ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

FEATURES OF GENDER IDENTITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT DEGREES OF EMOTIONAL STABILITY

Актуальность проблемы взаимосвязи эмоциональной устойчивости и гендерной идентичности растёт с каждым годом из-за современных тенденций развития общества, заданные общим мировым информационным пространством и глобализацией. Сегодняшний мир предъявляет одинаковые требования к мужчинам и женщинам: обоим полам приходится принимать различные социальные роли вне зависимости от биологического пола и вековых традиций того или иного общества. Современная ситуация с отсутствием чётких границ между «мужским» и «женским» поведением влияет на специфику проявления эмоциональной сферы. Можно предположить, что более адаптированными оказываются личности, которые строго не привержены модели поведения той или иной гендерной идентичности, а имеют в системе личности и характера различные свойства разных идентичностей, как маскулинных, так и феминных. Адаптированность к темпу современной жизни можно рассматривать как эквиваленту эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость говорит о способности человека справляться с внешними и внутренними переживаниями и, в зависимости от того, каков уровень устойчивости, о том каким образом человек действует – конструктивно или неконструктивно в той или иной ситуации.

Проблема гендерной идентичности нашла свое отражение в работах таких зарубежных ученых как Столлер, Кесслер, Маккен, Т. Парсонс, Р. Бейлз, М. Комаровский, С. Бем, Р. Сирс, Л. Роу, Р. Алперт, Бандура, Игли и в работах таких отечественных авторов, как Т.В. Бендас, Н.К. Радина, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина, И.С. Клёцина, И. С. Кон. В работах большинства из указанных авторов гендерная идентичность определяется как сочетание различных свойств и качеств, которыми личность соотносит себя с определённым гендером в процессе осознания своего биологического пола, копирования моделей поведения, заложенных обществом для того или иного гендера [3].

Исследованием эмоциональной устойчивости занимались Л. М. Аболин, М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, Т. Рибо, Е. А. Милеряна, С. М. Оя, О. А. Черникова, Н. А. Аминова, Дж. Гилфорд, П. Фресс, Р. Кеттелл, В. М. Писаренко, О. А. Черникова, В. Л. Марищук и другие [5]. Под эмоциональной устойчивостью учёные понимают неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, способность к эмоциональной саморегуляции и совладании с отрицательно заряженными эмоциональными реакциями конструктивным способом [2].

Данная работа основывается на социально–психологической теории гендерной схемы С. Бем с использованием её мультиполярной модели гендерной идентичности; опирается на работы В. И.  Долговой, Л. М. Аболина, М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, Т. Рибо и др., которые под эмоциональной устойчивостью понимают интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения конструктивным способом [4].

Данное исследование посвящено изучению особенностей эмоциональной устойчивости студентов с различной гендерной идентичностью [1]. Эмпирической базой исследования являлось ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». В исследовании приняли участие 47 студентов психолого-педагогического и исторического факультетов. В выборке участвовали 43 женщины и 4 мужчины, возраст которых 18-22 года.

Цель работы - изучить проявления гендерной идентичности, эмоциональной устойчивости студентов и взаимосвязь между ними.

Общая гипотеза: существуют различия в гендерной идентичности у студентов с различной степенью эмоциональной устойчивости.

Для исследования эмоциональной устойчивости и гендерной идентичности студентов были использованы методика «Кто Я» Т. Куна (проективная методика), вопросы шкалы нейротизма из теста на темперамент Г. Ю. Айзенка (стандартизированное тестирование).

При анализе выборки на нормальность распределения результаты обрабатывались в программе Statistica. Такие показатели результатов как среднее значение, медиана, коэффициент асимметрии, стандартная ошибка асимметрии, эксцесс, стандартная ошибка эксцесса, представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Среднее значение, медиана, коэффициент асимметрии, стандартная ошибка асимметрии, эксцесс, стандартная ошибка эксцесса IS

 

Mean

Median

Skewness

Std.Err.
Skewness

Kurtosis

Std.Err.
Kurtosis

IS

12,82979

13,00000

0,223555

0,346570

-1,14411

0,680915

Построенная гистограмма результатов по гендерной идентичности в соответствии с критерием Колмогорова-Смирнова изображена на Рисунке 1. Форма гистограммы описывается теоретической нормальной кривой Гаусса. Значение уровня значимости по Колмогорову-Смирнову больше 0.2, следовательно, гипотеза о нормальности не отклоняется.

Рисунок 1 – Распределение коэффициента идентичности по выборке студентов МарГУ

Анализ Таблицы 1 и Рисунка 1 демонстрирует, что гипотеза о нормальности распределения гендерной идентичности среди студентов МарГУ подтверждается.

Рисунок 2 – Гендерная идентичность (маскулинная, андрогинная, феминная) среди всех испытуемых, %

Как видно из Рисунка 2, среди студентов преобладает андрогинная гендерная идентичность. Среди мужчин 25% с маскулинной идентичностью и 75% - с андрогинной; среди женщин 10% с маскулинной и 37% с феминной, 53% с андрогинной.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости (уровня нейротизма) студентов представлены на Рисунке 3. Данные исследования показали, что эмоционально устойчивых студентов 85 %, неустойчивых – 15%. Большинство студентов способны к успешному преодолению состояния излишнего эмоционального возбуждения с сохранением нормального уровня функционирования аффективной сферы.

Рисунок 3 – Данные эмоциональной устойчивости респондентов

Результаты исследования гендерной идентичности у студентов с различным уровнем эмоциональной устойчивости показали, что у студентов с высокой эмоциональной устойчивостью, в отличие от студентов со средней устойчивостью и неустойчивостью, преобладает феминная идентичность, тогда как у двоих последних групп – андрогинная. Маскулинная идентичность одинаково редко встречается во всех трех группах (Рисунок 4).

Рисунок 4 - Результаты исследования гендерной идентичности у студентов с различным уровнем эмоциональной устойчивости, %

Анализ результатов исследования гендерной идентичности у студентов с различным уровнем эмоциональной устойчивости проводился с помощью расчёта U-критерия Манна-Уитни, метода ранговой корреляции Спирмена, расчёта F-критерия Фишера (углового преобразования Фишера).

Анализ с помощью расчёта U-критерия Манна-Уитни, выявил статистически значимые различия по маскулинности между результатами устойчивых и среднеустойчивых студентов: Uэмп. = 59.5; U0.01 = 47.0; U0.05 = 64.0; принимается Н1 - различия между результатами 1 и 2 групп статистически значимы р≤0,05. Статистические значимые различия по маскулинности и феминности между результатами других групп не выявлены. Таким образом, результаты могут говорить о значимости фактора маскулинности для достижения высокого уровня эмоциональной устойчивости.

Анализ с помощью метода ранговой корреляции Спирмена не установил наличие корреляций между маскулинностью/феминностью и уровнем нейротизма у студентов с различным уровнем эмоциональной устойчивости.

Анализ с помощью расчёта F-критерия Фишера (углового преобразования Фишера) установил, что доля лиц с андрогинной идентичностью среди устойчивых студентов больше, чем среди среднеустойчивых: φэмп. = 1.762; p = 0.039; принимается Н1 - доля лиц с андрогинной идентичностью среди устойчивых студентов больше, чем среди среднеустойчивых при р≤0,05. Таким образом, андрогинная идентичность имеет значение при достижении высокого уровня устойчивости.

Общая гипотеза подтвердилась частично: существуют некоторые различия в гендерной идентичности у студентов с различной степенью эмоциональной устойчивости, - уровень маскулинности различен у устойчивых и среднеустойчивых студентов; доля лиц с андрогинной идентичностью среди устойчивых студентов больше, чем среди среднеустойчивых. Исследование говорит о том, что особенности гендерной идентичности студентов не влияют на средний уровень эмоциональной устойчивости и неустойчивость. Гендерная идентичность имеет значение только в случае высокой устойчивости. Значит, на сегодняшний день гендерная идентичность не является одним из определяющих факторов в устойчивости студентов, аффективной сфере. Это можно связать с современными тенденциями роста социального принятия гендерной идентичности в различных кругах общества – она перестаёт быть определяющим фактором самочувствия людей. У студентов с высоким уровнем устойчивости гендерная идентичность является важным фактором в организации структурных компонентов эмоциональной стабильности.

Литература

  1. Грошев, И. В. Исследование агрессии российских и китайских студентов с разными типами гендерной идентичности/ И. В. Грошев, Ю. А. Давыдова, Л. Чжэньнин// Вестник Московского университета МВД России. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя – 2016. - № 8. – С.212-221.
  2. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. – М.: Перо, 2015.–196 с.
  3. Крайг, Г. Психология развития/ Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд., исправл. и доп. - СПб.: Питер, 2016. - 940 с.
  4. Нани, К. И. Взаимосвязь гендерной идентичности и эмоциональной сферы студентов/ К. И. Нани, С. А. Домрачева// Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Современные тенденции и инновации в области гуманитарных и социальных наук». – Йошкар-Ола: ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». – 2019. – С. 329-336.
  5. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман. – 2-е изд., исправл. и доп. - СПб.: Питер, 2018. – 334 с.

Literatura

  1. Groshev, I. V. Issledovanie agressii rossijskih i kitajskih studentov s raznymi tipami gendernoj identichnosti/ I. V. Groshev, YU. A. Davydova, L. CHzhen'nin// Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. – M.: Moskovskij universitet Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii im. V.YA. Kikotya – 2016. - № 8. – S.212-221.
  2. Dolgova V.I., Gol'eva G.YU. Emocional'naya ustojchivost' lichnosti: monografiya. – M.: Pero, 2015.–196 s.
  3. Krajg, G. Psihologiya razvitiya/ G. Krajg, D. Bokum. – 9-e izd., ispravl. i dop. - SPb.: Piter, 2016. - 940 s.
  4. Nani, K. I. Vzaimosvyaz' gendernoj identichnosti i emocional'noj sfery studentov/ K. I. Nani, S. A. Domracheva// Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye tendencii i innovacii v oblasti gumanitarnyh i social'nyh nauk». – Joshkar-Ola: FGBOU VO «Marijskij gosudarstvennyj universitet». – 2019. – S. 329-336.
  5. Ekman, P. Psihologiya emocij / P. Ekman. – 2-e izd., ispravl. i dop. - SPb.: Piter, 2018. – 334 s.