СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ В ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ

IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR FORMING AND APPLYING PRELIMINARY DECISIONS IN CUSTOMS CONTROL

На современном этапе развития внешнеторговые отношения характеризуются быстрым и значительным ростом товаропотоков, что, в свою очередь, требует поиска инструментов таможенного контроля, обеспечивающих соблюдение таможенного регулирования в минимальные сроки. Для принятия предварительного решения, участники внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) направляют заявление в соответствующий таможенный орган с просьбой предоставления такой государственной услуги. Главная цель таких решений – упрощение таможенных операций. За счет формирования предварительных решений увеличивается подлинность результатов таможенного контроля, при помощи метода определения таможенной стоимости, определения кода ТН ВЭД, страны происхождения товара[1].

Непременное исполнение и действие предварительного решения  в течение 5 лет, ведут к значительному сокращению времени таможенного контроля за счет неоднократного применения данных решений.

Совместно с тем предоставление предварительных решений в только в виде инструмента упрощения таможенных операций, ограничивает вероятность использования их в таможенном контроле для целей эффективного применения таможенного тарифа, которое допустимо при совместном формировании и применении предварительных решений по вопросам таможенной стоимости, классификации и происхождении товаров.

Однако время проведения таможенного контроля увеличивается из-за раздельного формирования данных решений, так и отсутствия отдельных видов предварительных решений при таможенных операциях.

Данные недостатки не позволяют применять предварительные решения для целей достижения требуемого в нынешних обстоятельствах сочетания эффективности и своевременности таможенного контроля, что устанавливает неизбежность развития механизмов формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле[2].

Требование о классификации товара, то есть присвоения ему определенного номера согласно товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, направляется в соответствующий орган таможенной службы страны. Это может быть федеральный орган исполнительной власти, либо иной уполномоченный орган, осуществляющий контроль и надзор в сфере таможенного дела[3].

Предварительное решение будет действовать в течение пяти лет со дня его вынесения. Со стороны заявителя оформляется электронное обращение, которое подписывается усиленной электронной цифровой подписью. Обращение можно оформить через «Единый портал государственных услуг», так же подать заявление в ответственный государственный орган в письменном виде. Информационное взаимодействие систем таможенной организации, декларанта осуществляется через единую федеральную информационную систему[4].

В заявлении для запроса процедуры всегда указывается платежный документ, который оформляется при оплате таможенной пошлины за пользование услугами таможенной организации. Так же документ содержит информацию, позволяющую наиболее точно идентифицировать товар. Сюда относят наименование организации, ее товарный знак, характеристики товара, подлежащего утверждению. Если подача заявления осуществляется в бумажном виде, то к документу прикрепляются данные о лице, оформившем запрос.

Уполномоченный таможенный      орган вправе отказать в рассмотрении заявления о принятии предварительного решения в следующих случаях:

  1. Отсутствие подписи в документах уполномоченного лица;
  2. Поданный запрос не соответствует требованиям к заявлению;
  3. Отсутствие в заявлении документа, подтверждающего оплату государственной пошлины[5].

В ситуации, когда уполномоченный орган не может четко идентифицировать и определить код товара, он в течение двадцати рабочих дней  отправляет письменный запрос к заявителю, на предоставление дополнительных характеристик к товару. Запрос носит обоснованный характер. В нем перечисляется перечень необходимых дополнительных документов, которые надо предоставить в уполномоченный орган. Запрашиваемые данные должны помочь установить код товара согласно номенклатуре.

Таможенный орган имеет право отказать в принятии предварительного решения в следующих случаях:

  1. У заявителя уже есть решение с не истекшим сроком действия, однако это правило не распространяется на решение, срок действия которого истекает в ближайшие 60 дней;
  2. Отсутствие дополнительной информации, запрошенной уполномоченным органом. Либо не предоставление информации в установленный законодательством шестидесятидневный срок;
  3. Противоречивость информации в документах заявителя[6].

Данное решение выносится в течение двадцати рабочих дней. Данные о решении подписываются усиленной электронной цифровой подписью и отправляются заявителю. Если заявитель в срок не предоставил требуемые дополнительные данные о товаре, то уполномоченный орган в течение двадцати рабочих дней должен вынести решение об отказе, а также сообщить о его причинах. Само решение о классификации товара  принимается в течение шестидесяти календарных дней. Форма документа, в котором утверждается решение, определяется Евразийской экономической комиссией. Кроме того, уполномоченный орган по надзору и контролю в области таможенного дела самостоятельно определяет формат вынесения решения в электронном виде и форму заполнения на бумажном носителе. В его полномочия так же входит утверждение принципов заполнения всех сопроводительных документов, подаваемых заявителем. Решение начинает действовать со дня его принятия. То же правило распространяется и на отказ.

Согласно ст.23 ТК ЕАЭС предварительное решение о классификации товаров принимается по каждому виду товара, включающему конкретную модель, марку, артикул, модификацию[7].

Механизмы формирования и применения предварительных решений о классификации и происхождении товаров имеют ряд преимуществ, позволяющих повысить достоверность и сократить время проверочных мероприятий. Однако они имеют и недостатки, снижающие достоверность выбора и увеличивающие время на проверочные мероприятия.

Достоверность проверочных мероприятий заключается в правильности выражения разницы мировых и внутренних цен товаров в сумме ввозной таможенной пошлины, которая позволяет  выровнять условия конкуренции на внутреннем рынке между отечественными и зарубежными товаропроизводителями.

Экономический результат от применения предварительных решений в таможенном контроле представляет собой разницу экономических выгод и расходов. Экономические выгоды  определяются сочетанием возможностей повышения достоверности результатов и сокращения времени проверочных мероприятий в процессе реализации функций контроля за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования при перемещении товаров через таможенную границу и таможенном декларировании. Размер экономического эффекта свидетельствует о целесообразности применения разработанных механизмов формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле.

Таким образом, направления совершенствования механизмов формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле, необходимо осуществлять постепенно. К ним можно отнести:

  1. Разработка специализированных информационных систем для целей формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле;
  2. Разработка методических и организационных документов для формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле;
  3. Обучение таможенных специалистов новым навыкам формирования предварительных решений;
  4. Разработка автоматизированного таможенного контроля с применением предварительного решения;
  5. Распределение полномочий формирования и применения предварительных решений в системе таможенного контроля[8].

 

Литература

  1. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) № 487-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  2. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении [Текст] : Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 832 (ред. 30.08.2019) // Собрание законодательства РФ.
  3. Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Текст] : (ред. от 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ.
  4. Гладков А.Р. Механизм формирования предварительного решения для целей таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. – 2018. – № 4 (45). – С. 110-117.
  5. Гладков А.Р. Совершенствование механизмов формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле : дис. канд. эконом. наук : 08.00.05 / А.Р. Гладков. – Люберцы, 2018. – 190с.
  6. Соловьева Л.П., Комков Е.А. Предварительные классификационные решения в России: проблемы и пути их решения // сборник научных трудов «Таможенные, социально-экономические и правовые инновации на Дальнем Востоке России», 2016. С. 93-99.
  7. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Организационно-управленческий механизм предоставления таможенными органами государственной услуги для принятия предварительных решений по классификации товаров // Вестник Московского университета МВД России. № 6. 2016. С. 177-182.

Literatura

  1. O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] : feder. zakon ot 03.08.2018 № 289-FZ (red. ot 27.12.2019) № 487-FZ // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus». Inform. bank. «Versija Prof». Razd. «Zakonodatel'stvo».
  2. Ob utverzhdenii Obshhego polozhenija o regional'nom tamozhennom upravlenii [Tekst] : Prikaz FTS Rossii ot 31.05.2018 № 832 (red. 30.08.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF.
  3. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo Jekonomicheskogo Sojuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza) [Tekst] : (red. ot 01.01.2018) // Sobranie zakonodatel'stva RF.
  4. Gladkov A.R. Mehanizm formirovanija predvaritel'nogo reshenija dlja celej tamozhennogo kontrolja // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. – 2018. – № 4 (45). – S. 110-117.
  5. Gladkov A.R. Sovershenstvovanie mehanizmov formirovanija i primenenija predvaritel'nyh reshenij v tamozhennom kontrole : dis. kand. jekonom. nauk : 08.00.05 / A.R. Gladkov. – Ljubercy, 2018. – 190s.
  6. Solov'eva L.P., Komkov E.A. Predvaritel'nye klassifikacionnye reshenija v Rossii: problemy i puti ih reshenija // sbornik nauchnyh trudov «Tamozhennye, social'no-jekonomicheskie i pravovye innovacii na Dal'nem Vostoke Rossii», 2016. S. 93-99.
  7. Jusupova S.Ja., Knyshov A.V. Organizacionno-upravlencheskij mehanizm predostavlenija tamozhennymi organami gosudarstvennoj uslugi dlja prinjatija predvaritel'nyh reshenij po klassifikacii tovarov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. № 6. 2016. S. 177-182.

 

[1] Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении : Приказ ФТС России от 31.05.2018 № 832 (ред. 30.08.2019) // Собрание законодательства РФ.

[2] Гладков А.Р. Совершенствование механизмов формирования и применения предварительных решений в таможенном контроле  : дис. канд. эконом. наук : 08.00.05. Люберцы, 2018. С. 118

[3] Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Организационно-управленческий механизм предоставления таможенными органами государственной услуги для принятия предварительных решений по классификации товаров // Вестник Московского университета МВД России.   2016.  № 6.

[4] Гладков А.Р. Механизм формирования предварительного решения для целей таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии.  2018. С. 110-117.

[5] О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ  (ред. от 27.12.2019) № 487-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

[6] О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ  (ред. от 27.12.2019) № 487-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».

[7] Таможенный кодекс Евразийского Экономического Союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Текст] : (ред. от 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ.

 

[8] Соловьева Л.П., Комков Е.А. Предварительные классификационные решения в России: проблемы и пути их решения // сборник научных трудов «Таможенные, социально-экономические и правовые инновации на Дальнем Востоке России». 2016.