ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА И ЕГО ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

Введение

В последние годы в нашей стране возрос интерес к такому понятию как гражданство. В связи с распадом СССР нужно было сформировать новое гражданство в России. Это обсуждали многие исследователи и общественность страны.

Гражданство находится в прямой зависимости с правами, свободами и обязанностями гражданина, их объемом и содержанием. Оно выступает предпосылкой для реализации и обладания в полном объеме конституционными и иными правами, свободами и обязанностями.

Многие часто путают термины «граждане» и «поданные» из-за того, что они применяются в разных значениях. Это связано с тем, что данные термины весьма многозначны, и в разное время значили разное. Но сейчас этим категориям дана устойчивая правовая характеристика и их можно легко различать.

Российское подданство и его правовая регламентация

Законодательство России в XVI и XVII вв. не имело в себе норм, которые бы различали, подданных и иностранцев. Русские люди считали, что быть подданным – быть православным.

С изменением и развитием законодательства в XVIII в., меняются и вопросы подданства. После указа Петра I в 1721 г. Иностранцы могли приобрести вотчины и поместья путем принесения присяги на "вечное подданство Российскому Государю", а не в результате крещения, как это было раньше. Но всё равно было сложно сказать, кто являлся подданным, а кто нет.

Постепенно значение веры в вопросе подданства ослабевало, и иностранцы в России становились подданными в результате их участия в политической и социальной деятельности.

В XVIII в. появляется такое понятие как «натурализация» - юридический способ вступления в русское гражданство, связанный с принесением присяги на подданство. Данная присяга получила правовое закрепление впервые в манифесте 1721г., который призывал пленных шведов вступить в русское подданство.

Уравнение прав иностранцев и рождённых подданных было осуществлено только 10 февраля 1864 г. законом "О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства".

Образованное после февральской революции Временное Правительство не внесло почти никаких изменений в вопрос подданства. Единственным актом, хоть как-то затрагивающий рассматриваемую тему было постановление от 20 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений".

Советское гражданство и его правовая регламентация

Существенные изменения в законодательстве, а именно в понимании института гражданства произошли сразу после Октябрьской революции. Термин «гражданство» укрепился в законодательстве с самых первых дней советской власти. О гражданстве говорится в Декрете о земле, в приказе Верховному главнокомандующему генералу Духонину от 7 (20) ноября 1917 г., в декрете о сокращении численности армии от 10 (23) ноября 1917 г. в правительственном сообщении "Ко всем трудящимся и эксплуатируемым" от 28 ноября (11 декабря) 1917 г.; в декрете о расторжении брака от 16 (29) декабря 1917 г. и многих других актах. Первым законодательным актом, определившим порядок перехода иностранцев в советское гражданство, стал декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства".

Существенное развитие советского законодательства было связано с образованием СССР. Создание данного союза требовало унификацию юридических норм, которые регулировали вопросы гражданства. Для данных категорий юридической базой стала Конституция 1924г. Она установила единое союзное гражданство для всех людей проживающих на территории советских республик (ст. 7), а также отнесла к ведению СССР в лице его верховных органов власти "основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев". Положение о союзном гражданстве 1924 г. разрешило ряд важных вопросов: кто признается гражданином СССР; о гражданстве детей при изменениях гражданства родителей; о гражданстве при вступлении советских граждан в брак с иностранцами; о восстановлении гражданства; об утрате гражданства; о принятии иностранцев в гражданство СССР.  Это положение сыграло большую роль в представлении гражданства в законодательстве СССР. Оно устранило различие в республиканском законодательстве и привело его к единообразию.

Конституция СССР, принятая в 1936 г.  показала необходимость в пересмотре действовавшего законодательства о гражданстве и приведения его в соответствие с новой Конституцией. Следующим большим шагом в развитии законодательства стал Закон о гражданстве СССР 1978 г.

В.В. Полянский, анализируя Закон о гражданстве СССР 1978 г., пришел к выводу, что к числу принципов советского гражданства относятся принцип, в соответствии с которым гражданство выступает формой выражения суверенитета государства; принцип непризнания двойного гражданства; принцип невыдачи советских граждан иностранному государству; принцип единства советского гражданства; принцип равного гражданства как всеобщей основы правового положения советских граждан; принцип сочетания интересов общества, государства и личности, принцип сочетания оснований признания советского гражданства по "праву крови" и "праву почвы"; принцип единства гражданства членов семьи, принцип непризнания автоматической утраты советского гражданства, принцип единства порядка приема в советское гражданство; разрешительный порядок выхода из советского гражданства.

Если анализировать советское законодательство о гражданстве, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, оно длительный период развивалось по двум основным направлениям. Во-вторых, из него постепенно исключались статьи, предусматривающие дискриминационные требования при принятии в советское гражданство (классовая принадлежность, социальное положение и некоторые другие, это исходило от децентрализации к централизации).

Российское гражданство в постсоветский период и его правовая регламентация

Когда была провозглашена Декларация о государственном суверенитете РСФСР первый Съезд народных депутатов республики установил состав законодательных актов, которые подлежали первоочередной разработке Верховным Советом РСФСР. В этот перечень вошел и законопроект «О российском гражданстве».

28 ноября 1991 года Закон «О гражданстве Российской Федерации» был принят Верховным Советом РСФСР. 23 января 1992 года Верховный Совет РФ учел замечания Президента РФ и в данный Закон были внесены модификации, которые сводились к добавлению слова «бывший» перед аббревиатурой «СССР».

 

В преамбуле Закона говорилось, что он нацелен на обеспечение реализации принципов международного права и Конституции РСФСР вопросов касательно гражданства и прав человека, создание благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту своих граждан за пределами республики.

Новый Закон регламентировал общие основы, которые определяли сущностные характеристики отношений подданства. В данном законе устанавливалось, что гражданство России является равным не зависимо от оснований его приобретения. Он не предусматривал каких-либо особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство и т.д. Также не имело правовой значимости и время приобретения подданства.

Нужно сказать, что гражданство РФ имело открытый и свободный характер. Это отражалось в том, что в соответствии с новым Законом в РФ каждый человек имеет право на гражданство и его изменение.

Данный Закон о гражданстве базировался на отрицании автоматического изменения гражданства РФ при заключении или расторжении брака гражданином РФ с иностранцем, а также при изменении подданства другим супругом. Данный принцип характеризует сущность гражданства как индивидуальную связь лица с государством, которая не предполагает прекращения подданства без соответствующего волеизъявления лица.

31 мая 2002 года был принят новый ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В данном законодательном акте применены новые принципы и подходы государства к регламентированию отношений гражданства в России.

Заключение

Таким образом, на протяжении многих лет развивался такой институт, как институт гражданства в России. Можно сказать, что каждый этап развития законодательства отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранял историческую преемственность по отношению к предыдущему. Если говорить о законодательстве постсоветского времени, то его анализ основание сделать вывод о том, что его развитие шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию.

Список литературы:

  1. Гессен В.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 130-132.
  2. Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 4.
  3. Кишкин С.С. Советское гражданство // Советский федерализм / Под ред. М.О. Рейхеля. М., 1930. С. 59.
  4. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. Вып. 1. М., 1992. С. 107.
  5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1999. С. 272.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1999. С. 155-158.
  7. Стрекозов В.Г., Казанчеев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995. С. 102.

Spisok literatury:

  1. Gessen V.M. Poddanstvo, ego ustanovlenija i prekrashhenie. SPb., 1909. S. 130-132.
  2. Kishkin S.S. Sovetskoe grazhdanstvo. M., 1925. S. 4.
  3. Kishkin S.S. Sovetskoe grazhdanstvo // Sovetskij federalizm / Pod red. M.O. Rejhelja. M., 1930. S. 59.
  4. Shafir M.A. Grazhdanstvo Rossijskoj Federacii i ego zakonodatel'noe regulirovanie // Konstitucionnyj stroj Rossii. Vyp. 1. M., 1992. S. 107.
  5. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. M., 1999. S. 272.
  6. Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii. M., 1999. S. 155-158.
  7. Strekozov V.G., Kazancheev Ju.D. Gosudarstvennoe (konstitucionnoe) pravo Rossijskoj Federacii. M., 1995. S. 102.