «Ступеньки в науку». За данный период работы  показатели учебных действий по всем критериям повысились. Повысился уровень мотивации, изменился характер деятельности, как на уроке, так и вне урока: появилась возможность проводить исследования, работать продуктивно, творчески; ребята научились работать в парах и даже оценивать свои результаты работы, находить ошибки у себя и своего соседа; В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. Список использованной литературы
  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
References
  1. New pedagogical and information technologies in the education system./ Under the editorship of E. S. Polat.- M., 2000.
  2. Konysheva N. M. The project activity of pupils//Elementary school. - 2006, №1.
  3. Novikova T. Project technology in the classroom and in extracurricular activities. //Public education, No. 7, 2000, 151-157