ВОЗМОЖНОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ (СЭС) НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

OPPORTUNITIES TO PROMOTE SOLAR ELECTRIC STATIONS (SES) IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Станции абсорбции и преобразования энергии солнца  в доступную форму появились не внезапно. Вехи поиска недорогой и экологически чистой энергии родила бурную эпоху роста.

 Рассвет и основу этой эпохи возглавили такие компании как Sun Edison ( США) и Abengoa (Испания). Оба гиганта были в авангарде «Зелёной энергетики » , но столкнувшись с реалиями рыночной экономики , понесли колоссальные убытки. Потребовались значительные дополнительные государственные эмиссии денежных средств , чтобы спасти компании .

Эпоха роста недорогой и экологически чистой альтернативной энергии связана с удорожанием традиционных источников электроэнергии .

По традиции большинство инноваций , где присутствуют долгосрочные  инвестиции , связывают с государством .Одним из общепризнанных  государственных шагов , на территории Российской Федерации , стало Постановления Правительства РФ от 28 мая 2013 г. № 449  . Результатом этого постановления стало строительство СЭС в Оренбургской и Самарской областях в 2014-2018 гг.

Приведя данные Института Энергетической Стратегии (ИЭС), возможный потенциал солнечной энергетики в России составляет более 2,3х109 тонн условного топлива, при этом возможный экономический потенциал – 12,5х106  тонн условного топлива.

 Взвешенные возможности солнечной энергии, поступающей на территорию России в течение трех суток, больше  всего годового валового производства электроэнергии в нашей стране , а это несет  серьезную экономическую составляющую , ведь ВВП считается на основе потребленной энергии.

Ввиду географического расположения России (между 41 и 82 градусами северной широты) уровень солнечной радиации меняется: от 8,1мВт-час/м2 в год в отдаленных северных районах до 1,4 мВт-час/м2 в год в южных районах. На уровень солнечной радиации оказывают влияние и большие сезонные колебания: на ширине 55 градусов солнечная радиация в январе составляет 1,69 кВт-час/м2, а в июле – 11,41 кВт-час/м2 в день.

Наиболее выгодно получать  солнечную  энергию на юго-западе (Северный Кавказ, район Черноморского и Каспийского побережий  ) и в Южной Сибири и на Дальнем Востоке . Самые высокие перспективные регионы в плане использования солнечной энергетики: Астраханская область , Калмыкия, Ростовская область, Ставропольский край, Краснодарский край, Волгоградская область . На юго-западе : Алтай, , Бурятия, Приморье, Читинская область. Причем некоторые районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока превышает уровень солнечной радиации южных регионов. Так, например, в Иркутске (52 градуса северной широты) уровень солнечной радиации достигает 1,34 мВТ-час/м2, тогда как в Республике Якутия-Саха (62 градуса северной широты) данный показатель равен 1,29 мВт-час/м2.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/09/4487-1.PNG

Рис.1 Зоны инсоляции России (Источник: Hevel Solar  http://www.hevelsolar .com/solar/). 

Развитие СЭС  в России обусловлено рядом условий:

климатические условия: данный мотив влияет как и на год достижения сетевого паритета, так и на выбор той технологии солнечной установки, которая лучше подойдёт для конкретного региона;

государственная поддержка: наличие законодательных экономических стимулов солнечной энергетики оказывает решающее значение на
ее развитие , как пример : льготный тариф для СЭС, субсидии на строительство СЭС, различные налоговые льготы, компенсация , в необходимой мере , части затрат на приобретение солнечных установок;

 стоимость солнечных фотоэлектрических установок (СФЭУ) на данный момент СЭС  самые из наиболее дорогих используемых технологий воспроизводства электроэнергии. Однако по мере снижения стоимости 1 кВт*ч выработанной электроэнергии солнечная энергетика становится конкурентной. От снижения стоимости 1Вт установленной мощности СФЭУ зависит спрос на СФЭУ. Уменьшение стоимости выполняется  повышением  КПД , снижение технологических издержек и снижения рентабельности производства (влияние конкуренции). Потенциал снижения стоимости 1 кВт мощности зависит от технологии  и колеблется от 5% до 15% , от стоимости ;

 экологические нормы: на продажи энергии солнечной энергетики положительно влияет  ужесточение экологических норм , вследствие пересмотра Киотского протокола. Продвижение продажи квот на выбросы может дать новый экономический стимул для рынка СФЭУ;

баланс спроса и предложения электроэнергии: реализация планов по строительству и реконструкции генерирующих и электросетевых мощностей компаний, выделившихся из РАО «ЕЭС России» в ходе реформации , существенно увеличит предложение электроэнергии и может усилить давление на цену на оптовом рынке. При этом отток старых мощностей и повышение спроса повлечет за собой рост цен ;

 наличие проблем с технологическим присоединением: проволочки  с исполнением заявок на технологическое присоединение к системе электроснабжения являются стимулом к переходу к альтернативным источникам энергии, в том числе к СФЭУ. Данные задержки задержки определяются как нехваткой мощностей, так и отсутствием паритетного качества технологического присоединения сетевыми компаниями или нехваткой финансирования технологического присоединения из расчётного тарифа;

инициативы  региональных властей: местные и муниципальные органы управления могут производить местные программы по развитию солнечной энергетики. Сегодня такие программы уже реализуются в Красноярском и Краснодарском краях, Республике Бурятия, Оренбургской области и др.;

 развитие импорт замещаемого производства:  производство на месте  СФЭУ может оказать хорошее влияние на продвижение потребления солнечной энергетики. Благодаря местному  производству увеличивается всеобщая осведомленность жителей о присутствии солнечных технологий и их популяризация. Снижается цена СФЭУ для потребителей за счет снижения накладных расходов и прибыли организаций поставщиков.

 

Выводы:

Гибкий подход и точечное использование , небольших до 100 мВт СЭС, позволит экономить регионам акцепторам, при должном развитии ВИЭ, значительные средства. Формировать и продвигать ВИЭ становится не только модным, но на данное время и экономически выгодным мероприятием,  в связи с ростом КПД установок СЭС.

Эластичным регулированием баз налогообложения и созданием Особых Экономических Зон  (ОЭЗ) , для производителей ВИЭ, регион применяющий это, привлечёт значительные инвестиционные средства.

Строительство СЭС создаст здоровую конкуренцию сбытовым организация в регионе акцепторе, повысит клиентский сервис. 

Список литературы:

  1. Scheme and Program for the development of the electricity industry of the Republic of Crimea for 2019 - 2023 years. JSC "STC UES." Circulation date August 31, 2019.
  2. List of qualified renewable energy generation facilities. Association "NP Market Council." Date of application March 28, 2017.
  3. Decree of the Governor of the Belgorod Region dated 29.04.2016 No. 44 "On Approval of the Scheme and Program for the Development of the Electric Power Industry of the Belgorod Region for 2017 - 2021 Years." The official Internet portal of legal information. Circulation date September 15, 2016.
  4. On the approval of the scheme and program for the development of the electricity industry of the Altai Republic for 2017 - 2021 years. Government of the Republic of Al-Thai. Circulation date September 13, 2016. Archived September 19, 2016.
  5. Scheme and program of prospective development of electric power industry of the Republic of Khakassia for 2016 - 2020 years. The official portal of the Government of the Republic of Khakassia. Circulation date September 14, 2016.
  6. Scheme and program for the prospective development of the electric power industry of the Orenburg region for the period 2017 - 2021 years. Ministry of Economic Development, Industrial Policy and Trade of the Orenburg Region. Circulation date September 13, 2016.
  7. Scheme and program of prospective development of electric power industry of the Republic of Bashkortostan for 2016 - 2020 years. Ministry of Industry and Innovation Policy of the Republic of Bashkortostan. Date of appeal 14 September 2016.
  8. List of RES projects selected based on the results of the OPV conducted in 2013. JSC "ATS." Circulation date September 13, 2016.
  9. List of RES projects selected based on the results of the OPV conducted in 2015. JSC "ATS." Circulation date September 13, 2016.
  10. List of RES projects selected based on the results of the OPV conducted in 2014. JSC "ATS." Circulation date September 13, 2016.
  11. Order of the Government of the Republic of Buryatia of 30.06.2016 No. 377-r. Official server of the Government of the Republic of Buryatia. Circulation date September 14, 2016. Archived on August 26, 2017.
  12. Order of the Governor of the Astrakhan Region dated 29.04.2016 No. 268-r "On the scheme and program for the development of the electric power industry of the Astrakhan region for 2017 - 2021 years." Ministry of Industry, Transport and Natural Resources of the Astrakhan Region. Circulation date September 14, 2016.
  13. Decree of the Governor of the Volgograd Region dated 13.07.2016 No. 475 "On Approval of the Scheme and Program for the Prospective Development of the Electric Power Industry of the Volgograd Region for 2016 - 2020 Years." The official Internet portal of legal information. Circulation date September 15, 2016.14. https://en.pvinfolink.com/post-view.php?ID=291
  14. https://www.pv-tech.org/news/aiko-solar-targeting-solar-cell-production-capacity-to-reach-45gw-by-the-en
  15. https://renen.ru/largest-manufacturers-of-solar-modules-in-2019
  16. https://minenergo.gov.ru/node/489