ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ENVIRONMENTAL LEGAL CULTURE OF THE STATE EMPLOYEE OF THE ARKHANGELSK REGION

Анализ эколого-правовой культуры заключается в том, чтобы выделить и описать правовые ценности и идеалы в области охраны окружающей среды, к которым необходимо стремиться гражданину и обществу в целом, и пытаться найти пути и средства достижения намеченных идеалов.

Требуемый (идеальный) уровень эколого-правовой культуры предполагает, что представители государственно-властной системы Архангельской области должны быть проводниками справедливости, обладать высокой степенью ответственности, более полными правовыми знаниями, готовыми целеустремленно, последовательно и решительно воплощать эти требования в жизнь в процессе повседневной практической деятельности, культивировать в себе убежденность в необходимости усвоения и соблюдения правовых и нравственных принципов в области охраны окружающей среды.

Эколого-правовая культура государственных служащих Архангельской области неотделима от глубокого уважения личности ее правам и свободам, является одним из условий обеспечения гарантий процесса осуществления прав и свобод, их защиты и охраны в области защиты окружающей среды. В наиболее общем виде эколого-правовая культура должностных лиц государственных органов включает элементы, свойственные правовой культуре в целом.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу, знакомится с положениями Кодекса служебного поведения и соблюдает их в ходе своей профессиональной деятельности. Кодекс устанавливает этические нормы и правила профессионального поведения служащих с целью достойного выполнения ими своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, призван способствовать укреплению авторитета государственной власти, доверия граждан к государственным институтам, обеспечивать единую основа согласованных и эффективных действий органов государственной власти Архангельской области и иных государственных органов Архангельской области. За нарушение норм Кодекса работник несет ответственность в соответствии с законодательством РФ о государственной гражданской службе РФ [1].

Основными принципами поведения гражданского служащего Архангельской области являются: приоритет прав и свобод человека и гражданина, служение государству и обществу, соблюдение законности, лояльность, политическая нейтральность, соблюдение общих нравственных принципов, профессиональное исполнение должностных обязанностей, взаимодействие с коллегами, недопущение конфликта интересов [2]. Рассмотрим данные принципы.

1) Приоритет прав и свобод человека и гражданина

Государственная служба строится на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина, их прямого действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, уважать его честь и достоинство, деловую репутацию, способствовать сохранению социально-правового равенства людей, обеспечивать конфиденциальность информации, ставшей ему известной в связи с исполнением служебных обязанностей и затрагивающей частную жизнь, честь и достоинство гражданина.

2) Служение государству и обществу

Этот принцип предполагает безупречную бескорыстную службу государственного служащего по защите интересов Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей, то есть служащий должен действовать в интересах государства и общества в целом, не подчиняя интересы государства индивидуальным частным интересам или интересам экономических, общественных и любых других групп.

Профессиональная служебная деятельность сотрудника должна быть открыта для общественности, а информация о деятельности должна быть доступна обществу в установленном порядке и пределах.

3) Соблюдение законности

Принцип законности призван обеспечить строгое и точное соблюдение и исполнение требований закона (Конституция РФ, федеральные и областные законы, иные нормативные правовые акты). Деятельность работника должна осуществляться в пределах компетенции государственного органа, не должно быть допущения нарушений законов и иных нормативных правовых актов по политической, экономической целесообразности или по другим причинам.

Одной из проблем системного характера, наиболее существенно влияющей на замедление развития правовой культуры, в том числе эколого-правовой, является коррупция на государственной службе. Способы решения этой проблемы перемещаются в общую социальную сферу - силами и возможностями всего общества.

4) Лояльность

Нравственный принцип лояльности предписывает государственному служащему терпимо и уважительно относиться к государству, государственным и общественным учреждениям; поддерживать положительный имидж государственных органов Архангельской области, способствовать укреплению их авторитета; не допускать публичных заявлений, суждений и оценок, в том числе в СМИ, о деятельности государственных органов Архангельской области, их руководителей, решениях вышестоящего государственного органа или государственного органа, в которых госслужащий замещает государственную должность, если это не входит в его должностные обязанности. При исполнении служебных обязанностей работник должен вести обсуждение в правильной форме, не подрывающей авторитет государственного органа Архангельской области, не использовать свои служебные обязанности в интересах общественных и иных объединений, не выражать публично свое отношение к этим объединениям, если это не входит в его служебные обязанности.

5) Политическая нейтральность

Этот принцип требует, чтобы государственный служащий находился вне политики, вне прямой борьбы за власть. Другими словами, основной смысл принципа заключается в выборе сознательной нейтральной позиции сотрудниками по отношению к политическим партиям и движениям, в сознательной лояльности и добросовестной службе государству и народу, в предотвращении использования административных, материальных и других ресурсов государственного органа для достижения любых политических целей.

6) Соблюдение общих нравственных принципов

На профессиональной службе государственный служащий должен руководствоваться моральными нормами, основанными на принципах социальной справедливости и гуманизма (проявление толерантности к людям независимо от их социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной и иной принадлежности; уважение к обычаям, традициям и др. культурные и другие характеристики; содействие межнациональному и межконфессиональному согласию). Честность и бескорыстие - обязательные правила и условия профессионального обслуживания. Должностной долг - уважительное отношение, доброжелательность, внимательность, вежливость и толерантность по отношению к гражданам, в том числе к непосредственному руководству и лицам, зависящим от него по служебному положению.

В своей деятельности сотрудник не должен преследовать достижение личных корыстных интересов; использовать служебное положение для построения карьеры в ущерб интересам государства в целом и государственного органа Архангельской области, в котором он работает; использовать информацию, полученную при исполнении служебных обязанностей, как средство извлечения личной выгоды; пользоваться любыми льготами и преимуществами для себя и членов своей семьи, которые могут быть предоставлены с целью воспрепятствовать законному и добросовестному выполнению своих обязанностей.

7) Профессиональное исполнение должностных обязанностей

В целях обеспечения эффективности работы государственного органа Архангельской области служащий должен ответственно и добросовестно, на высоком профессиональном уровне выполнять свои обязанности, обеспечивать максимально эффективное управление ресурсами в своей сфере деятельности. Государственный служащий также обязан соблюдать установленные официальные правила государственного органа Архангельской области; выполнять возложенные на него полномочия с высокой степенью личной ответственности; придерживаться делового этикета, не подвергать неконструктивной критике законные процедуры разработки и исполнения решений, участвовать в коллективной работе.

В ходе своей профессиональной карьеры сотрудник не должен давать личных обещаний, которые противоречили бы его должностным обязанностям и игнорировали официальные процедуры и нормы. Государственный служащий не может задерживать официальную информацию, которая может или должна быть им обнародована в силу его полномочий, а также распространять официальную информацию, если есть основания полагать, что она неточна или ложна. Также работник не имеет права разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, использовать эту информацию и информацию в неофициальных целях.

8) Взаимодействие с коллегами

Взаимодействие с коллегами должно строиться на принципах взаимовыручки. Сотрудник, наделенный организационными и управленческими полномочиями по отношению к другим сотрудникам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы.

Государственный служащий должен понимать, что ему должны быть присущи такие признаки как лояльное отношение к праву, приоритет в выборе интересов общества, а не личности, а также закон в жизни этого человека должен служить фундаментом в системе ценностей. Эколого-правовая культура является важным средством для разрешения проблем в области охраны окружающей среды, ее можно сформировать с помощью осмысления закона, его последствий. Люди должны обладать экологической осведомленностью, благодаря которой они сформируют и экологическую, и правовую культуру. Такое взаимодействие            позволит человеку достичь гармонии с окружающей средой.

 

Литература:

  1. Rostrud [site]. [2020]. URL: https://git29.rostrud.gov.ru/gosudarstvennaya_grazhdanskaya_sluzhba/466362.html
  2. Pandia [site]. [2020]. URL: https://pandia.ru/text/78/472/14760.php