Некоторые вопросы создания фонда территорий, резервируемых для приоритетного развитии туризма

В современных условиях, когда научно-технический прогресс интенсивно пронизывает все слои социальной и производственно-экономической сфер общества, резко обостряется значимость охраны природы и появляются все новые и новые задачи в области рационального природопользования, требующие в свою очередь разработки и практического применения новых методов территориального планирования и конструирования существующего развития туризма. В.А. Квартальнов предлагает трактовать туризм как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, и местного населения в процессе туристской деятельности.[1] Если в исторически сложившемся процессе использования природы система природоохраны по уровню и формам социального управления уже прошла два важных первичных этапа – это сохранение локальных, особо ценных территорий, и становление природоохранного дела с присвоением ему самостоятельного социального статуса, то нынешний очередной этап для нее знаменуется приобретением государственно-правового статуса с появлением в этой связи принципиально новых функций социального управления, таких как правовые, административные, общественные, экономические и другие.

Поэтому любая хозяйственная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и территорий государства теперь должна рассматриваться с государственных природоохранных позиций и требует межотраслевого территориального подхода к разработке социально-хозяйственных планов. В социальной сфере туризм решает, представляя новые рабочие места, проблему занятости местных жителей, приобщает их к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения. Вне всякого сомнения, культурный туризм – важный стабилизирующий фактор в современном обществе[2]

 То же следует отнести и к туристской отрасли, для которой территориальное планирование является весьма специфичным делом, в силу функциональных особенностей туризма на современном этапе уже не может быть осуществлено без всестороннего учета целового ряда межотраслевых проблем.

Касаясь проблемы территориального развития отраслей непроизводственной сферы, связанных с использованием природных ресурсов, нельзя не отметить важности исследований в области рекреации и, в частности, туристско-экскурсионной отрасли.

Учитывая быстрый рост отраслей производственной сферы и освоение ими широкого круга природных территорий, необходимо подчеркнуть актуальность создать именно в настоящее время порядка резервирования в стране определенного фонда территорий для целенаправленного, т.е. приоритетного туристско-рекреационного освоения и развития их на перспективный период. Следует также поставить вопрос о необходимости уточнения и конкретизации фонда курортных территорий и фонда рекреационных лесов, являющихся совокупно с туристско-рекреационным территориальным фондом, важнейшими элементами природного каркаса государства. Ведь все они в совокупности позволяют сохранять необходимое экологическое равновесие в общей системе природопользования и объединяют более широкую трактовку «туристического кластера».

Туристический кластер направлен на развитие региона в целом, туризм и каждого из его участников, он также обуславливает новый взгляд на экономику и ее развитие.[3]

Проблема выделения и резервирования фонда природных территорий, специально нацеленных на приоритетность их туристско-рекреационного освоения и развития, напрямую связана с необходимостью разработки туристско-рекреационного законодательства. В нем прежде всего должны быть отражены аспекты, которые позволили бы определять порядок официального выделения и закрепления территорий туристско-рекреационного фонда, регламентацию прав туристического землепользования, распространения на эти территории специальных режимов охраны туристских (природных) ресурсов.

При этом необходимо отметить, что создание целевого фонда туристско-рекреационных территорий не должно предполагать изъятия земель из существующей системы землепользования. Это принципиально отличает данный фонд от сферы государственных природоохранных территорий, подлежащих изъятию из существенного хозяйственного оборота.

Необходимо отметить, что выводы проводимых в настоящее время исследований по территориальному развитию отраслей народного хозяйства в государстве должны привести в перспективе к кардинальному пересмотру структуры существующего сейчас земельного фонда, в частности, к конкретизации в ней территорий туристско-рекреационной сферы с учетом формирования статуса на их существование. К тому же основные функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма в России осуществляет в рамках своих полномочий Федеральное агентство по туризму.[4]

Учитывая различные по содержанию и формам организации программы активного и туристического отдыха, его продолжительность, представляется целесообразным предложить в качестве вывода данного этапа исследований создание современных природных парков для длительного туристического отдыха и городских парков для кратковременного отдыха.

При этом в качестве предопределяющей задачи как природных, и природно-исторических парков должно стать создание условий для пропаганды и демонстрации природного наследия, своеобразия данной конкретной местности, ее уникальных и наиболее типичных для данного региона ландшафтов, пригодных и исторических памятников, народных традиций (этнографии, народной архитектуры и т.п.).

Представляется, что такой подход к использованию туристических территорий и в качестве местностей, наиболее ярко освещающих все богатства данного края, позволит сочетать оптимальное удовлетворение потребностей туристов с учетом максимального удовлетворения требований природоохраны.

 

Библиографический список

  1. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и Статистика, 2007.– 336 с.
  2. Севан О.Г. Исторический город и туризм // Прогнозное социальное проектирование и город. – М., 1995. – С. 403-415
  3. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др./ под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна и др. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
  4. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. URL: http:// russiatourism.ru/
  5. Багдасарова Н.А., Ресурсное обоснование организации культурного туризма в историко-археологическом музее-заповеднике «Эребуни»/ http://tourlib.net/books_tourism/bagdasarova11.htm.

 

[1] Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и Статистика, 2007. – 336 с.

[2] Севан О.Г. Исторический город и туризм // Прогнозное социальное проектирование и город. – М., 1995. – С. 403-415

[3] Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др./ под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна и др. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.

[4] Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. URL: http:// www.russiatourism.ru

т