Маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности торговой организации

Опыт экономически развитых стран, показывает, что торговые организации не могут вести свою деятельность на принципах альтруизма. Постоянно изменяющиеся внешние факторы, такие как экология, психология людей и макроэкономические тенденции влекут за собой дополнительные расходы, которые покрывать не имеет возможности ни организация, ни государство. Эти расходы ложатся на потребителей.

         При рыночной экономике у потребителей есть свобода выбора, а значит одной из целей торговых организаций является привлечение внимания потребителей и побуждения у них желания покупать именно в их фирме. Поэтому одним из ключевых факторов в определении конкурентной позиции и конкурентоспособности организаций является маркетинговая стратегия. Также фактором увеличивающем конкуренцию торговых организаций на рынке, является низкая дифференциация товара. При игнорировании важности маркетинговой стратегии торговая организация рискует потерять свою долю на рынке.

Определения термина «конкурентоспособность» как характеристика организации, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Определения термина «конкурентоспособность организации»

Автор

Определение

М. Портер

Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [3]

А. Чаплина

Возможность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию в условиях достижения высокого уровня эффективности деятельности [4]

Е. Дж. Визер

Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке [1]

М. Гельвановский

Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономических соревнований [1]

Г.Б. Клейнер

Совокупность особенностей и возможностей предприятия, обеспечивающих ему победу в конкурентной борьбе с другими агентами [1]

А.Л. Глухов

Текущее положение фирмы на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка) и тенденции ее изменения [1]

 

         Оценка уровня конкурентоспособности организации является сложной задачей, т.к. конкурентоспособность представляет собой комплексное значение учитывающие много показатели эффективности организации, а также потому что в настоящее время отсутствуют международные регламентированные документы по оценки конкурентоспособности фирмы.

В ходе осуществления конкурентной борьбы, в совокупности конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации формируется её конкурентная позиция относительно её конкурентов.[2]

В системе анализа конкурентоспособности организации стратегическому маркетингу уделяется особое внимание, т.к. на основе маркетинговых исследований организация получает важнейшую информацию, такую как: сильные и слабые стороны фирмы, выявить ключевые преимущества фирмы и использовать их. Сформировав маркетинговую стратегию организация способна преподносить клиентам свои преимущества, нейтрализовать недостатки и впоследствии занимать все большую долю на рынке.

Маркетинговая деятельность в торговой организации также обеспечивает поддержку многих других функциональных подсистем. Маркетинговый отдел в организации отвечает за политику организации в следующих системах:

1) Ассортимент. Маркетинговый отдел формирует реальный или прогнозируемый ассортимент организации, для удовлетворения запросов максимального числа потребителей и получения максимальной прибыли. Маркетинговый отдел постоянно изучает рынок, выявляет реальные и предполагаемые потребности и определяет продукты которые способны удовлетворить эти потребности.

2) Качество. Маркетинговый отдел способствует достижению или поддержанию обязательных требований в области качества товара и услуг. Также создается уверенность у руководства и потребителей в том, что уровень качества в организации соответствует рыночным стандартам или превосходит их.

3) Сбыт. Маркетинговый отдел определяет ёмкость рынка, и определяет потенциальный объем сбыта товаров. Отдел определяет рациональные каналы сбыта, отвечающие требованиям организации и потребителей, а также осваивает новые каналы и оценивает конечные результаты деятельности организации по реализации товаров.

4) Ценовая политика. Маркетинговый отдел обеспечивает получение запланированного уровня прибыли посредствам манипуляции цен на продукцию, с учетом рыночной коньюктуры и ценовой политики конкурентов. Также анализирует рынок и выявляет платежеспособные сегменты

5) Информационная политика. Маркетинговый отдел формирует и поддерживает необходимые связи организации с внешней средой, так же создает и поддерживает имидж товара или услуги предлагаемой организацией.

         Таким образом, грамотная маркетинговая политика способна не просто повлиять на внутренний климат организации или повысить выручку, а в корне изменить конкурентную позицию организации и ее долю на рынке.

 

1 Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учебник / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. –  М.: ИНФРА-М, 2018. –300 с.

2 Натальина, Т.В. Разработка системы ключевых показателей эффективности для предприятий / Т.В. Натальина // Проблемы экономической науки и практики сборник научных трудов под ред. С.А. Филатова – 2015. – С. 137-140

3 Портер, М. Конкуренция: уч. пос.: пер. с англ./ М. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. – 495 с. 

4 Чаплина, А. Конкурентоспособность как интегральный показатель эффективности предприятия/ А. Чаплина // Проблемы теории и практики управления. 2006. №3. С.110-111