Основные направления повышения международной конкурентоспособности нефтегазовых компаний России

Сегодняшние нефтегазовые предприятия в период активной глобализации мирового рынка ведут конкуренцию друг с другом, внедряя новейшие технологии и технологические процессы, но возникший кризис и упадок стоимости нефти на экономическом рынке побуждает их применять более современные инструменты организации управления своей конкурентной способностью. По этой причине особенно актуальным становится решить проблемные вопросы по созданию наиболее эффективного механизма по управлению конкуренцией всего нефтегазового комплекса. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно не просто улучшить качество технологии добывания и производства нефти, нефтяных продуктов, газа, но и поменять концептуальные основы по управлению компанией, основываясь на использовании систематической тактики и внедрения инновационных методов. [1]

Международная конкурентоспособность нефтегазовых компаний России представляет собой комплексное понятие, которое заключает в себе следующие составляющие аспекты:

  1. Конкурентная способность характеризует эффективную работу нефтяных предприятий на рынке конкуренции, описывает ее успехи, делает возможным дать оценку сильным сторонам и имеющимся главным компетенциям предприятия в сравнении с конкурентными компаниями;
  2. Конкурентную способность нефтяного предприятия следует оценивать, сравнивая с другими компаниями данной отрасли не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Работа предприятий на внешнем мировом рынке требует тщательности и напряженности в деятельности по созданию новейших способов и инструментов управления конкурентной способностью, связанных со множеством конкурирующих компаний, специфичностью работы на сегодняшнем рынке, потребностью повторного осуществления исследований и создания на постоянной основе адаптации механизмов;
  3. Конкурентная способность не относится к постоянным и неотделимым характерным чертам нефтегазовых предприятий – это связано с непрерывным совершенствованием системы управления конкуренцией на основании розыска и введения новейших инноваций в технологических процессах на всех этапах производства и переработки продукции. [3]

Конкурентную способность нефтяных предприятий России на международном рынке достаточно трудно выявить и сложно измерить – способы и инструментарий управления, применяемые одним предприятием, могут вызвать нарушение стабильности в работе другого предприятия. На сегодняшний день конкурентная способность на международном рынке осуществляется путем влияния определенных факторов, представленных на рисунке 1.

http://meridian-journal.ru/uploads/2020/06/4257-1.PNG

Рис.1. Факторы, влияющие на конкурентную способность России на международном рынке

Все представленные факторы, которые оказывают влияние на конкуренцию международных предприятий нефтегазового сектора, рассматриваются и оцениваются, учитывая их взаимные связи и влияния. Только лишь в данной ситуации возможно получить полные данные о позиции предприятия на рынке и выработать тактику по повышению и укреплению конкурентной способности на будущее. [2]

Российские нефтегазовые предприятия по степени введения инновационных технологий значительно отстаю от иностранных в данной сфере, при чем для них характерен большой уровень износа основных средств и высокая зависимость от иностранного оборудования, так как нефтяные комплексы России, ограничивая спрос на собственные НИОКР, предпочитают покупать иностранные технические средства, что, в свою очередь, также способствует торможению формирования всего нефтегазового бизнеса России.

При этом эту проблему обостряют санкционные меры, введенные США и странами Европы, ограничивающие доступ предприятий РФ к иностранным технологическим процессам и рынкам капитала для глубокого бурения, освоения Арктики и добывания сланцевой нефти и газа, в то время как все проекты по освоению шельфов на 90 % применяют только иностранные технологии и технологические процессы.

По этой причине с целью сохранения конкурентной способности России и формирования прочного основания эффективного экономического роста на мировом рынке нужно новая стратегическая тактика создания нефтяного бизнеса, а именного инновационный путь современного технологического недропользования и замещения импортных технологий, так как от этого будет зависеть социально-экономическое развитие и геополитическая тактика, энергетическая и экологическая безопасность всей страны. [1]

Одной из главных нефтяных предприятий России является ПАО «Лукойл», которое активно разрабатывает новейшие способы и инструментарий по увеличению конкурентной способности во время мирового экономического кризиса, характеризующегося понижением стоимости на нефтепродукты на мировом рынке, нестабильным состоянием валют, уменьшением объема добывания и реализации продукции.

Выручка от реализации (рис.2) за 2018 год ПАО «Лукойл» возросла в 3 раза – на 35 %, и составила 8040 млрд рублей. Главными факторами, послужившими столь стремительному росту, стали: повышение стоимости на нефтепродукты, падение рубля, увеличение объема трейдинга нефтью и повышение экспорта природного газа. Рост выручки удерживался уменьшением объема оптовой продажи нефти заграницей из-за повышения объема розницы на собственном рынке и уменьшения объема мирового трейдинга. [5]

Как видно, в 4 квартале 2018 г выручка уменьшилась в сравнении с 3 2018 г, что связано с тем, что упала стоимость нефтяных продуктов и снизились объемы продаж за рубеж. Понижение отчасти компенсировалось из-за ослабления рубля.

Рис.2. Выручка ПАО «Лукойл» за 2016-2018 год, млрд. руб. [4]

Таким образов в целом, несмотря на снижение выручки за некоторые периоды, компания продолжает развитие в своей области как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

С целью выявления сильных и слабых сторон, возможностей и угроз ПАО «Лукойл» был осуществлен SWOT – анализ, приведенный в таблице 1.

Таблица 1. SWOT – анализ ПАО «Лукойл»

Сила (S)

Слабость (W)

Преобладание вертикальной интеграции в бизнесе; высокая организация управления; занимает лидирующие позиции в сфере нефтедобычи; применение новейших технологических процессов; большая доля запасов; качественное сырье; поддержка государства в бизнесе; активы заграницей; много акций свободного обращения; преобладание акций на фондовом рынке – соответственно привлечение инвесторов.

Неизвестны дальнейшие планы зарубежном; неуверенность в иностранных проектах; ограничение в доступе к нераспределенному фонду стратегических месторождений; влияние негативного эффекта «ножницы Кудрина»

Возможности (O)

Угрозы (T)

Разведка новых месторождений в партнерстве с компаниями Ирака; первостепенная доступность к транспортной сети Газпрома; приобретение части компании Repsol для увеличения мощности; увеличение доли в НПЗ ISAB до 70 % или до 100 % по опциону.

Снижение добычи в Западной Сибири; повышенное воздействие государства; вмешательство чиновников в менеджмент и совет директоров; нахождение большей доли акций у 1 акционера; возможное перекрытие доступа к сети Одесса-Броды.

Также можно выделить и тот факт, что компания ПАО «Лукойл» зависит от транспортной сети компании «Транснефть», что говорит от зависимости тарифной ставки от посреднической организации. Таким образом компании «Лукойл» в первую очередь необходимо построить собственные транспортные нефтепроводы от собственных перерабатывающих предприятий. [5]

Подводя итог, можно сделать вывод, что для сохранения конкурентоспособности России на международном рынке необходимо внедрение новейших технологий и технологических процессов, которые станут главными условиями сохранения лидирующих позиций на мировом рынке. Можно отметить, что как заграницей, так и в РФ имеется тенденция к нахождению альтернативных ресурсов энергии. Рассмотренные в статье факторы дадут возможность усилить нефтегазовые комплексы на международной арене.


Литература

  1. Богданчиков С.М. Технологии – наш путь к лидерству // Нефтяное хозяйство. – 2017. – с.1-2.
  2. Витрик Н.Н. Современные тенденции в развитии нефтегазовых компаний // Нефтепромысловое дело. – 2015. - №12. – с.54-58.
  3. Эдер Л.Н. Основные проблемы инновационного развития нефтегазовой отрасли в области добычи нефти и газа / Л.Н. Эдер, И. В. Филимонова // Бурение и нефть. 2017. №4. С. 165 – 184.
  4. Чистая прибыль Лукойла за 2018 год выросла в 1,5 раза // BCS EXPRESS БРОКЕР URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/chistaia-pribyl-lukoila-za-2018-god-vyrosla-v-1-5-raza (дата обращения: 06.05.2019).
  5. Чистая прибыль "ЛУКойла" по МСФО в первом полугодии выросла // URL: https://www.vestifinance.ru/articles/106112 (дата обращения: 06.05.2019).