УПРАВЛЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

STAKEHOLDER GOVERNANCE IN AN ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEM

Управление заинтересованными сторонами подразумевает учет различных интересов и ценностей, которые имеют заинтересованные стороны, чтобы гарантировать, что все заинтересованные стороны в итоге будут довольны, а в рамках СЭМ включает такие ключевые шаги как: создание стратегической позиции; реализация интересов заинтересованных сторон в экологической политике; установление экологических целей и задач с учетом интересов заинтересованных сторон; измерение и мониторинг производительности; обзор и улучшение системы [3].

Управление заинтересованными сторонами является частью каждого этапа внедрения СЭМ. Первым шагом является определение заинтересованных сторон. При выявлении заинтересованных сторон необходимо учитывать аспекты [2]:

  • по ответственности (люди, перед которыми организация имеет или в будущем может иметь обязанности),
  • по влиянию (люди, которые могут или в будущем смогут повлиять на способность организации достигать своих целей),
  • по близости (люди, с которыми организация взаимодействует больше всего),
  • по зависимости (люди, зависящие от организации, такие как сотрудники, клиенты, поставщики),
  • по представительству (люди, которым через регулирующие структуры или культуру / традиции доверено представлять других людей).

Заинтересованные стороны могут быть определены как лица или организации, которые могут прямо или косвенно влиять на решения или действия организации, на которых могут влиять решения и действия организации или которые полагают, что на них могут влиять эти решения и действия [1]. Внешние заинтересованные стороны могут быть отдельным лицом или группой, такой как общественные ассоциации, регулирующие органы, поставщики или клиенты, в то время как внутренние заинтересованные стороны могут включать сотрудников, профсоюзы или высшее руководство.

Установление стратегической позиции можно рассматривать как часть первоначального анализа. Затем управление заинтересованными сторонами включает в себя связь процесса идентификации с проблемами, которые могут волновать заинтересованные стороны.

Восприятие организации заинтересованными сторонами может быть полезным для начала. Также важно выявить аспекты и воздействия, которые могут повлиять на заинтересованные стороны. Основные вопросы, которые можно задать на данном этапе: где мы, кто мы и как мы связаны с заинтересованными сторонами? Интересы заинтересованных сторон снова вступают в игру, когда речь идет о разработке экологической политики. Взгляды, представления и требования заинтересованных сторон должны приниматься во внимание при разработке экологической политики. Для этого могут быть использованы результаты первичной проверки. После разработки политики ее необходимо довести до сведения всех заинтересованных сторон. Необходимо предоставить информацию о приверженности организации экологически безопасным действиям.

На следующем этапе необходимо оценить требования заинтересованных сторон. Если руководство считает, что требования, выявленные в ходе первоначального анализа, имеют существенное значение для организации, они формулируются в виде экологических целей, задач и программ, которых организация хочет достичь. Эти цели следует снова сообщить заинтересованным сторонам. Коммуникация также включает информирование о рисках, связанных с деятельностью и продуктами организации. Управление рисками также тесно связано с управлением заинтересованными сторонами. Хорошим способом сообщения о рисках может быть предоставление информации о готовности к чрезвычайным ситуациям и процедурах реагирования.

Важно измерять и контролировать работу СЭМ. Чтобы заинтересованные стороны были вовлечены и удовлетворены, важно держать их в курсе того, как работает СЭМ. Это положительно повлияет на восприятие организации заинтересованными сторонами. То же самое касается обзора и улучшения системы. Обзор можно рассматривать как суть активного управления заинтересованными сторонами, поскольку он помогает организации оставаться в процессе непрерывного совершенствования. Со временем требования заинтересованных сторон могут измениться, поэтому важен регулярный анализ этих требований, после которого изменения могут быть легко внесены в СЭМ.

Недостаточное понимание заинтересованных сторон и неэффективная коммуникация с ними зачастую приводит к тому, что системам часто не хватало открытого и восприимчивого подхода, который мог бы помочь воспользоваться преимуществами более широких возможностей жизненного цикла. Однако ориентирование на улучшение состояния окружающей среды и важность понимания и реагирования на потребности и ожидания заинтересованных сторон ведет к получению прибыли. Чтобы опережать ожидания клиентов и быстро начать пожинать плоды, организации необходимо эффективно управлять и выполнять требования заинтересованных сторон. Необходимо учитывать только соответствующие заинтересованные стороны и соответствующие требования.

Для достижения лучших результатов могут быть использованы следующие идеи управления заинтересованными сторонами:

  • Руководство и заинтересованные стороны должны работать вместе, чтобы составить реалистичный список целей и задач. Привлечение заинтересованных сторон улучшит эффективность бизнеса, и они проявят активный интерес.
  • Коммуникация является ключом. Заинтересованным сторонам и руководству важно регулярно общаться на протяжении всего взаимодействия, так как это гарантирует, что обе стороны будут активно вовлечены и обеспечат плавное движение в нужном направлении.
  • Согласование результатов очень важно. Это гарантирует, что в конце не будет ненужного разочарования, а прототипы и образцы помогают заинтересованным сторонам иметь четкое понимание относительно рассматриваемого вопроса.

Управление заинтересованными сторонами является центральным направлением любой экологической стратегии. Руководители предприятий во всем мире все чаще осознают важность разработки экологической стратегии, которая поддерживает устойчивое развитие и объединяет вопросы, проблемы и требования заинтересованных сторон. Признается важность общения с заинтересованными сторонами, особенно в отношении обязательств по соблюдению. Коммуникации, касающиеся экологических проблем, должны основываться на информации, полученной от СЭМ, для чего потребуется надежный мониторинг и измерения, чтобы на них можно было положиться. В свою очередь, эти процессы должны быть частью программы аудита, чтобы организация могла быть уверена в том, что то, что она сообщает, является необходимым и надежным. Удовлетворенность заинтересованных сторон стала основной бизнес-целью и одним из ключей к устойчивому бизнесу  и по мере того, как организации начинают лучше понимать своих заинтересованных сторон и взаимодействовать с ними по вопросам окружающей среды, процесс принятия решений станет более эффективным, что в свою очередь повлияет на прибыль организации.

Литература:

  1. ISO 14001:2015 [Electronic resource]. [2020]. URL: http://iso-management.com/wp-content/uploads/2017/07/ISO-14001-2015.pdf
  2. Shponline [site]. [2020]. URL: https://www.shponline.co.uk/legislation-and-guidance/the-new-iso-14001-why-communicating-with-stakeholders-is-key/

3.UppsalaUniversity[site].[2006].URL:https://www.balticuniv.uu.se/digitalAssets/883/c_883234-l_1-k_em4-ems-and-certification.pdf