СФОРМИРОВАННОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОЙ ВНЕШНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ АДЕКВАТКОЙ САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Определить свое место в жизни - это, прежде всего, определить отношение к себе и к окружающей среде. Наш образ - это отражение самого себя в сознании. Каждый из нас воспринимает и осознает себя целостно, поэтому наше представление о себе  можно считать результатом сложной интеграции психических функций и свойств человека[1,c.58]. Подростковый возраст - это время, когда подросток должен создать собственную «Я» - концепцию, такую, которую сам желает и на которую способен, определиться в собственной гендерной идентичности, ведь скоро он станет мужем или женой, отцом или матерью[3,c520]. Подростковый возраст определяет дальнейшее развитие личности, ориентацию на подлинные образцы «Я-мужчины» и «Я-женщины» в новых изменяющихся условиях, наполняет их эгалитарными ценностями, которыми предусмотрено формирование  самоосознания. Самооценка в подростковом возрасте, да и на протяжении всей жизни играет немаловажную роль в жизни человека. Она зависит от многих факторов: внешности, мнения социума, а именно той социальной группы, в которой развивается личность и в немалой степени от близких родственников.

Данная работа посвящена осмыслению своего Я, осознанию своей ценности как личности, без учета пола[1,c.63].

Теоретический анализ позволяет говорить о неоднозначности данной проблемы. Так, в лично-деятельностном подходеизучение сформированности отношения к собственной внешности рассматривается через сформированность личности и самосознания подростка.Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. С. Выготского,  А. Н. Леонтьева,  С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности[2,c.315].Так же нами рассмотрен детерминистический подход к психическим явлениям.Он связан с вопросом о природе психических явлений, их сущности. Детерминистический подход в психологии развивался в процессе освоения диалектико-материалистического мировоззрения, в котором проблема детерминизма является одной из самых существенных.Важным этапом в постепенной реализации принципа детерминизма было создание Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-исторических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми[5,c.684].

Методологической основой исследования стали исходные положения о формировании личности и самосознания подростков (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Г.С.Костюк, Д.И.Фельдштейн)[4,c.193].Следовательно в нашей работе мы опираемся на такие понятия как: человек, как основа составляющая социума и социум, как неотъемлемый фактор становления и развития психики человека.

Целью исследования является исследование психологических характеристик самооценки как фактора становления положительного отношения к своей внешности в старшем подростковом возрасте. Мы предполагаем, что старшие подростки с адекватной самооценкой характеризуются индивидуальными особенностями отношения к своей внешности. Результаты исследования могут быть интересны педагогам и психологам образовательных организаций. Результаты нашего исследования могут быть применимы при разработке мероприятий ипрограмм, направленных на коррекционную работу педагогов-психологов с подростками по проблеме становления положительного отношения к своей внешности в старшем подростковом возрастечерез формирование адекватной самооценки.

Для более подробного изучения данной проблемы,нами были выбраны следующие методики: для изучения общей самооценки «Метод исследование самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация Прихожан)». Данная методика направлена нанепосредственное оценивание (шкалирование) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин[2,c.382]. Следующая методика, которая проводилась на испытуемых: «тест опросник самоотношения» (ОСО). Он построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;  уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Опросник включает следующее шкалы: шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого; шкала I – самоуважение; шкала II – аутосимпатия. шкала III – ожидаемое отношение от других;шкала IV – самоинтерес. Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого; шкала 1 – самоуверенность; шкала 2 – отношение других; шкала 3 – самопринятие; шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность; шкала 5 – самообвинение; шкала 6 – самоинтерес; шкала 7 – самопонимание. Глобальное самоотношение – внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя. Самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя. Аутосимпатия– шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятия», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе, – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»). Самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих[6,c.123-125].

Для измерения степени удовлетворенности отдельными частями тела была использована модифицированная «Шкала удовлетворенности собственным телом (ШУСТ)», разработанная О.А. Скугаревским. В оригинале данная шкала представляет собой перечень из наименований 21 части тела, каждую из которых респонденту предлагается оценить по семибалльной шкале Лайкерта (от 0 до 6) в соответствии со степенью удовлетворенности ею, исходя из следующих критериев: 0 – полностью не удовлетворен, 6 – полностью удовлетворен. Обработка сводится к подсчету показателей удовлетворенности головой, туловищем, нижней частью тела как средних арифметических, а также к подсчету обобщенной степени удовлетворенности телом как процентного соотношения суммарного балла удовлетворенности всеми частями тела к максимально возможному баллу. В результате данная шкала позволяет оценить степень удовлетворенности своей внешностью в отношении отдельных частей тела для выявления наиболее и наименее «проблемных» сегментов, а также степень обобщенной удовлетворенности телом в процентах, исходя из показателей по отдельным частям тела. В целом, полученные результаты также характеризует оценочную составляющую образа тела и являются составными компонентами конструкта «отношение к своей внешности». Нами к шкале удовлетворенности различными телесными характеристиками была добавлена шкала значимости каждого сегмента для общей удовлетворенности телом. Респондентам предлагается оценить значимость отдельных частей тела также по семибальной шкале Лайкерта, исходя из следующих критериев: 0 – не имеет значения, 6 – имеет максимальное значение[7,c.411].

В результате данного эксперимента мы предполагаем, что будут определены три уровня самооценки и самоотношения: неадекватно заниженная, адекватная и неадекватно завышенная.

При разработке проекта программы для нас будут более актуальны такие уровни как: неадекватно заниженная и неадекватно завышенная самооценка. Ведьсамооценка в подростковом возрасте, да и на протяжении всей жизни играет немаловажную роль в жизни человека.

 

Литературы

  1. Белугина Е.В. Внешний облик как культурно-исторический феномен / Е.В. Белугина // Российский психологический журнал. – 2008. – № 3 – С. 58-65.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В., Аванесов В.С. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.
  3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин, Минск: Харвест, 1998 г. – 800с.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
  6. Столин В.В., Пантилеев С.Р. Опросник самоотношения / В.В. Столин, С.Р. Пантилеев // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. – М., 1988. – С. 123-130.
  7. Скугаревский О.А., Сивуха С.В. Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки / О.А. Скугаревский, С.В. Сивуха // Психологический журнал – 2006. – №4. – С. 40-48.