ПРОБЛЕМЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ В ПЕРИОД ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

PROBLEMS OF RESOCIALIZATION OF PERSONS SENTENCED TO IMPRISONMENT WHILE SERVING THEIR SENTENCE

Проблема ресоциализации осужденных к лишению свободы в настоящее время одна из актуальных проблем современности.

Ресоциализация (лат. re - повторное, возобновляемое действие, лат. socialis – общественный) - это приспособление человека к жизни в новом сообществе[5].

Изоляция на длительный срок позволяет оградить общество от новых преступлений со стороны осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, и организовать процесс исправления данной категории лиц.

Длительное пребывание в местах лишения свободы влечет за собой ряд негативных последствий: снижается социальная активность, утрачивается чувство вины за совершенное преступление и чувство справедливости наказания, происходит полная утрата социально полезных связей, что, в свою очередь, существенно затрудняет их ресоциализацию.

Увеличивая лишь сроки лишения свободы, нельзя добиться исправления осужденного, необходимо совершенствовать применяемые методы и средства исправления, повышать качество реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, в связи с тем, что большее влияние, как в исправлении осужденных, так и в профилактике рецидива, имеет не срочность уголовного наказания, а его неотвратимость, не максимально возможный, а минимально неизбежный срок лишения свободы за конкретно совершенное преступление и условия отбывания данного наказания[7].

В процессе отбывания наказания все осужденные подвергаются воспитательному воздействию и в зависимости от влияния можно разделить всех осужденных по степени исправления. Как правило, они подразделяются на следующие категории: характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания; характеризуется положительно; характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку; характеризуется отрицательно либо не стремится к исправлению; злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания. Прямого указания на степени исправления в законодательстве не закреплено, однако характеристикой для положительно характеризующихся осужденных могут служить критерии из ч. 1 ст. 113 УИК РФ применения в отношении их мер поощрения. Так, согласно указанной статьи, осужденные могут быть поощрены за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях. Это в свою очередь является отражением первоначальной стадии исправления осужденных. Главное заблуждение сотрудников на данном этапе является прекращение воздействия на них, ослабленный контроль в силу убежденности об исправленности осужденного. Прекращение исправительного воздействия на такой стадии порождает риск совершения этим лицом нового преступления[1].

При формировании социально-адаптивного поведения осужденных возникают и иные проблемы. Так, например, среди осужденных встречаются люди с крайне низкой психической саморегуляцией, многие из них страдают разнообразными психическими аномалиями (неврозы, психопатии). Данные лица остро нуждаются в медикореабилитационном и психотерапевтическом режиме, при таких состояниях ресоциализация затруднена.

Об успешности ресоциализации можно говорить лишь в том случае, когда будут разорваны все связи с преступным миром, восстановлены социально полезные связи, усвоены общественные нормы и ценности, сформирован механизм социально-положительного поведения, разрушены отрицательные стереотипы.

Стоит согласиться, что процесс ресоциализации затруднителен еще в силу особенностей среды исправительных учреждений. В первую очередь, это вынужденное приспособление к новым условиям. К новым условиям можно отнести: резкую перемену жизни, изменение правового статуса, субкультуру тюрьмы; появление психологической пустоты, бесперспективности своей жизни; отсутствие личной жизни; жесткую регламентацию жизни; стиль управления, основанный на авторитарности и подчинении, что порождает безынициативность личности; камерно-групповое общение и жизнедеятельность, где не существует возможности уединиться в отряде[3].

При применении тех или иных средств исправления необходимо учитывать и индивидуальные социально-психологические особенности каждого из осужденных. Среди негативных особенностей личности осужденного выделяют: эмоциональная неустойчивость, склонность к нарушению законов и эмоциональная неразвитость. Поведение человека зависит от ситуации и случайных факторов, совершая преступление, не задумывается о последствиях. Эмоциональная неразвитость отличается тем, что осужденный не испытывает угрызений совести, не чувствует себя виноватым, как правило, такие люди честолюбивы, ищущие выгоду в каждом подходящем случае. В местах лишения свободы возникает большая вероятность усиления негативных психологических особенностей положительно характеризующихся осужденных.

Попадая в места лишения свободы, осужденный утрачивает социально полезные связи с семьей, друзьями, коллегами по работе и т.д., приспосабливается к условиям внутри колонии, что ведет к возникновению или укреплению негативных (преступных) связей.

Заключительным и самым сложным этапом ресоциализации осужденного в местах лишения свободы является социальная адаптация осужденного, приспособление его к жизни на свободе. И здесь возникают обстоятельства, способствующие совершению повторного преступления, такие, как: разрыв отношений с семьей, бытовая неустроенность, отсутствие жилья, нетрудоустройство и др.

Для недопущения «возвращения» освободившегося осужденного на преступный путь необходимо проведение психологической подготовки для жизни на свободе.

В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения[2]. Если же на протяжении длительного времени после освобождения осужденный не может найти работу, не имеет постоянного места жительства или ведет кочевой образ жизни, нарушает общественный порядок и т.д., то это создает только дополнительную почву для рецидива.

Исправление осужденного является основной стадией в процессе ресоциализации осужденного. Однако, попадая в исправительное учреждение, лицо вынужденно привыкать к определенным условиям, что порождает у него стресс, депрессию, страх и иные негативные эмоции. Препятствием к исправлению выступают и существовавшие среди осужденных строгие законы, группы отрицательной направленности, процветающая в местах лишения свободы субкультура.

Немаловажную роль играют и субъективные причины, осложняющие процесс ресоциализации. Каждый человек имеет свои индивидуальные личностные особенности, которые необходимо учитывать сотрудникам при работе с осужденными, выборе средств исправления, методов воздействия. Исходя из этого, исправительное воздействие должно осуществляться с первых дней пребывания осужденного в исправительном учреждении и продолжаться после его освобождения.

 

 

Список использованных источников

  1. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации: - принят Государственной Думой 18 декабря 1996 г. // Кодекс. – 2019. – 89 с.
  2. Баранов Ю. В. Стадии ресоциализации осужденных в свете новых социологоантропологических воззрений и социальной философии. СПб., 2006. С. 27.
  3. Васильев В. Л. Юридическая психология : учеб, для вузов / под ред. В. Л. Васильева. М.,2010. С. 181.
  4. Колесникова Н. Е. Ресоциализация осужденных как основа подготовки к освобождению. Псков, 2010. С. 43-44.
  5. Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М., 2003. С. 143.
  6. Ресоциализация [Электронный ресурс]: сайт ВикипедиЯ Свободная ЭнциклопедиЯ. – Режим доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (12 нояб. 2019).
  7. Шредер О. Б. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождающихся и освобожденных из учреждений, исполняющих наказания. Томск, 2011. С. 21.

 

Spisok ispol'zovannyh istochnikov

  1. Ugolovno-ispolnitel'nyj Kodeks Rossijskoj Federacii: - prinjat Gosudarstvennoj Dumoj 18 dekabrja 1996 g. // Kodeks. – 2019. – 89 s.
  2. Baranov Ju. V. Stadii resocializacii osuzhdennyh v svete novyh sociologoantropologicheskih vozzrenij i social'noj filosofii. SPb., 2006. S. 27.
  3. Vasil'ev V. L. Juridicheskaja psihologija : ucheb, dlja vuzov / pod red. V. L. Vasil'eva. M.,2010. S. 181.
  4. Kolesnikova N. E. Resocializacija osuzhdennyh kak osnova podgotovki k osvobozhdeniju. Pskov, 2010. S. 43-44.
  5. Pishhelko A. V., Sochivko D. V. Readaptacija i resocializacija. M., 2003. S. 143.
  6. Resocializacija [Jelektronnyj resurs]: sajt VikipediJa Svobodnaja JenciklopediJa. – Rezhim dostupa - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (12 nojab. 2019).
  7. Shreder O. B. Resocializacija i social'naja adaptacija lic, osvobozhdajushhihsja i osvobozhdennyh iz uchrezhdenij, ispolnjajushhih nakazanija. Tomsk, 2011. S. 21.