ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS RUSSIA В СУРГУТСКОМ ФИЛИАЛЕ ФИНУНИВЕРСИТЕТА

INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

На сегодняшний день работодатель заинтересован в высококвалифицированных специалистах среднего звена -  выпускниках организаций среднего профессионального образования, но нередко при трудоустройстве обнаруживается низкий уровень профессиональных компетенций. В результате дипломированный специалист среднего профессионального образования сталкивается с проблемами трудоустройства по причине низкой конкурентоспособности на рынке труда. Данная проблемы вызвана противоречиями между требованиями стандартов обучения и устоявшейся традиционной системы образования в среднем профессиональном образовании. Решить эту проблему призвано проведение демонстрационного экзамена по стандартам стандартам WorldSkills Russia.

WorldSkills – это международное некоммерческое Движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. Движение WorldSkills организует и проводит конкурсы по профессиональному мастерству в каждой из 78 стран-членов Движения WSI. Такие конкурсы позволяют измерять и сравнивать уровень навыков специалистов и учащихся, участвующих в чемпионатах по стандартам WorldSkills. В результате работодатели могут выбрать для себя лучший персонал на этапе получения учащимися профессионального образования. Учащиеся системы профессионального образования могут изучать современные технологии и лучшие мировые практики, участвовать в региональных, окружных, национальных и международных чемпионатах, получать от работодателей предложения о трудоустройстве [4].

Движения по проведению профессиональных тренингов и соревнований зародилось в Испании в 1947 году. Впоследствии оно превратилось в Движение WorldSkills International. Первый международный чемпионат по рабочим профессиям Португалия-Испания состоялся в 1950 году и насчитывал всего 12 участников. В 1953 году к Движению присоединились Великобритания, Швейцария, Франция, Германия и Марокко.

В 1958 году впервые соревнования прошли за пределами Испании – в Брюсселе (Бельгия) в рамках Всемирной выставки. В 1970 году впервые чемпионат прошел на другой части света – в Японии, г.Токио.

1983 год – Движение преобразовано в Международную Организацию по проведению профессиональных тренингов и конкурсов – International Vocational Training Organization (IVTO). В начале 2000-х годов IVTO была переименована в WorldSkills International (WSI) Сейчас WorldSkills International насчитывает в своем составе 76 стран, включая Россию.

Россия вступила в WSI в 2012 году и уже в 2013 году приняла участие в международном чемпионате WorldSkills International (Лейпциг, Германия). В том же году Россия провела первый Национальный финал «по стандартам» WorldSkills International. Россия ежегодно принимает участие в международных чемпионатах [4].

Демонстрационный экзамен – форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Такие экзамены проводятся публично и открыто (live трансляции, зрители), позволяютсравнить результаты с мировым уровнем компетенций, оценить качество подготовки кадров, определить точки роста СПО. Для выпускника ссуза демонстрационный экзамен может позволить получить предложение на работу от лучших работодателей.

Важную роль в формировании стандартов WorldSkills играют эксперты. То, что подразумевается под стандартами WorldSkills, включает в себя:

  • Техническое Описание
  • Тестовое задание
  • Критерии оценки
  • Инфраструктурный лист, план соревновательной площадки с оборудование
  • Требования по технике безопасности.

Переходя на требования мирового стандарта, выпускник должен быть конкурентоспособным в мире, постоянно сопоставлять результаты системы профессионального образования с ориентирами и эталонами, которые принимаются на международном уровне. Не стоит также забывать о важности сохранения уникальности российского среднего профессионального образования, которое состоит в том, что, помимо своей основной функции, оно связано с кадровым производством, с подготовкой кадров для современной экономики и социальной сферы [13]. Демонстрационный экзамен – инновационный элемент системы независимой оценки качества.

Демонстрационный экзамен является обязательной частью ГИА при реализации программ по образовательным стандартам ФГОС СПО, в которых содержатся указания на включение демоэкзамена в процедуру ГИА. После сдачи демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills выпускники получают Skills Passport. Паспорт отражает уровень владения различными компетенциями, в том числе мультиязычность и мультикультурность (владение не одним, а несколькими иностранными языками), что очень ценится среди потенциальных работодателей и соответственно повышает конкурентоспособность выпускников. Анализируя структуру и содержание демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills как части государственной итоговой аттестации в среднем профессиональном образовании, специалисты отмечают достоинства и недостатки процедуры проведения экзамена [1].

Отечественный опыт проведения демоэкзаменовв позволил организаторам и внутренним экспертам выделить и обобщить объективные и субъективные трудности на пути реализации требований государства в направлении объективизации оценки подготовленности выпускников СПО. К объективным трудностям относят существующие противоречия между требованиями соревновательных стандартов WorldSkills Russia и требованиями ФГОС. К организационным трудностям относят финансовые затруднения образовательной организации при подготовке и проведению ДЭ: для образовательной организации это подчас непосильный груз, так как оборудование для обеспечения рабочих мест является дорогостоящим, при этом отдельной статьи расходов в бюджете образовательной организации не предусмотрено [2].

Анализируя качество выполнения демоэкзамена студентами, эксперты приходя к выводу о том, что готовность обучающихся к участию в независимой оценке экзамена невысокая, , что связано с недостаточным уровнем развития материально-технической базы направляющих учреждений и невозможности пройти стажировку педагогов и мастеров производственного обучения на современном оборудовании и повысить свою квалификацию. В связи с чем, со стороны ПОО необходимо изменить подходы к организации образовательного процесса, учитывая актуальные требования как профессиональных стандартов, так и требования WorldSkills Russia [3].

В Сургутском филиале Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в июне 2020 года проводились демонстрационные экзамены по стандартам WorldSkills по компетенциям «Финансы» и «Бухгалтерский учет».

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4393-1.PNG

Рис.1. Проведение демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills по  «Бухгалтерскому учету» 19 июня 2020 г.

 

Демонстрационные экзамены стали инструментом реализации объективных, открытых процедур государственной итоговой аттестации выпускников колледжа.

Студенты в течение шести-восьми часов выполняли на площадках Центра проведения демонстрационного экзамена задания, которые позволили оценить не только их теоретические знания, но и практические навыки. За работой студентов на площадках наблюдали главный и линейные эксперты.

По результатам демонстрационного экзамена студенты получили паспорта компетенций (Skills Passport), которые стали весомым дополнением к их профессиональному портфолио, и были допущены к защите выпускных квалификационных работ.

Опыт проведения демоэкзамена на базе Сургутского филиала Финуниверситета позволил сделать следующие заключения относительно оптимизации процесса.

Проведение демонстрационных экзаменов требует предварительной  подготовки студентов, которую следует начинать с начала учебного года. Пролонгация процесса подготовки студентов  к демонстрационному экзамену  может не только заложить фундамент для психологической готовности к новому формату государственной итоговой аттестации, но и включить молодое поколение в профессиональную культуру, активную деятельность Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

С этой целью следует не только информировать студентов о порядке проведения экзамена и необходимости соблюдения техники безопасности на площадках проведения экзаменов, но и раскрывать смысловую нагрузку процедур, ориентированных на успешное прохождение государственной итоговой аттестации, получение паспорта компетенций (Skills passport), возможное участия в чемпионатах профессионального мастерства по стандартам WorldSkills.

Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие паспорт компетенций должны вноситься в базу данных молодых профессионалов, доступ к которой предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

Тогда паспорт компетенций позволит предприятиям, ищущим для себя работников, более чётко оценить возможности претендента на работу, а студентам, успешно прошедшим экзамен, повысить уверенность в своих возможностях на рынке труда.

Актуальным на сегодняшний день является вопрос расширения базы предприятий-работодателей, признавших формат демонстрационного экзамена, а также сопряжение демонстрационного экзамена по стандарстам Ворлдскиллс России и независимой оценки квалификации в области финансового рынка.

Поскольку выпускник, успешно прошедший независимую оценку квалификации, практической частью которой станет демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс, получит диплом о среднем профессиональном образовании, паспорт компетенций и свидетельство о квалификации, что дополнительно укрепит его позиции на рынке труда, поможет при трудоустройстве.

 

Список использованной литературы

  1. Иванова М.А. Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA как инструмент обеспечения соответствия качества подготовки выпускников потребностям экономики России и элемент независимой оценки качества образования в системе среднего профессионального образования [Текст] / М.А. Иванова // Управление образованием: теория и практика. – 2018. - №4(32). – С.87-100.
  2. Карпенко Л.А. Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA: опыт ГБПОУ «Челябинский радиотехнический техникум» [Текст] / Л. А. Карпенко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 4 (20). — С. 54–59.
  3. Крыжановская Е.С., Русанов А.А. Изменение содержания профессионального образования как условие повышения качества подготовки специалистов (из опыта работы ГБПОУ ИО "ИКАТ и ДС") [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-soderzhaniya-professionalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov-iz-opyta-raboty-gbpou/viewer (дата обращения: 20.05.2020).
  4. Worldskills Russia // [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru (дата обращения: 10.06.2020).

 

References

  1. Ivanova M. A. Demonstration exam on WORLDSKILLS RUSSIA standards as a tool to ensure that the quality of graduate training meets the needs of the Russian economy and an element of independent assessment of the quality of education in the system of secondary vocational education [Text] / M. A. Ivanova / / education Management: theory and practice. – 2018. - №4(32). – Pp. 87-100.
  2. Karpenko L. A. Demonstration exam on WORLDSKILLS RUSSIA standards: experience of Chelyabinsk radio technical College"[Text] / L. A. Karpenko / / Innovative development of professional education. — 2018. — № 4 (20). — Pp. 54-59.
  3. Kryzhanovskaya E. S., Rusanov A. A. Change in the content of professional education as a condition for improving the quality of training (from the experience of GBPOU IO "ICAT and DS") [Electronic resource] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmenenie-soderzhaniya-professionalnogo-obrazovaniya-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-podgotovki-spetsialistov-iz-opyta-raboty-gbpou/viewer (accessed: 20.05.2020).
  4. Worldskills Russia // [Electronic resource]. URL: http://worldskills.ru (date accessed: 10.06.2020).