СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Формирование российской системы образования в настоящее время характеризуются особенным динамизмом. При этом в постоянных модификациях школы как общественного института ученые обозначают противоречивость. С одной стороны отмечаются инновационность, крупномасштабность перемен и признаки нового позиционирования сферы создания в обществе, с другой стороны, обнаруживаются новые подтверждения кризиса образовательных вузов. Тем не менее, исследования фиксируют, что перемены проходят с интенсивностью, которой никак не отмечалось прежде, а само состояние образовательной системы характеризуется концептуальными сдвигами.

Нынешнее развитие образования обусловливается не только лишь тем, какие воздействия будут предприняты и предпринимаются внутри сферы образования, однако и тем, как будет меняться социально-финансовая обстановка за пределами её.

Стратегия создания содержит в себе цели, задачи, принципы образования.

Ключевая идея современной политики образования России – идея развития. В данной идее состоят следующие цели, которые презентованы на рисунке 1.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4318-1.PNG

Рисунок 1 – Цели системы образования РФ

Определяющее условие реализации данных целей – возникновение субъектности в каждом участнике образовательного процесса – в ребенке, в педагоге, в управленце, в школе, в родителях, в региональном, в государственном сообществах, в обществе в целом.

В основу современной политики развития образования положены 10 основ. Данные основы направлены одновременно как к обществу, так и к самой системе образования. Первоначальные пять из них гарантируют «внешние» институциональные общественно-педагогические требование стандартного развития системы образования.

Другие пять «внутренние», непосредственно педагогические требование ее полноценной жизнедеятельности. Все без исключения эти основы взаимосвязаны, расширяют друг друга, показывают ключевые грани перемены образования.

Принципы системы образования: Демократизация образования, плюрализм образования, народность и национальный характер, открытость, регионализация, гуманизация, дифференциация, нерперывность образования.

 Концептуальные изменения содержат все структурные части образовательной концепции и ключевые содержательные области работы:

- внедрение новых образовательных стандартов;

- построение концепции поддержки персонального прогресса обучающихся;

- развитие образовательной среды школы и применение для решения образовательных задач ресурсов территориальных социокультурных сфер;

- предоставление профессионализма педагогических сотрудников;

- формирование элементов общественно-профессиональной оценки качества образования;

- формирование государственно-общественного управления образованием;

- развитие финансово-экономических элементов обеспечения школьных учреждений.

Анализируя перемены, которые происходили в российском образовании в первоначальном десятилетии XXI века, Я.И. Кузьминов и И.Д. Фрумин в 2008 году отмечали несколько особенностей проблематичного характера, преодолевание которых было критически необходимо. Прежде всего, нуждались перемены структуры российского образования, так как все очевиднее существовало её несоответствие потребностям экономики, а ресурсы отрасли никак не были достаточны для решения важных вопросов. Как одна из основных задач, обозначенных учеными, являлось увеличение качества образования для укрепления конкурентоспособности на глобальном рынке. Как тревожный признак рассматривалась наметившаяся направленность к потере образованием значимости «социального лифта». Последняя поздняя позиция была позднее закреплена в официальных бумагах при подготовке Концепции долговременного социально-экономического развития Российской Федерации на период вплоть до 2020 года.

Происходящие перемены в последнем десятилетии начали стремительно закрепляться, не только лишь в нормативно-правовом поле, однако и в российском законодательстве. В середине 2010 года был установлен знаменитый Федеральный закон №83-ФЗ, открывший подход к реструктуризации концепции образования и изменению элементов её финансирования. Уже после длительного обсуждения в конце 2012 года был установлен новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». В 2012 году установлена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013- 2020 года.

Продолжали осуществляться планы развития образования (усовершенствование областных систем дошкольного и единого образования (с 2013 и в 2011-2013 годах соответственно). Характерной особенностью новых планов стало присутствие у них экономического обеспечения. К примеру, ранее завершенный проект модернизации областных систем единого образования за 3 года был профинансирован из федерального бюджета на 120 млрд. рублей. Только лишь в 2013 году на проект модернизации областных систем дошкольного образования было выделено субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, свыше чем 40 млрд. рублей.

Обеспечивая принимаемые для регулировки образовательной системы постановления финансово, государство старается к тому, чтобы произведенная государственная политика отвечала стратегическим целям (совокупности целей), характеризующим основные тенденции работы системы образования. При этом значительной составляющей работы является представление общегосударственной политики общественности. Как ранее подмечалось применительно к педагогической общественности - это необходимое требование успеха осуществлении новых планов. Для этого должны быть провозглашены ее цели, а сама проводимая политика носить открытый и доступный для абсолютно всех граждан характер [3].

Далее проанализируем, какую часть бюджета расходует правительство на образование. В настоящее время совместные муниципальные затраты на общественные цели России составляют свыше пятой части величины ВВП государства.

С 2013 года в целом по стране поступление финансирования в общественные отрасли стал наименее активным, в особенности в здравоохранении, где темпы увеличения затрат были ниже уровня инфляции. Более стремительно «затормозил» собственные общественные затраты федеральный бюджет: за минувшие два года номинальный объем этой компоненты в нем снизился на 9 %. Согласно отдельным направлениям погодовая динамика разная: в социальной защите происходят приросты уже в течении двух минувших лет, а в сфере образования и здравоохранения заметны раскачивания от «плюсовой» вплоть до минусовой зоны.

В промежуток финансового подъема середины 2000-х годов опережающие относительно темпов роста экономики образом наращивалось финансирование образования и здравоохранения.

Расходы на образование с 2010 года по 2018год увеличились с 3, 5% вплоть до 4 % ВВП, на здравохранение ещё значительней - с 3, 3 % вплоть до 4 % ВВП за то же время, затраты на социальную защиту, напротив, росли слабее, нежели ВВП [2].

Важными направлениями развития образования являются:

1) сохранение и улучшение единства образовательного пространства России с учетом национально-региональных, финансовых и иных заинтересованностей ее народов и регионов;

2) преобразование содержания образования;

3) организация и переобучение сотрудников;

4) преобразование управления образования;

5) нормативно-правовое предоставление функционирования и формирования системы образования;

6) многочисленная профессионализация молодёжи, проблемы занятости молодёжи.

Для их постановления в содержательном проекте отмечены следующие ключевые пути:

а) Осуществление общей программно-целевой концепции планирования, функционирования и формирования области образования.

Например, в основе дидактической программы формирования образования-разработки областных проектов развития образования, начали разрабатываться и межрегиональные проекты. В основе федерального базисного учебного проекта проводится создание областных базисных проектов. То же самое можно отметить о областных стандартах.

б) Структурная перестройка содержания образования по всей вертикали от детского сада вплоть до послевузовского образования.

Например, детский сад становится образовательным учреждением, а не только лишь учреждением воспитания. Осуществляется перевод к нестандартным образовательным учреждениям – комплексы «детский сад – начальная школа», трансформация на многоуровневое формирование в разных видах общеобразовательных учреждений базовая школа, гимназия, лицей, инновационная школа), укрепляются связи средней школы с вузами, формируются новые тенденции высшего педагогического образования такие, как экономика в образовании, менеджмент, правоведение в образовании, социальная педагогика и др.)

в). Централизованная разработка федеральных учебно-программных и учебно-методичных комплексов, параллельных учебников и тренировочных пособий в том числе по подбору обучающихся) для российской школы.

По ряду предметов число учебников в стране превосходит десятки наименований.

г) Разрабатывается вопрос общественной профессионализации молодёжи, то что предполагает профориентацию, профдиагностику, эластичную изначальную профподготовку. Данное огромная вопрос, в особенности в обстоятельствах факультативного посредственного абсолютного создания, образующейся отсутствия работы.

При данном - образование только один элемент в цепочки постоянного просветительного места в Российской федерации.

Система профтехобразования считается основой переподготовки вакантной молодёжи,

д) Особенное направление – это специализированное образование.

Сегодня в России количество больных детей уже существенно превосходит количество здоровых. По этой причине ведёте» работа с детьми с отклонениями в формировании и состоянии здоровья, создание нового законодательства, позволяющего полнее учесть круг интересов и потребности подобных детей, реализовывать их стабильную интеграцию в систему общего образования, е), В последние годы прослеживается резкий всплеск асоциального поведения молодого поколения. В связи с этим осуществляется создание не только лишь особого содержания работы с такой молодежью, однако и обширной концепцией профилактических межведомственных мероприятий.

ж) Проблема преподавания на двух языках становится и настоящее время одной из основных для сохранения российской государственнности в обстоятельствах полиэтнического общества.

В Российской федерации насчитывается 120 этносов. Но, диплом о высшем образовании выдается только на русском языке.

3) Перестраивается концепция организации научных исследований.

Она ориентирована на основные отраслевые проблемы государственного значения.

Например, создание проблем развивающего обучения, психология формирования личности, проблем малочисленной сельской школы.

и) всё наибольшее развитие обретают межведомственные проекты, такие как « Дети России» с их подпрограммами «Дети Чернобыля», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера»); «Талантливые дети» и др.

к) Увеличивается значимость интеграции России в Европейское образовательное общество.

В данном проекте приоритеты сотрудничества следующие:

- совместная деятельность по исследованию механизма управления децентрализованной концепцией образования;

- общая разработка и экспертная оценка законодательства в сфере образования, который обеспечивает формирование демократических реформ;

- формирование нового поколения учебников в сфере гуманитарного образования, в том числе типа « История Европы», справочник Европы и др;

- общие программы переподготовки российских преподавателей, в особенности по гуманитарному циклу и управленцев;

- общие исследования направлений национально-региональных проблем;

- общие проекты подготовки учителей «Будущее Европы»;

- общая деятельность с Европейскими странами, направленная на работу с детьми риска, детьми со специальными проблемами.

Важен опыт европейских государств в осуществлении начального профессионального образования, который обеспечивает потребности современной экономики.

Анализ опыта реформирования концепций образования в России и иностранных странах демонстрирует, что реализация перемен многократно задерживается либо становится неосуществимым из-за нехватки ресурсов и отсутствия элементов запуска. С огромной долей уверенности можно отметить, что в 2010-х годах изменения в концепции российского образования подготовлены основательнее, нежели в 2000-х годах. Обусловлено ресурсное обеспечение изменений системы образования через подкрепленные экономическими ресурсами планы и проекты, через целенаправленную работу согласно увеличению заработной платы педагогических работников. Созданные федеральная и областная законодательная и соответствующая нормативно-правовая базы являются значимыми механизмами запуска и поддержки перемен. В комбинации с реализуемыми программами развития они дают возможность в комплексе разрешать стратегические проблемы сферы образования в Российской Федерации в кратко- и среднесрочной перспективе.

 

Список использованной литературы:

  1. Berezhnaja L.Ju., Bobrova V.V., Korabejnikov I.N. Analiz razvitija sistemy vysshego obrazovanija Rossii // Jekonomika i predprinimatel'stvo. – 2017. - №12-2 (89). – S. 658-664
  2. Labuzov V.A.Strategija razvitija regional'nogo obrazovanija v Orenburzh'e // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2017. - № 10 (210). – S. 92-96.
  3. Monitoring vuzov Rossii [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016/_vpo/material. php?type=2&id=10802. (data obrashhenija 01.04.2020)
  4. Obrazovanie v Orenburzh'e v cifrah i faktah: informacionno-analiticheskij sbornik / Ministerstvo obrazovanija Orenburgskoj oblasti, Orenburg: 2019. – 52 s.
  5. Jurtaeva T. B. Problemy i perspektivy jekonomicheskogo obrazovanija v Rossii // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». – 2016. – T. 15. – S. 216–220.