О ПРОВЕДЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В 5-6 КЛАССАХ

THE ORGANIZATION OF MATHEMATICAL GAMES IN THE 5-6 CLASSES

Повышение умственной перегрузки на занятиях математики приводит к проблеме разработки приемов поддержания у учеников заинтересованности к новой теме, включения их в активное участие  во время занятий. В методике обучения математике постоянно введутся поиски новых способов объяснения тем и методических приемов повышения  заинтересованности учеников. Одним из таких приемов считается использование математических игр на уроках.

Готовясь к занятию, прекрасный педагог выбирает материал и формы работы, для того чтобы создавать активный мыслительный процесс и интерес любого учащегося к предмету.

 В нынешних учебных заведениях, делающих ставку на активизацию и интенсификацию хода учебы, с этой целью часто применяются именно математические игры.

При использовании игры необходимо знать ее структуру, выделяя ее от остальной работы.

Сюда входят: план игры, принципы, действия, познавательная сущность или задачи, спецоборудование, итог игры.

С точки зрения М.Ю. Шубы [5, с. 45], в сравнении с простыми играми математическая игра обладает особенным признаком – она имеет хорошо поставленную цель изучения и соответствующий ей педагогический итог, которые обосновываются и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

 План игры – первый структурный элемент, который сформулирован в наименовании игры. Он заложен в той задаче, какую нужно решить во время учебы. План игры часто представляет вопрос, проектирующий ход игры, или загадку. План игры – это вид игрового воздействия, с помощью которого дети могут учиться во время игры. Как считает Т.Д. Гаврилова [2, с. 37], игровые действия способствуют познавательной деятельности учащихся, представляют им вероятность показать их возможности, использовать собственные познания, умения и способности для достижения целей игры.

 По словам Е.В. Ерохина [3, с. 57], основой математической игры считается познавательное содержание, то есть усвоение тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, заданной игрой.

 Спецоборудование математической игры (спецоборудование урока): таблицы, модели, раздаточные материалы и другое.

 Игра содержит установленный итог, что считается концом игры. Он представляет в первую очередь форму решения учебной задачи и предоставляет обучающимся удовлетворенность собственными сидами. Для учителя итог игры всегда считается признаком степени достижений школьников или в усвоении знаний, или в их применении.

По высказыванию В.Г. Коваленко [4, с. 90], каждая игра обладает правилами, определяющими порядок действий учеников в период игры. Таким образом, правилами могут создаваться условия возникновения самостоятельной, настойчивой, мыслительной активности ученика.

Целью игры закладываются такие вопросы: какие знания и навыки ученики могут взять при изучении математики? Какому моменту игры нужно акцентировать внимание больше всего? В момент игры, какие еще цели воспитания могут быть использованы?

 В любой игре требуется определенное количество игроков. Это учитывается при организации игр.

 Очень важно, чтобы у учеников до конца игры сохранился интерес. При его угасании нельзя давить на детей, заставляя их активно играть. Наоборот нужно всячески пытаться восстановить интерес. К примеру изменить обстановку с помощью эмоциональной речи, дружелюбным взаимоотношением, помощью отстающим.

Таким образом, математическая игра обладает двумя целями: обучающей и игровой, которые определяются организацией обучения учителем и игрой школьников соответственно.

Приведем примеры математических игр:

Игра «Кнопка»

Правила игры: участникам предлагается таблица размером 3х3 с числами от 1 до 9.

Задание участникам: определить, на какие числа нажимается кнопка. Учитель называет только координаты некоторых клеток, а число произносит вслух. Ученикам предлагается найти сумму всех тех чисел, на которые нажимается кнопка (Табл. 1).

 

 

Таблица 1

Координаты клеток

1

4

7

2

5

8

3

6

9

 Эта игра формирует интерес и формирует у учащихся способность производить  вычисления в уме.

Игра «Для внимательных»

Задание игры: между числами отсутствуют знаки „+“ и „-“, Нужно как можно быстрее расставить знаки таким образом, чтобы получилось число 12.

2*6*3*4*5*8=12

3*2*1*4*5*3=12

9*8*1*3*5*2=12

8*6*1*7*9*5=12

Игра «Слабое звено»

Учащимся предлагается сидя за партами образовать «змейку» всех рядов или по рядам. Игра продолжается до тех пор, пока не определится разрыв «змейки». Так определяется «слабое звено» в «змейке». Учащимся, которые разорвали «змейку» предлагаются дополнительные задания. Карточки заранее готовятся учителем или учащимися дома, затем они смешиваются и даются учащимся для выполнения. Такие задания даются в начале урока и служат своеобразной разминкой для дальнейшей работы. В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность.

Выводы: в данной статье были рассмотрены некоторые методические вопросы, связанные с организацией и внедрением математических в 5-6 класса, а также приведены примеры математических игр.

Основным в математической игре является обучение математике. Игровые ситуации, по мнению Г.Х. Воистиновой и М.Ю. Солощенко [1, с. 78], лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.

Таким образом, математические игры влияют на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Список литературы:

  1. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учеб. пособие для студ. направления «Педагогическое образование» профилей «Математика», «Математика, Информатика», «Математика, Физика» / Отв. ред. С.С. Салаватова. – Стерлитамак: Изд-во СФ БашГУ, 2015. – 80 с.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. 5-11 класс. – Волгоград: Учитель, 2006. – 37 с.
  3. Ерохина Е.В. Игровые уроки математики. 5-11класс. – М.: Грамотей, – 57 с
  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 90 с.
  5. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение, 1994. – 45 с.