Анализ политического имиджа молодых депутатов Народного Хурала Республики Бурятия

В современном демократическом обществе для победы на выборах для на какой-либо государственный пост или парламент любого уровня, не мало важной частью является политический имидж. Необходимо следить за ним, так как общество оценивает имидж публичной личности и доверяет людям с положительным имиджем.

Для полного и детального изучения политического имиджа, нам необходимо в первую очередь узнать, что же такое имидж? Имидж (от фр. Или англ. Image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.

         В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается «субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий»[1].

         «С точки зрения социальной психологии имидж является разновидностью образа, возникающего в результате социального познания. Специфическое характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и социально – психологических подходов к изучению восприятия»[2].

Потемкина О.Ф. в своей работе «Имидж политического лидера» секреты личного обаяния относит имидж к визуальной привлекательности личности и пишет, что «счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатии людей благодаря искусству самопрезентации. Без него не достичь крупных успехов в любой деятельности, не постичь радости человеческого внимания»[3].

П.С. Гуревич считает, что «понятие «имидж» (синонимичное «персонификации», но более обобщенное, включающее не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные) связано как с внешним обликом, так и внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества»[4].

Любой политический имидж – особый вид имиджа, включающий в себя как общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа.

На стадии первого впечатления создается обобщенный имидж политика, выражающийся в наиболее простых характеристиках: привлекательный – непривлекательный, добрый – злой и т.п. Происходит его отнесение к определенному типажу. Типаж – это своего рода одномерный имидж. По мнению А.А. Максимова, на политическом рынке России сформировались следующие основные типажи политиков[5]:

  1. Гуманитарий (ученый, преподаватель, врач, экономист, юрист). Примеры – Г. Явлинский, Р. Хасбулатов.
  2. Хозяйственник. Примеры – Ю. Лужков, Ю. Маслюков, В. Стародубцев.
  3. Борец. Примеры – С. Ковалев, В. Новодворская, В. Жириновский.
  4. Человек власти (вождь нации, государственный человек, крупный чиновник). Примеры – Б. Ельцин, Г. Зюганов, В. Черномырдин.
  5. Силовик (генерал). Примеры – А. Лебедь, А. Руцкой.
  6. Технократ (менеджер западного типа). Примеры – А. Чубайс.
  7. Бизнесмен. Примеры – Б. Березовский, К. Илюмжинов, М. Прохоров.
  8. Экзотик (полярники, звезды эстрады, спорта и т.п.). Примеры – А. Шварценегер, И. Кобзон.

 

В данной статье нами был рассмотрен политической имидж молодых депутатов Народного Харал Республики Бурятия, формируемый региональными СМИ за период июнь 2019 г. – июнь 2020 г. посредством контент-анализа. Для изучения политического имиджа нами было выбрано трое молодых депутатов Народного Хурала Республики Бурятия: Дорош Сергей Дмитриевич, Ивахинова Инна Саяновна, Цыренов Баир Цыденович. Данные депутаты являются молодыми депутатами и каждый представляет политическую партию – ЛДПР, Единая Россия и КПРФ, соответственно. Каждому нет 35 лет каждый из них шёл в региональной пятёрке, на последних выборах в Народный Хурал Республики Бурятия в 2018 году.

         Объект исследования – политический имидж.

         Предметом исследования выступил формирование политического имиджа молодых депутатов в региональных СМИ.

         Цель исследования – проанализировать политический имидж молодых депутатов Народного Хурала Республики Бурятия. 

         В процессе проведения контент-анализа было проанализировано четыре наиболее популярных новостных интернет-сайтов, а именно «Информ Полис», «Номер Один», «Байка Медиа Консалтинг», «Байкал Дейли». Были проанализированы интернет-статьи на положительную, отрицательную и нейтральную информацию.

         Первый просматриваемый интернет-портал стал сайт газеты «Информ Полис». По данным исследования, приведенным в таблице, можно сделать вывод, что молодые депутаты Народного Хурала Республики Бурятия имеют положительный имидж. Статьи, проанализированные на сайте Информ Полиса, про Дороша С. Д. носят, в большинстве случаев положительный характер. Статьи про Инну Саяновну Ивахинову, почти все носят положительный характер и нет статьи про Ивахинову И.С., носящий отрицательный посыл. Информация про Баира Цыренова носит скорее положительный, чем отрицательный посыл, хотя стоит отметить, что про него написано, сравнительно много статей, носящий отрицательный характер (Приложение 1).

Следующий просматриваемый интернет-портал стал сайт газеты «Номер Один». Исследуя данный ресурс, можно также сделать вывод по положительном имидже молодых депутатов в данном интернет-издании. Статьи, проанализированные на сайте газеты «Номер Один», мы можем наблюдать примерно схожие результаты, только немного больше отрицательных статей про Цыренова Б.Ц., чем на интернет-сайте Информ Полис (Приложение 2).

Анализируя следующий интернет-портал информационное агентство «Байкал Дейли», можно увидеть следующие результаты, приведенные в таблице. Можно отметить, что на данном сайте информационного агенства, можно отметить, что Сергей Дорош и Инна Ивахинова имеют положительный имидж, а Цыренов Баир имеет уже отрицательный образ (Приложение 3).

Анализируя сайт информационного агентства «Байкал Медиа Консалтинг». По данным исследования, приведенным в таблице, можно сделать вывод, что молодые депутаты Народного Хурала Республики Бурятия имеют положительный имидж. Статьи, проанализированные на сайте Байкал Медиа Консалтинг, носят положительный характер (Приложение 4).

Анализируя общие данные, можно отметить, что в проанализированных СМИ, молодые депутаты Народного Хурала Республики Бурятия имеют положительный имидж. Стоить также отметить, что статьи про каждого из депутатов имеют определённый характер, который наиболее мог заинтересовать читателей (Приложение 5).

Так, про С. Дороша в основном писали про его депутатскую деятельность, а также про активное посещение мероприятий от имени комитета Народного Хурала по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике, общественным и религиозным объединениям, т.к. он является заместителем председателя данного комитета. Если сравнивать с типологиями политического имиджа, которые сформировались на политическом рынке, то исходя из просмотренных СМИ, Сергея Дороша можно отнести к типу «Человек власти». В СМИ Дороша часто ассоциируют с его постом заместителя председателя комитета Народного Хурала Республики Бурятия. Про него чаще пишут и упоминают в контексте различных публичных мероприятий, который он посещает в качестве зампреда комитета Народного Хурала.

 Про Инну Ивахинову освещают в основном её спортивную, общественную и предпринимательскую деятельность. Среди перечисленных типожей, её можно отнести к «Экзотик», так как наибольшую известность Инна Ивахнова получила благодаря своей спортивной деятельности. Этой известностью и популярностью среди электората воспользовалась партия «Единая Россия», влючив Инну Ивахинову в региональную пятёрку. Личность Ивахиновой активно использовалась при проведении предвыборной агитации. Её личность и лицо партия «Единая Россия» ассоциировала с молодостью и активностью.

 Про Цыренова Баира больше освещали партийную и депутатскую деятельность. Также зачастую затрагивали его личную жизнь. Отнести же личность Баира Цыренова, выстроенную в СМИ можно к типу «Борец». В СМИ зачастую упоминается его критика действующего курса партии власти на сессиях Народного Хурала Республики Бурятия. Критике подвергаются не популярные в народе законы и реформы, критика Главы Республики Бурятия и Министра Внутренних Дел по Республике Бурятия Кудинова Олега Филипповича, агрессию полицию, фальсификации на Едином днем голосовании 2019 года.

После всех исследований можно сделать вывод, что в региональных СМИ у молодых депутатов Народного Хурала Республики Бурятия складывается положительный политический имидж. Можно предположить, что это связано с запросом общества на молодое поколение политиков. Самый положительный имидж сложился у Ивахиновой Инны, скорее всего это связано со спортивными успехами депутата. А депутат, чей имидж наиболее оказался приближенным к отрицательному оказался Цыренов Баир. Такое явление можно связать с активной оппозиционной деятельностью депутата.

Приложение

Газета «Информ Полис»

Депутат НХ РБ

количество

Положит.

Отриц.

Нейтрал.

1

Дорош Сергей Дмитриевич

32

17

4

11

2

Ивахинова Инна Саяновна

17

14

0

3

3

Цыренов Баир Цыденович

28

11

7

10

 

(Приложение 1)

Газета «Номер Один»

Депутат НХ РБ

количество

Положит.

Отриц.

Нейтрал.

1

Дорош Сергей Дмитриевич

30

19

4

7

2

Ивахинова Инна Саяновна

24

18

0

6

3

Цыренов Баир Цыденович

28

10

12

6

(Приложение 2)

ИА «Байкал Дейли»

Депутат НХ РБ

количество

Положит.

Отриц.

Нейтрал.

1

Дорош Сергей Дмитриевич

12

8

0

4

2

Ивахинова Инна Саяновна

22

17

0

5

3

Цыренов Баир Цыденович

7

1

3

3

(Приложение 3)

ИА «Байкал Медиа Консалтинг»

Депутат НХ РБ

количество

Положит.

Отриц.

Нейтрал.

1

Дорош Сергей Дмитриевич

9

6

2

1

2

Ивахинова Инна Саяновна

13

9

0

4

3

Цыренов Баир Цыденович

8

5

1

2

(Приложение 4)

Результаты контент-анализа

Депутат НХ РБ

количество

Положит.

Отриц.

Нейтрал.

1

Дорош Сергей Дмитриевич

83

57

10

23

2

Ивахинова Инна Саяновна

76

58

0

18

3

Цыренов Баир Цыденович

71

27

22

22

(Приложение 5)

 

Список использованной литературы.

  1. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -- М.: Искусство, 1991.
  2. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
  3. 3. Перелыгина Е.Б. Психология Имиджа: Учебное пособие Психология имиджа. - М.: 2005. - 152 с.
  4. Потёмкина, О.Ф. Имидж политического лидера / О.Ф. Потемкина. - М.: Проспект, 2010. - 144 с.
  5. Шилен, К.В. Имиджелогия. Как нравиться людям / К.В. Шилен. - СПБ.: 2010. - 112 с.

 

[1] Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.

[2] Перелыгина Е.Б. Психология Имиджа: Учебное пособие Психология имиджа. - М.: 2005. - 152 с.

[3] Потёмкина О.Ф. Имидж политического лидера [Электронный ресурс]

https://www.studmed.ru/view/potemkina-of-imidzh-politicheskogo-lidera_190f931e165.html (дата обращения 10.05.2019)

[4]Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -- М.: Искусство, 1991.

[5] Шилен, К.В. Имиджелогия. Как нравиться людям / К.В. Шилен. - СПБ.: 2010. - 112 с.