Содержание управленческого потенциала руководителя образовательного учреждения

Content of the Manager's managerial potential educational institutions

Совершенствование управления образовательным учреждением в современных условиях представляет собой постоянный процесс, предполагающий постановку, анализ и решение многих проблем, возникающих в деятельности любой организации, ведущей работу в системе образования. Одной из основных составляющих данного процесса является повышение эффективности управленческой деятельности, отражающей рациональность и эффективность решений, принимаемых руководителем образовательного учреждения.

Деятельность руководителя играет решающую роль в формировании эффективного стиля функционирования образовательных систем, так как именно он занимает ключевое положение в системе управления учреждением. Определяющая роль руководителя в эффективности деятельности всей организации становится выражением того, что именно он наделен полномочиями принимать решения, а ошибки, допускаемые руководителем в управленческой деятельности, могут приводить к значительным экономическим, социальным и иным потерям в работе всей образовательной организации.

В целях повышения эффективности и результативности функционирования учреждений системы образования важно объективно оценить управленческий потенциал руководителя, его способность возглавлять коллектив, объединить всех сотрудников для достижения общих целей деятельности образовательной организации. Управленческий потенциал руководителя может быть определен как имеющаяся у него способность, базирующаяся на знании психологии, «видеть причины и следствия происходящих событий, умение влиять на их развитие и разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и соперниками в условиях постоянно возникающих проблемных ситуаций» [1, с. 14].

С точки зрения своей компонентной структуры управленческий потенциал руководителя объединяет в себе следующие основные характеристики [3, с. 62]:

- ресурсы, необходимые руководителю для осуществления управленческой деятельности;

- возможная скорость приобретения им новых и наращивания уже имеющихся ресурсов:

- возможная скорость восстановления возобновляемых ресурсов;

- способность к переструктурированию ресурсов;

- способность к мобилизации имеющихся у руководителя ресурсов на реализацию управленческой деятельности.

Управленческий потенциала руководителя образовательного учреждения определяется, в первую очередь, его индивидуальными качествами, которые могут быть условно объединены в шесть групп: физические характеристики; социальное происхождение; способности (интеллект, рассудительность, знания, способность выражать свои мысли); личностные особенности (приспособляемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе и другие); отношение к задачам (например, трудовая мотивация, ответственность руководителя, инициатива, упорство, ориентация на задачи деятельности образовательного учреждения); социальные способности и навыки (например, готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения и т.д.) [5, с. 819].

С точки зрения профессиональных компетенций руководителя образовательной организации его управленческий потенциал рассматривается нами как совокупность следующих качеств:

- ценностно-мотивационный потенциал руководителя, включающий особенности установок его деятельности, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в сфере профессиональной деятельности и профессиональных компетенций;

- деятельностный потенциал, который включает конкретные модели осуществления руководителем работы по управлению образовательной организацией (например, стиль руководства, стратегии решения управленческих задач, ознакомленность к нормативно-правовыми аспектами деятельности в сфере образования и т.д.);

- инструментальный потенциал, включающий совокупность умений и навыков руководителя образовательной организации по решению конкретных задач управленческой деятельности.

Сочетание этих компонентов, развитых на высоком уровне, обеспечивает высокий уровень готовности руководителя образовательной организации к осуществлению управленческой деятельности, тем самым способствуя и достижению целей образования.

Однако, формирование этих компонентов, как и само развитие управленческого потенциала руководителя образовательного учреждения, не может осуществляться изолированно от процесса деятельности по управлению. Именно непосредственный управленческий опыт имеет определяющее значение для становления и развития управленческого потенциала руководителя, причем особую значимость в качестве импритинга приобретает первый положительный профессиональный опыт по управлению учреждением системы образования, выступая в качестве предпосылки для формирования конструктивного опыта руководства организацией в целом [2, с. 101]. В свою очередь, внутренней основой для формирования положительного опыта управленческой деятельности является рефлексия руководителем собственных профессиональных действий и личностных характеристик, позволяющих ему успешно осуществлять свои профессиональные обязанности и реализовывать управленческие компетенции, выводя руководство образовательным учреждением на более высокий и осознанный уровень.

Иными словами, можно говорить о том, что управленческий потенциал руководителя раскрывается через единство его личностных характеристик и профессиональных компетентностей, преломляемых сквозь призму непосредственно профессиональной деятельности, в условиях которой все они проявляются. С данной точки зрения можно говорить о личностно-профессиональном потенциале руководителя образовательного учреждения, в структуру которого входят как внутренние, личностные его ресурсы, так и внешние характеристики, определяемые уровнем его образования и профессионализма, особенностями социального статуса и т.д. При этом, далеко не все личностные и профессиональные ресурсы получают развитие в ходе деятельности по руководству образовательным учреждением, поэтому в потенциал руководителя включаются только те из них, которые оказались востребованы в соответствующем социокультурном окружении, в условиях которого происходило его становление как профессионала, и поэтому развились наиболее полно.

Таким образом, рассмотрев содержание управленческого потенциала руководителя образовательного учреждения, можно сделать вывод о том, что он должен рассматриваться как часть более широкого потенциала личности и объединять в себе как ряд личностных характеристик руководителя, так и совокупность профессионально значимых его качеств. Успешность управленческой деятельности, выступающей в качестве специфического вида профессиональной деятельности, в значительной степени определяется не только наличием у руководителя в системе образования собственных внутренних ресурсов, проявляющихся в индивидуальных особенностях его личности, но и четко выраженной способностью диагностировать и эффективно мобилизовывать ресурсы других людей, находящей отражение в системе его профессиональной деятельности.

 

Литература

  1. Воробьева, С.А. Управленческий потенциал руководителей в системе государственной гражданской службы и проблемы его развития / С.А. Воробьева, Э.Р. Мухамеджанов, Е.С. Подвальный, О.А. Сухоруких // Регион: государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 4. – С. 12 – 24.
  2. Мельник, Ю.И. Управленческая рефлексия и развитие управленческого потенциала руководителя / Ю.И. Мельник // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство. – 2014. – С. 101 – 103.
  3. Синягин, Ю.В. Методика оценки управленческого потенциала руководителей / Ю.В. Синягин // Акмеология. – 2007. - № 1. – С. 60 – 71.
  4. Скворцов, В.А. К вопросу об экспресс-оценке управленческого потенциала руководителей организации / В.А. Скворцов // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2014. - № 14. – С. 168 – 172.
  5. Туренко, Т.А. Методические аспекты оценки управленческого потенциала руководителей и специалистов / Т.А. Туренко, Б.Г. Туренко // Экономика и предпринимательство. – 2018. - № 6. – С. 818 – 822.