ИЗ СТУДЕНТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

FROM STUDENT TO ENTREPRENEURS

  Выбор пути профессионального развития – пожалуй, одно из самых ответственных и важных решений, встающих перед каждым человеком. Сегодня этот выбор является предметом изучения психологии профессионального развития. В ней он обозревается в рамках кризиса юношеского самоопределения, который содержит в себе более широкие проблемы личностного и жизненного самоопределения, в которых выбор профессии является одной из главных частей[1].

Рассматривая тему определения пути профессионального развития, отдельно стоит выделить  такое направление как предпринимательство.
           Данное направление является актуальным и обсуждаемым, что можно понять, проведя анализ публикаций ему посвященных. Оно связано с рядом проблем, находящих отражение в событиях, происходящих в мире, например, это ограничения в бизнесе из-за пандемии короновируса.
          Выбор предпринимательства в качестве вектора развития – поступок как весьма распространенный, так и мало изученный. Неизбежно возникает ряд вопросов вызывающих страхи, сомнения, мысли о невозможности достижения поставленной цели.  

Данная статья посвящена  анализу стереотипного мышления, положенного в основу вышеуказанных страхов, так как именно оно стоит на пути осуществления цели.

Согласно результатам исследования, проведенного ВШМ СПбГУ в 2019 году в России количество людей, участвующих в создании и управлении компаниями, составило 9,3% от всего числа трудоспособного населения[2].

Это означает, что наибольшее количество начинающих предпринимателей росли в обычных, среднестатистических семьях, в которых не уделяется внимание фокусировке на формирование предпринимательского мышления. Однако Брайан Трейси справедливо отметил, что никто не лучше и не умнее нас, просто они начали раньше. Мы согласны с этой мыслью, и хотели бы подчеркнуть, что самостоятельное формирование предпринимательского мышления, возможно, просто требует приложения определенных усилий.

Продолжая мысль Брайана Трейси, хочется сказать, что предпринимателями не только рождаются, но и становятся. Вопрос только в том, когда человек начал прилагать усилия для развития. В научных работах зарубежные исследователи часто акцентируют внимание на возможности и необходимости развития у школьников предпринимательских навыков.

По своему отношению к данному вопросу иностранных авторов можно разделить на три группы:

  • первая склоняется к тому, что предпринимателями рождаются, а не становятся;
  • вторая придерживаются мнения, что предпринимательским навыкам и способностям можно отчасти обучиться;
  • третья группа исследователей полагает, что введение дисциплины предпринимательства способствует развитию предпринимательских умений, знаний и способностей у школьников и оказывает благоприятный эффект на появление предпринимательских задатков[3].

Мы придерживаемся философии второй группы ученых и считаем, что, безусловно, есть предрасположенности и таланты с рождения, но, как правило, в долгосрочной перспективе добивается успеха тот, кто большое количество времени трудится.

 В данном случае нельзя не привести слова великого американского изобретателя Томаса Эдисона: “Гений – это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота”, с которыми сложно поспорить.       
              Какими ключевыми навыками и качествами должен обладать предприниматель? Мы выделили следующие:

  • оптимизм, именно он нацеливает на преодоление сложностей;
  • настойчивость, проявляющуюся в сохранении производительности вне зависимости от настроения, проблем и происходящих событий;
  • способность к контролю, которая состоит из способности вести людей за собой и возложении на себя ответственности за принимаемые решения и совершаемые действия;
  • выносливость в долгосрочной перспективе;
  • умение мотивировать свое окружения;
  • лидерство;
  • коммуникабельность;
  • инициативность и так далее.

              Но с чего именно начать, что даст основу для дальнейшего развития?
Проанализировав книги успешных людей и бизнесменов на тему работы менеджера по продажам, можно заметить одно сходство – большинство авторов утверждает, что, работая в продажах, общаясь с людьми, человек совершенствует предпринимательские качества, например, коммуникабельность, стрессоустойчивость, креативность, умение вести переговоры.
              Максим Батырев (Комбат) - известный российский топ-менеджер, предприниматель, основатель Batyrev Consulting Group, автор книг бизнес-литературы «45 татуировок менеджера», «45 татуировок продавана» и «45 татуировок личности», которые установили абсолютные рекорды по продажам в своих категориях (менеджмент, продажи, личная эффективность)[4]. С 2015 года Батырев начинает проводить мастер-классы в качестве бизнес-спикера. В своё время он прошел путь от менеджера по продажам до члена совета директоров в крупной консалтинговой компании.[5].
                В своей книге «45 татуировок продавана» он неоднократно поднимает тему важности и сложности профессии менеджера по продажам, пишет о том, что все, чего достиг в профессиональной деятельности это благодаря работе в продажах. Действительно, получив опыт в данной профессии, можно научиться защищать интересы компании и свои, выступать на людях, четко и ясно выражать мысли. Большое количество стресса, высокая конкуренция за клиента, вероятность проиграть битву за клиента закаляет, и делает сильным. А человеку, прошедшему через все эти испытания, будут по плечу практически любые бизнес-задачи.
                 Специалист отдела продаж, безусловно, должен работать над собой, совершенствуясь при этом. С опытом выработается очень важное профессиональное правило - тщательная подготовка к переговорам, важная, потому что его соблюдают единицы, но оно иногда может решить исход значимых переговоров.      
                Способность мотивировать как себя, так и других людей, умение вести переговоры, креативность – весь этот драгоценный опыт послужит базой для предпринимательства.
                Одно из главных качеств бизнесмена это лидерство. Только лидеры способны влиять на мир, а они в первую очередь должны уметь общаться с людьми[6].      
               Существуют разные способы психологического влияния на людей, подтвержденные научными экспериментами. Данные знания применяются в различных сферах жизни, особенно в рамках профессии менеджера по продажам, при общении и взаимодействии с людьми[7].
             Таким образом, подводя итоги вышеизложенному, мы можем говорить об актуальности, значимости и насущности проблемы выбора предпринимательства, как пути профессионального развития. Но как возможно её преодолеть?        
              Безусловно, современного бизнесмена едва ли можно представить без вышеописанных качеств и умений. Путь к предпринимательству можно проложить через опыт работы в отделе продаж, ведь, двигаясь в этом направлении, можно развить основополагающие профессиональные качества. Из уже приведенных ранее слов Брайана Трейси можно сделать вывод: вопрос опыта и количества накопленных знаний важен, поэтому нужно как можно раньше начать действовать. И данная профессия как раз идеально подходит студенту для совмещения с учебой, ведь, как правило, у менеджера по продажам график гибкий.   
                Отдельно стоит обратить внимание на два важных факта. Первый: отдел продаж связан со многими структурами компании, работая в нем можно узнать о механизме работы всей компании. Второй: в перспективе, при продвижении по карьерной лестнице, можно достигнуть должности руководителя отдела продаж, изучить механизм устройства организации. Все это принесет бесценный опыт и знания, которые можно применить уже для в своего бизнеса в будущем.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Головей Л. А. Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование –М. «Нестор-История», 2015.  С. 184.
  2. Ежегодная международная научно-практическая конференция «Современное предпринимательское образование». Электронный сборник тезисов и докладов - М, 2018. С. 147.
  3. М. Батырев(Комбат) // 45 татуировок продавана //  Издательство iSpring 3-е изд. – М. : Манн, Иванов, Фербер, 2019. -336 с.
    Д. Максвелл // 21 неопровержимый закон лидерства // Издательство Попурри 2-е изд., 2007. – 448 с.
    Р.Б. Чалдини // Психология влияния // Издательство Питер 5-е изд., 2016. – 336 с.
  4. Сборник научных трудов. Предпринимательская деятельность: проблемы развития в современных условиях / Федеральное агентство по образованию России, Негос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уральский ин-т бизнеса, Каф. коммерции. Екатеринбург, 2008. С. 135.

 

[1] Головей Л. А.  Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование –М. «Нестор-История», 2015.  С. 184.

[2] Сборник научных трудов. Предпринимательская деятельность: проблемы развития в современных условиях / Федеральное агентство по образованию России, Негос. образовательное учреждение высш. проф. образования Уральский ин-т бизнеса, Каф. коммерции. Екатеринбург, 2008. С. 135.

[3] Ежегодная международная научно-практическая конференция «Современное предпринимательское образование». Электронный сборник тезисов и докладов - М, 2018. С. 147.

[4] Безгодов социологии предпринимательства. - СПб.: 19с.

[5] М. Батырев(Комбат) // 45 татуировок  продавана //  Издательство iSpring 3-е изд. – М. : Манн, Иванов, Фербер, 2019. -336 с.

[6] Д. Максвелл // 21 неопровержимый закон лидерства // Издательство Попурри 2-е изд., 2007. – 448 с.

[7] Р.Б. Чалдини // Психология влияния // Издательство Питер 5-е изд., 2016. – 336 с.