ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ПРОКУРОРОМ В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

PECULIARITIES OF CRIMINAL PROSECUTION BY THE PROSECUTOR IN PRE-TREATMENT

Уголовное преследование является основой уголовного судопроизводства. Это обуславливает особую важность вопросов, определяющих порядок уголовного производства, а также его субъектную сторону. Федеральный закон от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»[1] значительно сократил прокурорские полномочия на досудебном этапе уголовного процесса. После этого события, тема прокурорских полномочий в рамках досудебного производства остается актуальной и поныне.

Полагаем, что в попытке ответить на данный вопрос, следует, прежде всего, обратить внимание на то, какое место занимают в уголовно - процессуальной деятельности прокурора такие его функции как надзор и уголовное преследование, и как они соотносятся между собой. Если углубиться в историю вопроса, то можно отметить, что в советские времена надзор занимал центральное место в прокурорской работе. Причем, данное обстоятельство касалось каждого этапа уголовного производства[2].

Такое положение вещей было обусловлено потребностью  оставить в прошлом дореволюционное наследие[3]. Вместе с тем, эта позиция нуждалась в обосновании с научной точки зрения. В свете этой концепции, такие функции как руководство следственными действиями, участие в следственных действиях и уголовное преследование играют роль правовых средств, помогающих прокурору в осуществлении своей главной миссии - надзора в отношении соблюдения законности [4].

На сегодняшний день, однозначного ответа, на вопрос о прокурорских полномочиях в рамках досудебного производства, нет. Сегодня известны взгляды, учитывающие, что ч. 1 ст. 37 УПК РФ дает основания для вывода о том, что в качестве главной функции прокурора можно рассматривать уголовное преследование,[5] но подвергающие критике это положение, ввиду его несоответствия статье 1 ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».[6]  Уместность критики здесь обосновывается тем, что статья называет именно надзор основной прокурорской обязанностью. Такой позиции придерживается М.А. Макаренко. Согласно взглядам автора, эта точка зрения вступает в противоречие с положениями отечественного Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК РФ).

Части 1 и 2 статьи 1 УПК РФ предписывают определение порядка уголовного судопроизводства УПК РФ. На территории Российской Федерации данное предписание распространяется на прокуратуру, органы, занимающиеся предварительным расследованием, дознание, суды и прочих фигурантов уголовного производства. Если ФЗ противоречит УПК РФ, то никто из участников судопроизводства не вправе использовать его (ч. 1 ст. 7 УПК РФ).

Вероятно, следует согласиться с позицией В.С. Шадрина, что положения УПК РФ соответствуют концепции, в рамках которой уголовное преследование интегрирует в себя надзорную функцию[7]. Отметим, что мы солидарны так же с мнением О.Я. Баева, согласно которому надлежит «честно, без ханжества признать и недвусмысленно закрепить в законе, что прокурор является руководителем и организатором всей системы уголовного преследования»[8].

Следует помнить, что такая функция прокурора, как уголовное преследование, ставит своей целью, прежде всего, обоснованное изобличение действительно виновных лиц, осуществляемое строго в рамках действующего законодательства. В ч. 1 ст. 21 УПК РФ говорится, что прокурорская должность характеризуется наличием обязанности обеспечивать руководство уголовным преследованием на каждом этапе производства, из чего проистекает особая ответственность прокурора. Прокурор в ответе за соблюдение действующего законодательства каждым лицом и органом, реализующим уголовное преследование.

По нашему мнению, надзор выполняет вспомогательную функцию, ориентированную на обеспечение законности и обоснованности уголовного преследования. Разумеется, данная функция есть обязательный элемент прокурорской деятельности. Однако, при этом, прокурор выступает, скорее, от имени государства, чем от имени надзорного органа. Уголовное преследование осуществляется от имени государства, и прокурор, как лицо, его представляющее, обязан обеспечить строгое соответствие положениям действующего законодательства. Стоит отметить, что такой взгляд на профессиональные обязанности прокурора согласуется как с отечественным, так и зарубежным опытом.

Важно также отметить, что полномочия прокурора законодательно закреплены также и в Основном Законе Российской Федерации, в статье 129[9]. В настоящий момент данная нормативная регламентация играет особую роль в связи с подготовкой поправок для внесения в Конституцию, которые также будут затрагивать аспекты назначения лица на замещение прокурорской должности.

Анализируя прокурорскую деятельность в контексте уголовного процесса, Е.Ю. Поторыкина, к примеру, заключает, что «во всех западных странах прокуратура выступает в качестве органа обвинения, однако при всем этом в деятельности прокуратуры и законе есть основной принцип, свойственный прокурорской системе в демократическом режиме, – обеспечение прав человека и гражданина»[10].

Так, прокуроры, осуществляющие свою профессиональную деятельность на территории Великобритании, обязаны: «защитить общество, преследуя по суду твердо и справедливо, открытым, прозрачным и независимым способом; обязательство поддерживать жертв и свидетелей, позволяя, поощряя и поддерживая их действенное участие во всех стадиях уголовного судопроизводства; обязательство отправлять правосудие в каждом случае; и обязательство уважать и защищать права всех лиц затронутых решениями, принимаемыми в сфере уголовного судопроизводства, вне зависимости являются ли они жертвами, свидетелями, или обвиняемыми»[11]. Иными словами, понятие "прокурорского надзора", существующее в российских правовых реалиях, за рубежом имеет в качестве аналога обеспечение соблюдения человеческих и гражданских прав в ходе уголовного преследования.

Итак, прокурорские полномочия, существующие в контексте возбуждения уголовного дела, вполне достаточны. Тем не менее, не стоит упускать из виду некоторые существующие пробелы.

Как уже было сказано, осуществляя уголовное преследование, прокурор действует от имени государства, с чем солидарны, в частности, И. Бирюкова и профессор А. П. Кругликов[12]. Прокурор располагает полномочиями, которые дают ему возможность отмены любого решения органов предварительного следствия и дознания. К числу законных возможностей прокурора принадлежит право делать заключения касаемо того, законно и целесообразно ли уголовное преследование в любом конкретном случае. Если же прокурор сочтет, что ответ на данный вопрос отрицательный, то он вправе отказаться от уголовного преследования. Учитывая сказанное выше, хочется отметить, что, по нашему мнению, прокурорские полномочия на стадии предварительного расследования, все - таки, не полны. Обусловлена такая ситуация тем, что, в большинстве случаев, прокурор плохо осведомлен о ходе самого расследования и уголовного преследования, и решения, подлежащие проверке с его стороны, в основном, заключительные.

Учитывая сказанное, предлагается пополнить список уголовно-процессуальных полномочий прокурора такой функцией, как оперативное консультирование органов предварительного следствия и дознания. При этом, чтобы обеспечить обоснованность и соответствие действий всех лиц и органов, участвующих в уголовном процессе, действующему законодательству, прокурор должен иметь возможность в ходе расследования выносить заключения касаемо полноты доказательственной базы по делу.

 

Список использованной литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 26 июл. 2019 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 229, 25 нояб. 1995 г.
  3. Определение ВС РФ от 13.07.2018 № 305-ЭС18-476 по делу № А40-118786/2017 Федеральный закон от 5 июн. 2007 № 87-ФЗ (в ред. от 22 дек. 2014 г.) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2017 г.) // Российская газета, № 122, 8 июн. 2007; Российская газета, № 293, 2 дек. 2014.
  4. Долгова А. И. Прокурорский надзор в советском уголовном судопроизводстве. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1969. – 16 c.
  5. Казанцев С. М. Прокуратура Российской Империи (историко-правовое исследование). Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. С.-Пб., 2003. – 455 c.
  6. Чеканов В. Я. Прокурорский надзор на отдельных этапах предварительного следствия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. – 95 c
  7. Макаренко М. А. Правовые связи надзорного типа в уголовно-процессуальных правоотношениях с участием прокурора // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №1 (73), 2017. С. 90-97
  8. Шадрин В. С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство. СПб.: СПб юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 2005. – 180 с.
  9. Баев О. Я. Функция следователя и прокурора - уголовное преследование // Судебная власть и уголовный процесс, № 1, 2016. С. 120-127
  10. Поторыкина Е. Ю. Уголовно-процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т.10, № 12. С. 132-136
  11. Чурикова А. Ю. Характер и цель деятельности прокурора в  досудебном производстве уголовного процесса Великобритании //  Право Законодательство Личность № 1 (8) 2010. С. 93-105
  12. Кругликов А.П., Бирюкова И.А. Процессуальное руководство  прокурором уголовным преследованием от имени государства - принцип уголовного судопроизводства // Законность. 2019. № 2 (1012).  С. 38-42

 

References:

  1. "Constitution of the Russian Federation" (adopted by popular vote 12/12/1993) (as amended by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 N 6-FKZ, of 30.12.2008 N 7-FKZ, of 05.02.2014 N 2 -FKZ, dated July 21, 2014 No. 11-FKZ) // in the "Collection of Legislation of the Russian Federation", 08/04/2014, No. 31, Art. 4398.
  2. Federal law of January 17. 1992 No. 2202-1 (as amended on July 26, 2019) “On the Prosecutor's Office of the Russian Federation” // Rossiyskaya Gazeta, No. 229, Nov 25. 1995 year
  3. Determination of the RF Armed Forces of July 13, 2018 No. 305-ES18-476 in the case No. A40-118786 / 2017 Federal Law of 5 June. 2007 No. 87-ФЗ (as amended on December 22, 2014) «On Amending the Criminal Procedure Code of the Russian Federation and the Federal Law» On the Prosecutor's Office of the Russian Federation» (as amended and supplemented, entered into force on Jan 1, 2017) // Russian Newspaper, No. 122, Jun 8. 2007; Russian newspaper, No. 293, 2 Dec. 2014.
  4. Dolgova A. I. Prosecutorial supervision in the Soviet criminal proceedings. Abstract. dis. ... cand. legal sciences. M., 1969. - 16 p.
  5. Kazantsev S. M. The prosecutor's office of the Russian Empire (historical and legal research). Dis. ... doc. legal Sciences: 12.00.01. S.-Pb., 2003. -- 455 p.
  6. Chekanov V. Ya. Prosecutorial supervision at certain stages of the preliminary investigation. Saratov: Publishing house of Sarat. University, 1974. - 95 s
  7. Makarenko M. A. Legal relations of the supervisory type in criminal procedural relations with the participation of the prosecutor // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1 (73), 2017. P. 90-97
  8. Shadrin V. S. Criminal procedure activities of the prosecutor and the preliminary investigation bodies. Pre-trial proceedings. SPb .: SPb legal. Institute of the Prosecutor General of the Russian Federation, 2005. - 180 p.
  9. Baev O. Ya. The function of the investigator and the prosecutor - criminal prosecution // Judicial authority and criminal trial, No. 1, 2016. P. 120-127
  10. Potorykina E. Yu. The criminal procedure status of a prosecutor in the proceedings of European states // Socio-economic phenomena and processes. 2015. V. 10, No. 12. P. 132-136
  11. Churikova A. Yu. The nature and purpose of the activities of the prosecutor in UK pre-trial criminal procedure // Law Legislation Personality No. 1 (8) 2010. P. 93-105
  12. Kruglikov A.P., Biryukova I.A. Procedural Manual prosecutor criminal prosecution on behalf of the state - principle of criminal proceedings // Legality. 2019.No 2 (1012). S. 38-42

 

[1] Федеральный закон от 5 июн. 2007 № 87-ФЗ (в ред. от 22 дек. 2014 г.) «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2017 г.) // Российская газета, № 122, 8 июн. 2007; Российская газета, № 293, 2 дек. 2014.

[2] Долгова А. И. Прокурорский надзор в советском уголовном судопроизводстве. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1969. – 16 c.

[3] Казанцев С. М. Прокуратура Российской Империи (историко-правовое исследование). Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. С.-Пб., 2003. – 455 c.

[4] Чеканов В. Я. Прокурорский надзор на отдельных этапах предварительного следствия. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. – 95 c

[5] Макаренко М. А. Правовые связи надзорного типа в уголовно-процессуальных правоотношениях с участием прокурора // Вестник Санктпетербургского университета МВД России №1 (73), 2017. С. 90-97

[6] Федеральный закон от 17 янв. 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 26 июл. 2019 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 229, 25 нояб. 1995 г.

[7] Шадрин В. С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство. СПб.: СПб юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ, 2005. – 180 с.

[8] Баев О. Я. Функция следователя и прокурора - уголовное преследование // Судебная власть и уголовный процесс, № 1, 2016. С. 120-127

[9] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

[10]Поторыкина Е. Ю. Уголовно-процессуальный статус прокурора в судопроизводстве европейских государств // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т.10, № 12. С. 132-136

[11] Чурикова А. Ю. Характер и цель деятельности прокурора в досудебном производстве уголовного процесса Великобритании // Право Законодательство Личность № 1 (8) 2010. С. 93-105

[12] Кругликов А.П., Бирюкова И.А. Процессуальное руководство прокурором уголовным преследованием от имени государства - принцип уголовного судопроизводства // Законность. 2019. № 2 (1012). С. 38-42