ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

RESPONSIBILITY FOR ILLEGAL USE OF SPECIAL TOOLS

На сотрудников правоохранительных органов возложен определенный круг задач, при решении которых могут применяться физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие.

Применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия может затрагивать личные права и свободы граждан Российской Федерации, а в том числе и иностранных граждан, и лиц без гражданства.

Зачастую многие сотрудники правоохранительных органов боятся прибегать к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, что служит причиной, по которой могут пострадать как сами сотрудники, так и другие граждане. В первую очередь сотрудников от применения огнестрельного оружия останавливает боязнь предвзятой оценки их действий со стороны надзорных органов. Подобная ситуация может складываться и при применении сотрудниками полиции специальных средств, ведь даже за применение таких средств как наручники, сотрудник правоохранительных органов может быть привлечен к уголовной ответственности.

По мнению И.П. Зайковского специальные средства – это состоящие на вооружении полиции устройства, предметы, вещества, а также служебные животные, которые сотрудники могут применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. [1]

Федеральный закон «О полиции» в ст. 18 закрепляет, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. [2]

Перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции, утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (г. 5 ст. 18), а именно распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 года № 737-р «Об утверждении перечня видов огнестрельного оружия, патронов к нему, боеприпасов и специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации». Данный перечень определяет конкретные виды специальных средств, которые сотрудник полиции может применять при осуществлении своей деятельности.

Закон «О полиции» содержит перечень специальных средств, которые вправе применять сотрудники правоохранительных органов. Кроме этого в ст. 22 Федерального закона «О полиции» устанавливаются определенные ограничения и запреты, связанные с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Согласно ст. 21 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять:

– палки специальные;

– специальные газовые средства (аэрозольные распылители, ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия, патроны и боеприпасы (слезоточивого) действия;

– средства ограничения подвижности (наручники);

– специальные окрашивающие и маркирующие средства (специальные химические вещества);

– электрошоковые устройства (электрошокеры, дистанционные электрические картриджи);

– светошоковые устройства;

– служебных животных;

– световые и акустические специальные средства (ручные гранаты, оперативно-технические средства);

– средства принудительной остановки транспорта (специальные шипованные ленты);

– средства сковывания движения (сковывающая сеть);

– водометы;

– бронемашины;

– средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

– действия разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства направленного действия);

– специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам. [2]

Стоит отметить, что приказом МВД России от 31 июля 2012 г. № 750 «Об установлении ограничений, связанных с применением сотрудниками полиции конкретных видов специальных средств» устанавливаются дополнительные ограничения по применению специальных средств, которые не отражены в законе «О полиции». [3]

Не редки случаи, когда сотрудником правоохранительных органов причиняется вред задерживаемому лицу при применении каких-либо средств, не находящихся на вооружении полиции. Российское законодательство разрешает сотрудникам полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия применять подручные средства только лишь в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление. Данное положение закрепляет п. 3 ст. 18 Федерального закона «О полиции». [2]

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в отношении граждан, сотрудник полиции постоянно должен задумываться о причиненных последствиях.

Превышение полномочий при применении ими специальных средств могут представлять собой составы преступлений, предусмотренных статьей 108 УК РФ «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление», либо статьей 114 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровья при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление».

Если при задержании лица, совершившего административное правонарушение, применяются специальные средства и причиняется вред здоровью, то такие действия сотрудника полиции могут квалифицироваться по таким статьям Уголовного Кодекса, как ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 112 «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и ст. 118 «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».

Если применение специальных средств связано с выполнением служебных обязанностей, то действия сотрудника полиции не подлежат уголовной ответственности с учетом, что соблюдаются все требования нормативно правовых актов Российской Федерации. Однако, если в действиях сотрудника полиции прослеживаются нарушения действующего законодательства, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по таким статьям как 108 УК РФ «Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление», 114 УК РФ «Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление», 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», 302 УК РФ «Принуждение к даче показаний» и т.д.

В случае если действия сотрудника правоохранительных органов не связаны с выполнением служебных обязанностей, он может быть не привлечен к уголовной ответственности, когда данные действия связаны с необходимой обороной и крайней необходимостью, предусмотренных статьями 37 и 39 УК РФ. Во всех остальных случаях, когда действия сотрудника полиции не связаны с выполнением служебных обязанностей, и в них отсутствуют признаки необходимой обороны и крайней необходимости, он привлекается к уголовной ответственности в зависимости от причиненного вреда (ст. 105, 111, 112, 115, 116 УК РФ).

Правом на применение некоторой части специальных средств обладают не все сотрудники, а лишь те, кто прошли специальную профессиональную подготовку.

Сотрудники правоохранительных органов обязательно проходят профессиональное обучение в целях приобретения навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудник полиции, не прошедший периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. [2]

Таким образом, применение специальных средств, независимо от того находятся они на вооружении органов внутренних дел или нет, должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Совокупность рассмотренных нормативных актов составляет правовую основу и устанавливает пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Действия сотрудников полиции, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, должны рассматриваться в соответствии со всеми нормативными требованиями. Любое отклонение в действиях сотрудников полиции от принятых норм влечет за собой их привлечение к дисциплинарной, а также уголовной ответственности.

Библиографический список:

  1. Зайковский И.П., Юдин С.Н. Применение специальных средств сотрудниками ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие. / Зайковский И. П., Юдин С. Н. – М., ЦОКР МВД России, 2006. 128 с.
  2. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ.
  3. Об установлении ограничений, связанных с применением сотрудниками полиции конкретных видов специальных средств: приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 750.