ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА В ДИАДЕ «РУКОВОДИТЕЛЬ – ПОДЧИНЕННЫЙ» У ЛИЦ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Отсутствие системного восприятия взаимоотношений в ключевом звене организационной деятельности – диаде «руководитель – подчиненный» [2] как динамичного управляемого конструкта, приводит к  неуправляемости и нестабильности данных взаимоотношений.

Целью настоящего исследования стало, с одной стороны, формирование эффективного диагностического инструментария, позволяющего всесторонне изучить качество взаимоотношений в диаде «руководитель – подчиненный» и выявить их ключевые проблемы, а с другой – разработка программы дальнейшей коррекции этих взаимоотношений и оптимизации психологического контракта субъектов управленческого взаимодействия.

В качестве методологической основы исследования рассматривались положения В. Шутца о «Фундаментальных интерперсональных ориентациях демострируемого и требуемого поведения индивида в межличностных взаимоотношениях» [6] и теория Е.С. Ребриловой о «Виде структуры, свойствах и типе имплицитного соглашения субъектов труда» [3], [4]. В качестве опорного конструкта исследования была рассмотрена модель эмоционального интеллекта Д.В. Люсина «ЭмИн» [1].

Данный конструкт эмоционального интеллекта, понимаемого как способность к когнитивной обработке эмоциональной информации с целью ее дальнейшего применения в решении задач межличностного общения и взаимодействи,  включает такие компоненты (субшкалы) как «Понимание своих эмоций», «Управление своими эмоциями», «Управление экспрессией», «Понимание эмоций других людей», «Управление эмоциями других людей», а также обобщенные шкалы «Внутриличностного интеллекта», «Межличностного интеллекта», «Понимания эмоций», «Управления эмоциями» и «Общего эмоционального интеллекта».

Теоретическая основа настоящего исследования позволяет сделать вывод, что проблема неуправляемости взаимоотношений в управленческой диаде «руководитель – подчиненный» обусловлена недифференцированностью психологического контракта руководителя и подчиненного, а также его неудовлетворительным состоянием, отрицательной направленностью и негативным типом. Под психологическим контрактом понимаются индивидуальные восприятия участников взаимодействия взаимных транзакционных (материальных, рациональных) и отношенческих (эмоциональных) ожиданий и обязательств друг от друга в осуществляемой совместной деятельности. Ситуация связана с тем, что субъекты взаимодействия не только не осознают реальных эмоциональных и рациональных ожиданий и обязательств друг друга, но и могут истолковывать их ошибочно, что приводит к неконструктивным межличностным действиям, препятствующим формированию и достижению общих целей в совместной работе.

В результате исследования нами были выявлены плотные корреляционные связи отношенческих (эмоциональных) компонентов психологического контракта, определяемых с помощью соответствующих шкал методики «Структура и свойства психологического контракта» Е.С. Ребриловой [4] с уровнями развития различных компонентов эмоционального интеллекта, выявляемых с помощью «Опросника эмоционального интеллекта ЭмИн» Д.В. Люсина [1] и аспектами совместимости в диаде, определяемыми с помощью методики В. Шутца FIRO-B (Fundamental Interpersonal Reiations Orientation) в российской адаптации ОМО А.А. Рукавишникова[6].

На начальном этапе исследования была констатирована существенная разница уровней эмоционального интеллекта руководителей и подчиненных. По всем шкалам, кроме «Понимания своих эмоций»,  уровень эмоционального интеллекта руководителей оказался значимо выше, чем у подчиненных. При этом во всех диадах, диагностированных как полностью совместимые, был выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта руководителей и, преимущественно, средний уровень эмоционального интеллекта подчиненных, не осуществляющих управленческих функций. В то же время в диадах, характеризуемых общей несовместимостью, был выявлен средний уровень эмоционального интеллекта руководителей, а также средний и низкий уровень эмоционального интеллекта подчиненных, не занимающих руководящих позиций. Таким образом, в контексте формирования взаимоотношений в управленческой диаде была подтверждена большая значимость уровня эмоционального интеллекта руководителя, чем подчиненного, не выполняющего руководящих функций.

Также наами были выявлены значимые обратные связи компонентов эмоционального интеллекта с показателями несовместимости в диаде по взаимному обмену, инициативности, реципкорности и комплексному коэффициенту в сферах включения, контроля и аффекта/аффилиации. Наиболее значимые обратные связи были обнаружены между показателями несовместимости и такими шкалами эмоционального интеллекта, как «Понимание эмоций других людей, «Управление эмоциями других людей», «Управление своими эмоциями», «Управление экспрессией», «Межличностный эмоциональный интеллект», «Управление эмоциями» и «Общий эмоциональный интеллект». Согласно полученным результатам, чем выше уровень общего эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов у руководителя и подчиненного, не осуществляющего руководящей деятельности, тем ниже степень несовместимости и выше уровень совместимости в управленческой диаде. При этом более значим уровень эмоционального интеллекта руководителя, чем неруководящего сотрудника.

Также нами была выявлены значимые связи показателей шкал эмоционального интеллекта с отношенческими компонентами ожиданий («Отношения в коллективе»,  «Стабильность», «Доверие», «Справедливость») и обязательств («Отношения в коллективе», «Приверженность организации», «Добросовестное отношение к работе», «Занятость в организации») психологического контракта, обеспечивающими стабильность и высокую адаптивность взаимоотношений в диаде «руководитель – подчиненный» в сложные для организации периоды инноваций и негативных изменений.

Согласно полученным результатам, чем выше уровень общего эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов у руководителя и подчиненного, тем значимей преобладание отношенческих компонентов в психологическом контракте, следовательно, тем стабильней и адаптивней к сложностям трудовое имплицитное соглашение в управленческой диаде. При этом уровень эмоционального интеллекта руководителя значимей уровня эмоционального интеллекта подчиненного, не занимающего руководящих позиций.

В результате апробации разработанной программы по развитию эмоционального интеллекта руководящих и неруководящих сотрудников организации было доказано, что развитие компонентов эмоционального интеллекта, обратно коррелирующих с показателями несовместимости и положительно коррелирующих с отношенческими аспектами психологического контракта, позволяет повысить уровень различных форм совместимости и оптимизировать имплицитное соглашение в диаде «руководитель – подчиненный».

 

Литература

  1. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. – 2006. – №4. – С. 3–22.
  2. Мескон М. Основы менеджмента. 3-е изд. М.: Вильямс, 2017. – 701 с.
  3. Ребрилова Е.С. Особенности психологического контракта в диаде организационного взаимодействия «руководитель – подчиненный» //
    Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 3. – С. 146–153.
  4. Ребрилова Е.С. Психометрия авторской методики «Структура и свойства психологического контракта» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2015. – № 1. – С. 18–32.
  5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во ИП, 2002. – 490 с.
  6. Schutz W.C. FIRO: A three-dimensional theory of interpersonal behavior. N-Y.: Rinehart & Company, 1958. – 267 p.

 

  1. Lyusin D.V. Novaya metodika dlya izmereniya emocional'nogo intellekta: oprosnik EmIn // Psihologicheskaya diagnostika. – 2006. – №4. – S. 3–22.
  2. Meskon M. Osnovy menedzhmenta. 3-e izd. M.: Vil'yams, 2017. – 701 s.
  3. Rebrilova E.S. Osobennosti psihologicheskogo kontrakta v diade organizacionnogo vzaimodejstviya «rukovoditel' – podchinennyj» // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. – 2017. – № 3. – S. 146–153.
  4. Rebrilova E.S. Psihometriya avtorskoj metodiki «Struktura i svojstva psihologicheskogo kontrakta» // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya. – 2015. – № 1. – S. 18–32.
  5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. M.: Izd-vo IP, 2002. – 490 s.
  6. Schutz W.C. FIRO: A three-dimensional theory of interpersonal behavior. N-Y.: Rinehart & Company, 1958. – 267 p.